Билет №3 «Основной закон всемирного исторического процесса. Законы взаимодействия рассматриваемого историком социума и условий окружающей среды»
Закон единства всемирного исторического процесса является основополагающим и звучит следующим образом: сходные этапы исторического развития порождают сходные типы социальной организации и общественной деятельности индивидуума.
Социум – устойчивое (со)общество людей. Его можно рассматривать в разных масштабах: семья, город, страна и т.д.
Закон вмещающего ландшафта. Развитие социума определяется вмещающим ландшафтом.
Закон равновесия. Численность данного социума и площадь вмещающего ландшафта взаимозависимы. Например, с ростом численности населения снижается объем ресурсов вмещающего ландшафта и увеличивается его площадь, что в свою очередь приводит к войнам. Однако техническое развитие снимает данное противоречие.
Закон неравномерного развития. Социумы, занимающие различные вмещающие ландшафты, развиваются разными темпами. Это выражается в особенностях социальной структуры, организации власти, совершенствовании средств ведения хозяйства. Разные народы в одно и то же абсолютное время имеют свои относительные даты.
Закон взаимосвязей. Между социумами, занимающими соседние вмещающие ландшафты, существуют взаимосвязи.
Билет №4 «Основные типы вмещающих ландшафтов и характеристика основных видов хозяйственной деятельности. Понятие "монокультура"»
Вмещающий ландшафт – имеющая природные границы целостная экосистема, которую в определенное историческое время населяет рассматриваемый историком социум. Величина социума и вмещающего ландшафта задается историком.
Существует три типа вмещающих ландшафтов:
1) Плодородные долины
2) Степи и горы
3) Реки и предгорья
Параметры вмещающего ландшафта:
1) Географическое положение (первые цивилизации – субтропики, развитая государственность – зона умеренного климата)
2) Тип вмещающего ландшафта (часто государственность возникает в долинах больших рек. Центры интенсивного социального развития расположены на стыке речных долин и предгорий. Предгорья, горные области и степь – неблагоприятные ландшафты для развития социума (сложный и неоднозначный ландшафт).
Что касается типов хозяйственной деятельности, то они разделяются на производящие и присваивающие. К производящим относится земледелие и скотоводство, а к присваивающим – рыболовство и собирательство.
Биоценоз – исторически сложившаяся совокупность всех форм жизни, населяющих (определенную) экосистему. Другое определение – исторически сложившаяся совокупность живых организмов, характеризующаяся не только сложившимися отношениями между собой, но и с абиотическими факторами. Сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природа образует устойчивую и динамичную систему – экосистему.
Монокультура – поля или другие территории, занятые одним видом культурных или культивируемых растений.
Америка – кукуруза, Машрик – пшеница, Север Китая – просо, Средняя (Центральная) Азия – рис.
Здесь следует отметить, что монокультура является важным фактором, формирующим мировоззрение и менталитет.
Билет №5 «Археология как часть исторической науки. Основные понятия: «культура», «памятник», «слой» и др. Характеристика археологической культуры. Типы археологических памятников»
Археология – часть исторической науки, которая изучает прошлое человечества по вещественным памятникам и при помощи специальных методов.
Стоит отметить, что история изучает все периоды, опираясь на письменные источники, в то время как археология занимается догосударственным периодом и опирается на материальные источники.
Археологический памятник – поселение или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю. Памятниками могут быть рудники, системы водоснабжения и т.д.
Культурный слой – слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности. Образование слоя имеет ограничения по времени и имеет четкие границы.
Археологическая культура – группа археологических памятников, которые объединены одним временем, общей территорией и характерными чертами. Археологическая культура соответствует одному народу. Если на эту территорию придет народ другой культуры, то это легко увидеть. Поскольку смена народов во времени археологически прослеживается легко, то поэтому важнейший предмет исследования археолога – взаимодействие культур, когда одна из культур воспринимает ряд черт другой. Это, кстати, описывает и отношения между народами, поэтому археология дает некоторые сведения и о политической истории. Если имеется государственное общество, от которого не осталось письменных
источников, мы многое о нем узнаем с помощью археологических исследований.
Порядок описания археологической культуры:
Сначала – название основных памятников, географическая локализация, датировка, внутренняя периодизация, далее – дается характеристика поселения, сооружений, занятий, орудий труда, керамики, погребений. .Археологический памятник – это прежде всего отдельное поселение и\или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец). Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведутся по культурным слоям.
Типы памятников:
1) Поселения (городища, стоянки)
2) Погребения (курганы, грунтовые могильники, кенафы - пустые могилы),
3) Наскальная живопись
4) Архитектура (отдельные святилища)