ТЕОРИЯ спортивно-оздоровительнОГО сервиса КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ
Междисциплинарный характер теории спортивно-оздоровительного сервиса. Предмет теории спортивно-оздоровительного сервиса. Аспекты теории спортивно-оздоровительного сервиса.
В современных условиях есть все основания утверждать, что на пересечении теории и практики физической культуры, валеологии и сервисологии формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования спортивно-оздоровительного сервиса как специфического явления в сфере физической культуры и спорта – теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса. Предметом теории и технологии спортивно-оздоровительного сервиса является деятельность по производству, продвижению и предоставлению спортивно-оздоровительных услуг в ответ на потребности людей.
Зримой формой практической организации спортивно-оздоровительного сервиса являются многочисленные спортивные организации, предприятия, фирмы, клубы, центры, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги. В своей практической деятельности сотрудники этих организаций каждый день решают взаимосвязанные задачи: производства, продвижения и предоставления спортивно-оздоровительных услуг; оздоровления, сближения человека с физической культурой и организации деятельности, достижения экономической устойчивости своего предприятия.
В этом процессе происходит осознание, осмысление динамично развивающейся сферы спортивно-оздоровительного сервиса, привлекаются сведения из смежных областей, имеют место пробы, ошибки, удачи, делаются выводы, принимаются решения. В результате постепенно формируется массив знаний, который нуждается в обобщении, систематизации, интеграции в особую отрасль знания, которая и может быть названа теорией и технологией спортивно-оздоровительного сервиса.
Этот комплекс, сгусток информации нуждается в оформлении, структурировании, в выделении различных сторон. Теория спортивно-оздоровительного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые подходом с позиции той или иной науки, точкой зрения, с которой рассматривается явление.
Философско-культурологический аспект анализирует вопросы:
- сущности и специфики спортивно-оздоровительного сервиса;
- места и роли спортивно-оздоровительного сервиса в структуре образа жизни, в культуре досуга;
- социальных функций спортивно-оздоровительного сервиса;
- внутренней классификации спортивно-оздоровительного сервиса;
- исторической динамики явления: становление, развитие, периодизация и тенденции современного состояния.
Социологический аспектимеет в виду:
- социальные институты и общности, производящие и распространяющие спортивно-оздоровительные услуги;
- социально-демографический состав, типологии потребителей услуг;
- способы, формы организации, функционирования и социального регулирования спортивно-оздоровительного сервиса.
Социально-психологический аспект рассматривает:
- характер потребностей, определяющих активность людей в сфере спортивно-оздоровительного сервиса;
- социально-психологическую динамику потребностей;
- социально-психологические стороны деятельности организаций спортивно-оздоровительного сервиса.
Социально-педагогический аспектпредполагает:
- диагностику состояния индивидов и групп, вовлеченных в спортивно-оздоровительный сервис;
- формирование и развитие потребностей в спортивно-оздоровительных услугах как составной части образа жизни современного человека, возвышение этих потребностей;
- средства, способы, методы оптимизации сервисного взаимодействия в процессе спортивно-оздоровительного сервиса;
- подготовку, повышение квалификации персонала предприятий спортивно-оздоровительного сервиса.
Управленческо-правовой аспект объединяет:
- цели и задачи руководства организациями спортивно-оздоровительного сервиса на всех уровнях;
- экономику спортивно-оздоровительного сервиса;
- информационно-методическое и кадровое обеспечение сферы спортивно-оздоровительного сервиса.
- основы законодательства, регулирующие отношения в сфере спортивно-оздоровительного сервиса;
- вопросы социального контроля качества спортивно-оздоровительных услуг (лицензирования деятельности, сертификации услуг и т.д.).
Сервисный аспектохватывает вопросы:
- специфики и закономерностей сервисного взаимодействия в спортивно-оздоровительном сервисе;
- особенностей сервисного взаимодействия в процессе продажи и предоставления спортивно-оздоровительных услуг;
- зависимости сервисного взаимодействия от социально-демографических, психологических характеристик и состояния здоровья основных типологических групп потребителей услуг спортивно-оздоровительного сервиса.
Физкультурно-валеологический аспектподвергает анализу:
- медико-биологические основы оздоровления;
- взаимосвязь между здоровьем и факторами образа жизни;
- теоретические и методические основы физического развития в процессе спортивно-оздоровительного сервиса;
- обеспечение безопасности услуг спортивно-оздоровительного сервиса, контроль и самоконтроль физического самочувствия.
Таков основной круг вопросов, на которые должна дать ответ теория спортивно-оздоровительного сервиса. Теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса – составная часть сервисологии, концентрирующая внимание на проблематике формирования, удовлетворения и возвышения потребностей в спортивно-оздоровительных услугах, создания и предоставления спортивно-оздоровительных услуг, удовлетворяющих эти потребности.
Значительная часть информации, объединяемой этой отраслью знания, нашла отражение в публикациях научной печати, в специальных изданиях, обсуждалась на научных конференциях. Многие положения, касающиеся спортивно-оздоровительного сервиса, можно считать общепризнанными. Именно они и легли в основу учебной дисциплины, которая в ГУФК им. П.Ф.Лесгафта получила название «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. Чем обусловлен междисциплинарный характер теории спортивно-оздоровительного сервиса?
2. С какими отраслями научного знания взаимодействует теория спортивно-оздоровительного сервиса?
Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Цель, структура и особенности курса «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса». Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Значение в подготовке специалиста по сервису и туризму.
Рассматривая «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» как вузовскую учебную дисциплину, можно определить ее цель следующим образом - дать будущим специалистам по сервису и туризму ( специализация «Спортивно-оздоровительный сервис») научно-обоснованное представление:
· о сущности, основных понятиях, характеризующих спортивно-оздоровительный сервис;
· о процессах зарождения, развития спортивно-оздоровительного сервиса в историческом пространстве-времени;
· о современных видах спортивно-оздоровительного сервиса;
· о функционировании в современных условиях предприятий спортивно-оздоровительного сервиса как сферы их будущей профессиональной деятельности.
Курс состоит, как уже было отмечено во введении, из 5 разделов. В двух первых разделах учебно-методического пособия излагается, главным образом, философско-культурологический аспект курса. В историческом разделе рассматривается возникновение соответствующих потребностей людей, происхождение и исторический опыт общественных институтов и частных инициатив, возникающих для удовлетворения этих потребностей, функционирование системы физкультурно-спортивного сервиса в различных исторических условиях.
В третьем разделе излагаются отдельные теоретические вопросы социологического, социально-педагогического, социально-психологического аспектов. В четвертом разделе представлены вопросы управленческо-правового и физкультурно-валеологического аспектов. В пятом – более подробно освещены виды спортивно-оздоровительного сервиса. Сервисный аспект теории спортивно-оздоровительного сервиса подробно не рассматривается, так как входит в рамки учебной дисциплины «Сервисная деятельность».
Изучение дисциплины дает будущим специалистам возможность:
- развить и углубить знания, полученные при изучении курсов «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» «Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме», «Сервисная деятельность»;
- узнать исторические факторы, социально-культурные условия, позитивный опыт развития основных сфер спортивно-оздоровительного сервиса на различных этапах истории России и за рубежом;
- понять специфику спортивно-оздоровительного сервиса и особенности оказания спортивно-оздоровительных услуг;
- осмыслить вопросы технологии спортивно-оздоровительного сервиса;
- сориентироваться в современных видах спортивно-оздоровительного сервиса.
Выпускник должен владеть знаниями истории и теории предмета, дающими умения и навыки анализа конкретных ситуаций и организации спортивно-оздоровительного сервиса с учетом актуальных потребностей людей и в соответствии с тенденциями современного развития сферы физкультурно-спортивного сервиса в условиях рыночной экономики.
<Учебная ><дисциплина ><«Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» ><изучается в цикле специальных дисциплин (дисциплин специализации) ><на ><><333333333333третьем третьем и четвертом ><курсах дневной и заочной форм обучения. Курс ><обучения ><представляет ><собой ><синтез, сведение воедино и углубление знаний о спортивно-оздоровительном сервисе, ><полученных ><в курсах «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «История физической культуры и спорта», ><общих курсахоб а также ><страноведческой информации экономической и ээээ медико-биологической и экономической информации, содержащейся в курсах «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», овладение которыми предусмотрено учебным планом специальности. Учебная ><дисциплина ><«Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» обеспечивает научный уровень выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы по спортивно-оздоровительному сервису и туризму, а также ><проведение усиливает специальную сервисную подготовку, необходимую в сфере ><будущей ><профессиональной ><деятельности выпускника.
Важной особенностью курса является его принципиальная новизна, отсутствие готовых пособий и необходимость вычленять сведения из традиционных учебников по истории физической культуры и ее отдельных областей, по социологии, социальной психологии, педагогике, сервисной деятельности, не теряя из виду собственного предмета. В силу этого изучение курса предполагает (помимо лекционных и практических занятий) систематическую углубленную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендуемой литературы и периодических изданий, по сопоставлению исторического опыта, теоретических положений и современной практики, а также участия в исследованиях, проводимых кафедрой социальных технологий ГУФК им.П.Ф.Лесгафта. Поэтому в учебном пособии даны вопросы для повторения и самопроверки, тематика курсовых работ и литература.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. В чем значение курса для подготовки специалиста сферы сервиса и туризма?
2. С какими дисциплинами взаимодействует курс «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса»?
1.4. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ спортивно-оздоровительного сервиса
Основные направления спортивно-оздоровительного сервиса. Особенности и понятия сферы веллнеса. Искомый результат занятий в системе спортивно-оздоровительного сервиса.
Спортивно-оздоровительный сервис, как уже было отмечено, это - система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих определенную совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.
Исходя из такого понимания спортивно-оздоровительного сервиса, можно выделить следующие компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса.
1. Занятия и тренировки по видам спорта, осуществляемые в соответствии с характеристиками спортивно-оздоровительного сервиса (платные услуги, связанные с программированием занятий специалистом-тренером, инструктором - в целях оздоровления и физического развития). Здесь в равной мере могут быть представлены циклические, процессуальные, игровые виды спорта и единоборства.
2. Занятия и тренировки, использующие специфические природно-географические возможности в целях оздоровления и физического развития, опираясь на организационные возможности туризма. Это, как правило, экстремальные, часто опасные для здоровья виды услуг с использованием возможностей гор, рек, моря, воздушной стихии, предоставляемые туристскими организациями и их партнерами (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг и т.п.). Сюда же можно отнести физкультурно-оздоровительные компоненты анимационных программ в туризме.
3. Фитнес как комплекс специализированных занятий физическими и дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания физической формы и физического развития:
· аэробика всевозможных направлений и разновидностей;
· танцевальные классы (танцевальные направления в фитнесе);
· силовые классы с использованием специального оборудования;
· Mind Body - тиякультурныеспециализированные занятия с опорой на западные и восточные оздоровительные системы (дыхательная гимнастика, пилатес, йога и др.).
4. Веллнес-технологии как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия.
Охарактеризуем веллнес более подробно в силу новизны понятия для современного российского сервиса.
Понятие «веллнес» в лингвистическом смысле происходит от английского «well» – отлично. Термин получил распространение чуть более двадцати лет назад и обозначил движение за здоровый образ жизни, позитивный взгляд на мир, стремление к молодости и энергии в любом возрасте. Веллнес не просто оздоровительная технология, это жизненная философия, главная идея которой – любовь человека к себе как уникальному созданию. Главная ценность жизни для такого человека – это здоровье, гармоничное единство духа и тела. В современном европейском понимании философия wellness - это взаимосвязь медицинских, физических, психологических и социальных составляющих.
Человек, который исповедует философию веллнес, ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, уделяет большое внимание внешности, питается исключительно здоровыми, экологически чистыми продуктами. Такой человек оптимистичен и удачлив, молод и подтянут в любом возрасте. Веллнес – это позитивное отношение к окружающему миру и достижение согласия с самим собой.
Принимая новую философию "wellness", человек должен "пропускать" через свои мысли и через себя больше позитивной информации, дышать свежим воздухом, ощущать новые вкусы и ароматы, слышать и исследовать незнакомые ранее звуки, т.е. изучать окружающее и наслаждаться божьим миром и собой в этом мире.
В связи с внедрением этой философии, открывающиеся "wellness"-объекты представляют собой новый бизнес-продукт, появившийся на российском рынке. В рамках данной учебной дисциплины веллнес понимается как комплекс оздоровительных услуг VIP-класса на базе развивающих и реабилитационных программ, физических тренировок, а также специально подобранных SPA-услуг(1) с использованием минеральной воды, лечебных грязей и целебных растений, физиотерапевтических и пищевых программ, составляемых с учетом данных медицинской диагностики и комплексного медицинского тестирования.
Как показывает опыт, во всех случаях, при использовании возможностей любых компонентов спортивно-оздоровительного сервиса искомым результатом выступает полнокровная и гармоничная жизнь, базирующаяся на хорошей физической форме, здоровье, спортивности современного человека. Для такого человека типичны, характерны высокий эмоциональный статус и вера в себя, положительная энергия и жизнелюбие, привычка мыслить позитивно и беречь здоровье, успешно сопротивляясь болезням, стрессам и апатии.
По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека приблизительно на 50% определяется образом его жизни, то есть зависит, в основном, от установок и поведения самого человека. Влияние внешней среды и биологических факторов составляет около 40% , в то время как влияние медицинского обслуживания на состояние здоровья человека оценивается в пределах 8-10% (2). Ведущая роль здорового образа жизни в сохранении здоровья, в обеспечении активной плодотворной профессиональной деятельности и долголетия объясняют тот факт, что спортивно-оздоровительные услуги становятся все более востребованными современным человеком, создающим собственную систему здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительный сервис дает человеку шанс изменить образ жизни без радикализма и чрезмерных усилий, улучшить качество жизни, используя самые совершенные на сегодняшний день технологии оздоровления и физического развития.
Примечания:
1. SPA (от лат. sanus per aqua – здоровье через воду) – обозначение комплекса водных оздоровительных процедур.
2. Састомойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы, психофизическое и духовное совершенствование человека. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003. – С. 34-36.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. Выделите основные характеристики спортивно-оздоровительной услуги?
2. Каким компонентом спортивно-оздоровительного сервиса могли бы Вы дополнить предложенный в пособии список?
3. Каковы особенности веллнеса как части сферы спортивно-оздоровительного сервиса?
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: История и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2000.
Велединский В.Г. Социокультурный сервис. Часть 1. История и теория социально-культурного сервиса. – СПб.: Изд-во СПб ГАСЭ, 2004. . Часть 1. История и теория социально-культурного сервиса. … .. Ча
Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб.пособие. – Пенза: ПГПУ, 1995.
Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге 21 века / Сост. В.И.Жолдак. – Томск: Изд. Томского ГУ, 1996.
Киселев Г.С. Человек, культура, цивилизация на пороге третьего тысячелетия. – М.: Вост. Литература, 1999.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2001.
Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., 1998.
Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни /Сост. В.И.Жолдак. – М.: Сов.спорт, 1996.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. – Т.1. Формирование сферы услуг. – М.: Вега Интел ХХI, 2000.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. – Т.3. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг. – М.: Кандид, 2001.
Услуги населению. Термины и определения. - ГОСТ РФ Р 50646-94.
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М,: Сов.спорт, 2003.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2001.
Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М.: Теис, 1995.
Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Учеб.пособие. – М., 2004
( Пед.об-во России).
Раздел 2. История спортивно-оздоровительного сервиса