Обеспечение информацией участников движения
Основным управляющим звеном в системе дорожного движения являются водители транспортных средств, конкретно определяющие направление и скорость транспортных средств в каждый момент движения. Все инженерные разработки схем и режимов движения доводятся в современных условиях до водителей с помощью таких технических средств, как дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, направляющие устройства, которые, по существу, являются средствами информации.
Задание 14. Какой смысловой компонент является лишним в заключительной части реферата (квалификационной работы)?
1. Обобщение итогов работы;
2. Определение цели и задач работы;
3. Соотнесение итогов с поставленной целью и задачами работы;
4. Обозначение перспектив исследования;
5. Краткий обзор литературы с целью сообщить о состоянии разработки выбранной темы.
Задание 15. Для переформулировки высказываний при конспектировании используются различные виды трансформаций предложений. Сокращенно запишите информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.
1. Хотя число акционированных предприятий растет, эффективность их деятельности не повышается. 2. В случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.
Задание 16. Дайте определение эффективному слушанию. Какой тип эффективного слушания вы используете, сели вам необходимо контролировать верное понимание слов собеседника?
1) Резюмирование;
2) Отражение чувств;
3) Перефразирование
Задание 17. Выберите из предложенных вариантов определений (дефиниций), соответствующих термину «речевая коммуникация»
1. теория и практика воздействующей речи.
2. общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).
3. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемая в основном при помощи знаков.
4. осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует.
Задание 18. Выберите правильный ответ.
1. Персонал компании – организатора презентации – от гостей отличают …
а) нагрудные именные карточки с указанием фамилии, имени, отчества и должности;
б) выполнение роли «хозяев»;
в) радушие и готовность помочь;
г) уверенность и радушие;
д) стремление обеспечить гостей всей необходимой информацией.
2. При проведении презентаций основное внимание необходимо уделить …
а) процессу угощения и создания хорошего настроения;
б) тому, чтобы размер помещения соответствовал числу приглашенных;
в) тому, чтобы донести до приглашенных полную информацию о компании;
г) налаживанию диалога с потенциальными клиентами;
д) музыкальному сопровождению презентации.
3. Приемы носят деловой характер и проводятся с целью …
а) углубления и расширения контактов;
б) получения нужной информации в неофициальной обстановке;
в) установления новых контактов;
г) приема пищи;
д) дегустации напитков.
4. Вид приема избирается в зависимости от …
а) случая, по которому необходимо устроить прием;
б) времени проведения приема;
в) пребывания делегации;
г) количества членов делегации.
5. К основным рекомендациям поведения на приеме относится ...
а) не шумите;
б) не суетитесь;
в) не бегайте;
г) не привлекайте внимания своей одеждой;
д) все перечисленное.
Задание 19. Закончите предложение, выбрав правильный ответ.
1. Рукопожатие при встрече или при представлении мужчины и женщины совершенно неуместно …
а) в любых деловых встречах;
б) в неофициальных встречах;
в) в странах Востока;
г) в мусульманских странах;
д) при встрече многочисленной делегации.
2. Входя в комнату, где сидят подчиненные, руководитель …
а) не здоровается первым;
б)первым приветствует всех;
в) обменивается со всеми рукопожатиями;
г) здоровается первым, сотрудники отвечают, вставая;
д) здоровается первым, сотрудники отвечают, не вставая.
3. Посетитель, входящий в комнату учреждения, …
а) не должен стучать в дверь;
б) не должен стучать, если в комнате находится несколько сотрудников;
в) должен постучать, затем войти;
г) должен постучать; открыв дверь, спросить разрешения войти, затем войти;
д) должен постучать и войти только после положительного ответа.
4. При личном знакомстве визитная карточка …
а) не вручается;
б) вручается без речевого представления;
в) вручающий вслух произносит имя и фамилию;
г) вручающий подписывается и проставляет дату;
д) вручающий вслух произносит имя и фамилию, подписывается и проставляет дату.
Задание 20. Дайте определение функциональному стилю речи. К каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.
Научный стиль | Деловой стиль | Публицистический стиль | Разговорный стиль | Художественный стиль |
тезисы | протокол | очерк | реплика | повесть |
Диссертация, реферат, отчет, роман, репортаж, рецензия на дипломную работу, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, рассказ, лозунг, листовка, закон, приветственная речь, анкета, характеристика, статья в научном издании, объявление, договор, указ, интервью, инструкция, расписка.
Задание 21. Замените приведенные ниже глаголы устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями, характерными для официально-делового стиля.
Образец: Дополнить – внести дополнения.
Помочь, завершить, содействовать, изменить, проконтролировать, поддержать, заявить, услужить, ошибиться, повлиять, разъяснить, воздействовать, доверить, перестроить.
Задание 22. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.
Декану экономического факультета
Технологического университета
проф. А.С. Смирнову
от Иванова Н.С.
Заявление.
В связи с тем что я устроился на работу в фирму РИВС, прошу перевести меня на вечернее отделение, так как я не могу учиться в дневное время. С уважением.
10 сентября 2017 г. ………….Н.С. Иванов
Задание 24. Вставьте пропущенные буквы в корнях слов.
Ан..логия, ант..гонизм, ар..стократия, б..лл..тень, беспр..ц..дентный, бр..ш..ра, инкас..о, в..н..грет, гипот..за, д..партамент, дил..тант, инт..лл..ктуальный, инж..нер, инц..дент, финансовая к..мпания, корп..рация, лег..тимный, л..яльный, ол..гархия, опп..нировать, пар..тет, пац..физм, прив..легия, ульт..матум, эпид..м..ология.
Задание 25. Составьте резюме. Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования. Составляется по схеме[2].
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М., 2007 (и др. издания). (В электронном виде есть!)
2. Кибанов А.Л., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловой отношений: Учебник / Под ред. А.Л. Кибанова. М., 2002.
3. Клюев Н.Е. Речевая коммуникация. М., 1998.
4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие для вузов. М., 2003.
б) дополнительная литература
1. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. СЛЯ. 1981. Т.40, №4.
2. Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990.
3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.
5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.
6. Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. 1987.
8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1999.
9. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1999.
10. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.
11. Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.
12. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.
13. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005.
14. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2004.
15. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.М., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1997.
16.
17. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.
[1] См. Учебник Русский язык и культура речи / Ганапольская Е. Хохлова А. СПБ.: Питер, 2010. – с. 278-279.
[2] См. Учебник Русский язык и культура речи / Ганапольская Е. Хохлова А. СПБ.: Питер, 2010. – с. 278-279.