Развивающего обучения в 8-9 классе
Выполнила: Быкова Дарья 934 гр.
Предмет: Обществознание, право
Тема урока: «Права несовершеннолетних»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нетрадиционный, урок-исследование.
Ресурсы:
· Учебник «Основы правовых знаний» для 8-9 кл. Книга 1. / С.И.Володина, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. С.89-95.;
· Презентация «Права несовершеннолетних» (10 слайдов);
· Сокращённый вариант Всеобщей декларации человека;
· Сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка;
· Выборка статей СК РФ и ГК РФ;
· Подборка заданий.
Цели и задачи:
· Создать условия для ознакомления учащихся с международными документами о правах ребёнка;
· Создать условия для ознакомления учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;
· Научить распознавать свои права;
· Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
· Развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;
· Научить отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека.
Основные виды деятельности учащихся:
· Работа с текстом учебника и документами;
· Работа в группах;
· Умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;
· Умение отстаивать свою точку зрения;
· Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Основные понятия урока:
· Декларация;
· Конвенция;
· Дееспособность несовершеннолетних;
· Личные и имущественные права ребенка;
· Защита прав ребенка
План урока ( содержание учебного материала):
1. Сообщение темы и определение целей урока;
2. Знакомство с международными документами по правам ребёнка
2.1. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.
2.2. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка 1989.
3. Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ
3.1. Личные и имущественные права ребенка
3.2. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних
4. Осуществление защиты прав ребёнка
4.1. Семейное законодательство
4.2. Государственная защита
4.3. Международное право
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Структура конспекта урока.
Структурные единицы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Скриншот слайда |
1.Организаци-онный этап 2 мин. | -приветствует учеников Актуализация знаний: Ребята, тема нашего урока – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? | -отвечают на вопросы; -записывают тему урока. | |
2.Мотивация. Воспроизведение и восприятие освоенного учебного материала. 4 мин. | -учитель знакомит с целями урока Учитель: Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства; понимание необходимости обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития человека. Передовая мировая общественность стремилась определить минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Первая статья «Всеобщей Декларации прав человека» гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к правовому государству, прежде всего, обращает на себя внимание невысокая правовая культура значительной части населения. Речь идет об отношении человека к праву. Цель сегодняшнего урока – сделать еще один шаг на пути формирования нашей правовой культуры. Сегодня мы поговорим о том, какими правами обладают несовершеннолетние, какие международные и российские документы гарантируют эти права и свободы. | -слушают предисловие учителя; -знакомятся с целями урока. | |
3.Осмысление и понимание знаний учащимися в известной ситуации 3 мин. | Учитель:Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: 1.Всеобщая декларация прав человека. (Приложение 1) 2.Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (Приложение 2) 3.Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ (Приложение 3) 4.Дееспособность несовершеннолетних. (Приложение 4) - в распечатанном виде раздает каждой группе нормативные документы; -на слайде представляет алгоритм работы в группе. | - каждая группа получает свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу. | |
4.Восприятие новых знаний и интеллектуальных умений. 10 мин. | -следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность учащихся; | -работа в группе, изучение информации; | |
5.Осмысление и понимание знаний учащимися элементов нового 8 мин. | -предлагает каждой группе выступить с ответами. | -выступление групп; -каждая группа по окончанию ответов задает свои вопросы отвечающей группе и вносит свои дополнения. | |
6.Сравнение. Обобщение знаний и новых интеллектуальных умений. 9 мин. | -предлагает для обобщения и закрепления знаний ознакомиться с таблицами на слайде (основные права ребенка, закрепленные в СК РФ и Дееспособность несовершеннолетних) и внести коррективы в ответы групп; -предлагает ознакомиться с осуществлением защиты ранее изученных прав. | -просматрива-ют презента-цию. | |
7.Использован-ие знаний и новых интеллектуальных умений. 7 мин. | -учитель рассказывает ребятам о конфликте, который произошел с братом и сестрой и предлагает ребятам помочь им в их споре - объективно ценить ситуацию и найти решение, опираясь на полученные знания и нормативные документы. | -вникают в суть проблемы; -предлагают пути решения; -отвечают на вопросы. | |
7. Рефлексия. 2 мин. | -просит учеников оценить свою работу на уроке и рассказать, что больше всего запомнилось; -предлагает каждому на маленьком листочке написать права несовершеннолетних, которые на их взгляд, являются самыми важными; -задает домашнее задание: §13, стр.94, задания для самостоятельной работы. -благодарит класс за активную работу! Хвалит учеников! Прощается. | - высказывают свое мнение о работе на уроке и наиболее запоминающихся моментах; -пишут наиболее важные, на их, взгляд, права несовершеннолетних и сдают учителю; -записывают д/з. |
Приложения
Приложение 1
Сокращённый вариант