Кишечной палочки к стрептомицину
№ пробирки | |||||||||
Разведение антибиотика, мкг/мл | К | ||||||||
Культура | |||||||||
№ 1 | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
№ 2 | - | - | - | - | - | - | + | + | + |
Примечание: «-» – отсутствие роста; «+» – рост культуры.
4. Изучение препаратов из живых бактерий, применяемых для бактериотерапии и бактериопрофилактики (записать в тетрадь)
а) Колибактерин. Действующим началом колибактерина являются живые бактерии антагонистически активного в отношении шигелл Флекснера и Зонне штамма кишечной палочки М-17. Готовят колибактерин из культуры, выращенной в казеиновом бульоне, высушивают путем лиофилизации. Сухой препарат имеет вид крупно- или мелкопористой массы желтоватого цвета. Одна доза содержит не менее 6 млрд. живых микробов. Колибактерин применяют при хронических колитах, дисбактериозе кишечника различной этиологии, долечивании реконвалесцентов после дизентерии и других кишечных заболеваний.
б) Бифидумбактерин. Представляет собой высушенную взвесь Bacillus bifidum (штамм № 1). Имеет вид пористой массы беловато-коричневого цвета, при растворении образует непрозрачную гомогенную взвесь. В 1 дозе препарата не менее 10 живых бифидобактерий. Бифидумбактерин применяют при лечении, как детей, так и взрослых. Особенно он показан для лечения детей первого года жизни. Бифидумбактерин применяют: 1) для лечения при затяжных формах дизентерии, хронических колитах, длительных кишечных нарушениях невыясненной этиологии у детей раннего возраста; 2) для лечения при дисбактериозах кишечника, возникших в результате применения антибактериальной терапии и воздействия других факторов; 3) с целью санации реконвалесцентов после перенесенной дизентерии.
в) Лактобактерин. Представляет собой лиофилизированную взвесь живых антагонистически активных штаммов лактобактерий. Одна доза представляет собой сухую пористую массу, содержащую не менее 1 млрд. живых микробов. Лактобактерин применяют для лечения взрослых и детей при следующих состояниях, сопровождающихся дисбактериозом и дефицитом в микрофлоре кишечника лактобактерий: 1) при хронических колитах различной этиологии, в том числе постдизентерийных; 2) при дисбактериозах, возникающих в результате применения антибиотиков, сульфаниламидов и по другим причинам; 3) при неспецифическом язвенном колите; 4) с целью санации реконвалесцентов после дизентерии.
г) Бификол. Комплексный препарат, состоящий из высушенной взвеси живых антагонистически активных бифидобактерий штамма № 1 и кишечных палочек штамма М-17. Препарат имеет вид пористой массы светло-коричневого цвета. Одна доза содержит не менее 107 живых бифидобактерий и не менее 106 живых кишечных палочек. Показаниями для применения комплексного препарата бификол являются: хронические колиты различной этиологии, дисбактериоз кишечника, обусловленный нарушением анаэробной и аэробной микрофлоры, долечивание реконвалесцентов после перенесенных кишечных инфекций.
5. Подведение итогов занятия – 5 минут
ЗАНЯТИЕ 15
ТЕМА. Учение об инфекции. Понятие о патогенности и вирулентности. Измерение силы вирулентности. Факторы вирулентности. Формы инфекции. Экспериментальная инфекция как метод выделения чистых культур
Цель занятия.Усвоить понятия «инфекция», «инфекционный процесс», формы инфекции, патогенность, вирулентность и роль их механизмов в патогенезе инфекционных заболеваний
Методические указания к практической работе
Продолжительность занятия: 3 академических часа (135 минут)
Место проведения занятия: учебная аудитория
Материально-техническое оснащение – таблицы, стенды, микроскопы, микропрепараты, вакцины
Хронометраж практического занятия:
1. Вводное слово преподавателя – 5 мин
2. Проверка исходного уровня знаний (тест-контроль) – 15 мин
3. Разбор теоретических вопросов по теме – 80 мин
a. Патогенность (определение)
b. Вирулентность (определение)
c. Экзотоксин, основные свойства экзотоксинов
d. Эндотоксин, основные свойства эндотоксинов
e. Получение анатоксинов
f. Методы определения токсинов
g. Определение сила действия экзотоксина
h. Факторы патогенности
i. Ферменты патогенности
j. Цель заражения животных микроорганизмами
k. Бактериемия (понятие)
l. Сепсис и септикопиемия (понятия)
m. Материал для бактериологического исследования
4. Выполнение практической работы – 35 мин
Практическая работа