Социальные признаки этичной корпорации. Социальная ответственность бизнеса.
Социальные признаки идеально этичной корпорации, отражающие нормы поведения корпорации по отношению к большинству субъектов внутренней и внешней среды (по Кристоферу Стоуну).
Корпорация как гражданское лицо [т. е. как коллективный член общества]:
•заботится о соблюдении законов (даже если имеется возможность их обойти при большой прибыльности);
•содействует законотворчеству, добровольно представляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли промышленности;
•соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, неприбегая к обману, коррупцииит. д.;
•как гражданское лицо за границей действует с уважением к законам принимающей страны, не противореча внешней политике США.
Корпорация как производительориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.
Корпорация как работодатель: •заботится о безопасности производства; •заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников; •недопускает дискриминации.
Корпорация как субъект управления ресурсами: •заботится об их эффективном использовании;
•заботится об эстетике занимаемого земельного участка.
Корпорация как объект инвестирования: •защищает интересы инвесторов;
•полностью и правдиво представляет информацию о своем экономическом положении.
Корпорация как конкурент не принимает участия в нечестной конкуренции, с одной стороны, и не обоснованном ограничении конкуренции—с другой.
Корпорация как участник социального развития:
•стимулирует нововведения и внедряет новую продукцию и технологии;
•не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни, и признает связанную с этим ответственность.
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - ответственность руководителей организации, принимающих определенные решения, перед остальными членами общества, на которых прямо или косвенно влияют эти решения. Иными словами, это определенный вклад бизнеса в развитие разнообразных сфер общества, связанных с деятельностью данной организации и выходящих за пределы законодательно закрепленного минимума.
Уровни социальной ответственности бизнеса (СОБ):
1) базовый уровень заключается в исполнении обязательств по выплате работникам заработной платы, уплаты налоговых отчислений и предоставлению новых вакантных мест;
2) второй уровень предполагает создание благоприятных условий как для труда, так и для повседневной жизни: предоставление жилья, повышение квалификации и общего образовательного уровня, профилактика заболеваний, развитие социально-культурной сферы;
3) высший уровень СОБ, при котором осуществляется ведение благотворительной деятельности.
Различают 2 вида СОБ:
1) внутренняя социальная ответственность (стабильность и достойный уровень оплаты труда, безопасные условий труда на рабочем месте, оказание дополнительных медицинских услуг, непрерывный процесс обучения персонала, поддержка работника в трудных ситуациях);
2) внешняя социальная ответственность(благотворительная и спонсорская деятельность, участие в экологических программах, взаимодействие с общественностью, различными учреждениями и организациями, помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, ответственность по претензионным декларациям потребителей).
К мотивам СОБ относят:
1) увеличение производительности труда сотрудников организации;
2) снижение текучести кадров и привлечение высококвалифицированного персонала;
3) возможность дополнительной рекламы организации и выпускаемой ею продукции;
4) улучшение общего имиджа компании и ее брендов;
5) возможность дополнительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации;
6) улучшение стабильности организации и перспективы ее развития в регионе;
7) льготы налогового законодательства;
8) участие в инвестиционных программах федерального и регионального уровней.
Инструментами реализации социальных программ являются:
1) инвестирование средств в социальные программы;
2) благотворительные акции;
3) оказание спонсорской помощи;
4) установление денежных грандов;
5) формирование корпоративного фонда.