Потребление спортивно-оздоровительных услуг и его регулирование
Понятие «потребление спортивно-оздоровительных услуг». Уровни пользования спортивно-оздоровительной услугой. Опережающие группы как ориентиры в потреблении спортивно-оздоровительных услуг. Регулирование культурного потребления в системе спортивно-оздоровительного сервиса.
Потребление спортивно-оздоровительных услуг – использование достижений общества в области физической культуры и спорта, представленных в форме спортивно-оздоровительных услуг, для удовлетворения потребностей человека в оздоровлении и физическом развитии.
Необходимым условием потребления спортивно-оздоровительных услуг является их производство, которое предшествует потреблению и создает возможность их потребления, представляет собой предложение услуг для потребления.
Познавательная деятельность людей создает возможности для приобретения человеком знаний, умений и удовлетворяет потребность человека в познании. Результаты ценностно-ориентационной деятельности удовлетворяют потребность человека в формировании мировоззрения, убеждений, системы ценностей. Коммуникативная деятельность вырабатывает нормы, необходимые каждому для жизни в обществе. Результаты художественной деятельности служат удовлетворению культурно-эстетических запросов человека.
Преобразовательная деятельность, которая включает в себя и активность человека в сфере оздоровления и физического развития, дает необходимый импульс самосовершенствованию и саморазвитию.
Характер и структура потребления спортивно-оздоровительных услуг определяется совокупностью различных факторов, среди которых:
· предложение: объем и разнообразие произведенных спортивно-оздоровительных услуг;
· наличие групп людей с определенным образом жизни, в структуре потребления которых обязательно присутствие спортивно-оздоровительных услуг;
· культурные традиции, общественное мнение, от которых зависит «престижность» потребления спортивно-оздоровительных услуг;
· мода, динамизм и изменчивость которой меняет спрос на спортивно-оздоровительные услуги.
Можно ли говорить о наличии оптимума потребления спортивно-оздоровительных услуг? Культурологи с тревогой отмечают, что главной особенностью жизни современного человека становится установка на ничем не ограниченное потребление. Гигантские торгово-развлекательные комплексы, целые «города» или даже «столицы услуг», навязчивая и вездесущая реклама призывают человека уйти в мир потребления с головой и навсегда. Человека подталкивают к погоне за удовольствиями от потребления, к гонке за средствами, заработком, чтобы потреблять, потреблять и потреблять. В связи с этим ученые с тревогой говорят о «ловушке сервиса», которая подстерегает человека.
Потребление спортивно-оздоровительных услуг – выражение ориентации на определенные нормы и ценности: здоровье, молодость, спортивность, модность, обозначение участия в спортивно-оздоровительном процессе (причастность), утверждение социального престижа. В конечном счете, это культура тела, досуга, здоровый образ жизни.
Деятельный интерес человека к спортивно-оздоровительной услуге может иметь три уровня:
· пользование спортивно-оздоровительной услугой не оказывает воздействия на внутренний мир личности (внешняя приобщенность);
· в результате контактов с миром спортивно-оздоровительного сервиса формируется установка на спортивно-оздоровительную услугу, налицо активный интерес, устойчивая тяга, готовность к поступку;
· спортивно-оздоровительная услуга становится составной частью индивидуального стиля жизни.
Потенциальные возможности человека как потребителя спортивно-оздоровительной услуги могут быть охарактеризованы:
· сформированностью потребностей в спортивно-оздоровительных услугах;
· наличием и устойчивостью интереса к конкретной сфере спортивно-оздоровительного сервиса;
· широтой и интенсивностью систематических контактов с этой сферой;
· уровнем понимания интересующей сферы, уровнем компетентности, вкуса.
Потребление спортивно-оздоровительных услуг человеком лимитируется ограничением свободного времени, материальным фактором, наличием учреждений спортивно-оздоровительной сферы, производящих спортивно-оздоровительные услуги.
Производство спортивно-оздоровительной услуги – это создание своеобразной культурной ценности, воплощающей в себе проект ее использования: продвижение, реализацию (продажу), само предоставление и потребление.
При этом в зависимости от характера потребления в спортивно-оздоровительной услуге может выявляться то, что вовсе не планировалось.
Возможно, например, и такое положение, когда стилем индивидуальной жизни становится праздность, а потребление спортивно-оздоровительных услуг – просто некая перемена, способ заполнения и проведения времени, сжигания энергии, не направленной на позитивную жизненную цель. Все это ставит задачу регулирования потребления спортивно-оздоровительных услуг в качественном и количественном отношении.
Существенно, что в современных условиях в обществе существует неравенство, создаваемое неравными возможностями доступа разных слоев населения к спортивно-оздоровительным услугам, и связано это не с отсутствием интереса к физической культуре, а с уровнем жизни, материального достатка.
Недопустимы отчуждение от физической культуры, недоступность спортивно-оздоровительных услуг, поскольку это резко снижает количество и качество связей с жизнью, воплощение всей полноты устремлений личности.
Таким образом, регулирование потребления – достижение желаемых состояний и параметров потребления спортивно-оздоровительных услуг. Оптимум культурного потребления определяется ориентацией на опережающие группы – носителей социально-желательного характера, уровня или масштаба потребления спортивно-оздоровительных услуг.
Как правило, это люди с высоким развитием духовного потенциала, общественно активные, успешно выполняющие социальные роли в общественном производстве, в семье, в досуговом общении. Здоровье, физическое развитие, красота, спортивность рассматриваются как факторы успеха во всех сферах жизни. Это высшая или высокая для данных социально-экономических условий и локальных спортивно-оздоровительных возможностей степень развития и реализации потребностей личности в спортивно-оздоровительных услугах.
Присущие этой социальной группе реально существующие характеристики и масштаб потребления спортивно-оздоровительных услуг можно считать оптимальными целевыми показателями культурного потребления. На этой основе может быть определен социально-целесообразный на данный момент уровень потребления спортивно-оздоровительных услуг для основных демографических и социальных категорий населения, может осуществляться регулирование такого потребления.
Регулирование культурного потребления может осуществляться через общественные фонды. Общественные фонды потребления – это часть совокупного дохода государства, направленная на удовлетворение приоритетных, социально важных потребностей, в том числе, потребностей членов общества в спортивно-оздоровительных услугах. За счет этих фондов могут предоставляться бесплатные или льготные спортивно-оздоровительные услуги. Регулирование культурного потребления может осуществляться также через регулирование равновесия спрос – предложение спортивно-оздоровительных услуг в зависимости от конкретной ситуации.
Организатор спортивно-оздоровительного сервиса комплексом мер может влиять на потребление спортивно-оздоровительных услуг. Способы такого влияния:
· пропаганда спортивно-оздоровительного сервиса, помощь в осознании потребности в оздоровлении, физическом развитии и предложение соответствующих услуг;
· актуализация спроса, подъем качества спортивно-оздоровительных услуг, предметная регламентация набора услуг и условий их предоставления целевой аудитории;
· проведение пробных и показательных занятий, демонстрация позитивных результатов, которых достигли люди;
· изменение режима занятий, цен на спортивно-оздоровительные услуги, их распределения во времени;
· диверсификация спортивно-оздоровительных услуг.
Диверсификация – это расширение сферы спортивно-оздоровительного сервиса за счет включения в нее новых сервисных продуктов.
Учреждения спортивно-оздоровительного сервиса, производящие спортивно-оздоровительные услуги, решают двуединую задачу:
· удовлетворение и формирование потребностей в спортивно-оздоровительных услугах;
· рационализация потребления спортивно-оздоровительных услуг, обеспечивающая спортивно-оздоровительную и экономическую эффективность.
Во всех случаях соблюдается равновесие между интересами организации спортивно-оздоровительного сервиса и интересами личности: реализуется то, что пользуется спросом и отвечает требованиям физической культуры и экономики.
Показателями спортивно-оздоровительной эффективности организации спортивно-оздоровительного сервиса в локальной социально-культурной среде могут считаться:
· воздействие на образ жизни, духовное развитие и поведение людей;
· оптимальные варианты использования имеющихся ресурсов для производства спортивно-оздоровительных услуг;
· разнообразие типов учреждений по производству и распространению спортивно-оздоровительных услуг;
· отсутствие зон, не охваченных спортивно-оздоровительным сервисом.
Таким образом, потребление спортивно-оздоровительных услуг реализует экономический потенциал физической культуры и спорта, воздействует на физическое развитие и оздоровление человека, образ жизни людей и регулируется в соответствии со спросом и требованиями культуры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. Что можно считать необходимыми условиями потребления спортивно-оздоровительных услуг?
2. В чем значение понятия «потребление спортивно-оздоровительных услуг»?
3. Почему внешняя приобщенность к спортивно-оздоровительной услуге представляется недостаточной?
4. Чем характеризуется потребление спортивно-оздоровительных услуг населением в современных условиях?
5. Чем опасно отчуждение от физической культуры, ограниченность потребления спортивно-оздоровительных услуг?
6. Какими способами можно регулировать потребление спортивно-оздоровительных услуг?