Расчет наиболее вероятного числа бактерий (НВЧ)

В 100 мл питьевой воды централизованного

Хозяйственно-питьевого водоснабжения

Число положительных результатов из 3-х объемов НВЧ бактерий в 100 мл Довери-тельный интервал (95%) Число положительных результатов из 3-х объемов НВЧ бактерий в 100 мл Довери-тельный интервал (95%)
по 100 мл по 10 мл по 1 мл ниж-ний верх-ний по 100 мл по 10 мл по 1 мл ниж-ний верх-ний
0,3 * * 0,3 * * * 0,6 * * * * * * * 0,4 0,7 * * 0,7 1,1 * * 1,1 * * * * * * * 0,9 0,1 0,2 0,1 1,1 1,2 0.3 0,1 0,2 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,4 0,1 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2 0,3 0,4 0,2 0,3 0,4 0,5 0,3 0,4 0,5 0,6 0,2 1,4 2,8 4,2 1,4 2,8 4,3 5,7 2,8 4,3 5,8 7,3 4,4 5,9 7,4 8,9 1,7 3,4 5,0 6,9 3,4 5,2 7,1 8,9 5,3 7,1 9,0 11,1 7,3 9,3 11,3 13,4 4,3         1,4 * * 1,5 * * * * * * * * * ≥ 240 0,3 0,4 0,6 0,3 0,4 0,6 0,7 0,5 0,6 0,7 0,9 0,6 0,8 0,9 1,1 0,5 0,8 1,4 2,0 0,9 1,6 2,5 3,4 2,0 3,2 4,6 6,2 5,1 9,3 23,5 - 6,7 9,3 12,1 6,9 9,6 12,5 15,7 9,9 12,9 16,3 19,8 13,3 16,8 20,6 24,6 10,8 18,0 29,7 44,6 20,0 35,0 53,8 74,2 43,6 69,8 100,3 136,4 112,1 216,0 516,0 -

Примечание: * - вероятность ниже допустимого уровня, количественный учет невозможен.

Таблица 6

Расчет наиболее вероятного числа бактерий (НВЧ)

В 100 мл воды водоемов

Число положительных результатов из 3-х объемов НВЧ бактерий в 100 мл Число положительных результатов из 3-х объемов НВЧ бактерий в 100 мл
по 1 мл по 0,1 мл по 0,01 мл по 1 мл по 0,1 мл по 0,01 мл
менее 30 60* 90* 61* 92* 120* 62* 93* 120* 94* 130* 160* 190* 110* 150* 150* 190* 150* 200* 240* 160* 200* 240* 290* 200* 260* 270* 340* 350* 420* 360* 440* 530* 950* 1600* более 11000

Примечание: * - вероятность ниже допустимого уровня.

3. Определение спор сульфитредуцирующих клостридий в воде методом мембранных фильтров (Составить схему. Оформить протокол)

Сульфитредуцирующие клостридии – спорообразующие палочки, анаэробы, редуцирующие сульфит натрия на железосульфитном агаре, с образованием черных колоний, при температуре 44°С в течение 16–18 часов.

1 день

Пробы воды по 20 мл, предварительно прогретые на водяной бане при температуре 75°С в течение 15 минут (для удаления вегетативной флоры), фильтруют.

Железосульфитный агар, перед нанесением фильтров, расплавляют на водяной бане и поддерживают его нагретым в пределах 70–80°С.

1. Фильтры помещают в пробирки с горячим железосульфитным агаром – сворачивают пинцетом в трубочку, таким образом, чтобы сторона фильтра с осевшими бактериями была обращена внутрь, а затем разворачивают по стенке пробирки. Пробирки быстро охлаждают холодной водой и культивируют при 44°С в течение 16-18 часов.

2. Фильтры помещают на чашки Петри с железосульфитным агаром, залитым тонким слоем, поверхностью с осевшими микроорганизмами. Заливают расплавленный железосульфитный агар до верхнего края чашки и инкубируют при 44°С в течение 16–18 часов.

2 день

Подсчитывают количество черных колоний на фильтрах и в толще среды и выражают результат в КОЕ спор сульфитредуцирующих клостридий в 20 мл.

4. Определение колифагов в воде. Составить схему. Оформить протокол

Колифаги – бактериофаги способные образовывать зоны лизиса газонной культуры E.coli (тест-культуры К 12 StrR) на питательном агаре через 18–20 часов инкубирования при 37°С.

Титрационный метод

1 день

В исследуемые пробы воды, объемом по 100 мл, добавляют по 10 мл питательного бульона с 1% раствором пептона (10-кратного концентрированного) и 1 мл смыва тест-культуры кишечной палочки или 2 мл 4-х часовой бульонной культуры. Инкубируют в течение 18–20 часов при 37°С.

2 день

Забирают 10 мл из полученного материала и добавляют к ним 1 мл хлороформа (для освобождения от бактерий), энергично встряхивают и оставляют до полного осаждения хлороформа при комнатной температуре. В чашку Петри пипеткой вносят 1 мл воды, обработанной хлороформом (не касаясь осадка хлороформа), и заливают предварительно приготовленной смесью (100 мл агара на 1 мл смыва микроорганизма) питательного агара (сначала расплавленного, потом остуженного до 45°С) и E.coli объемом 12–15 мл. Инкубируют 18–20 часов при 37°С.

3 день

Результат определяют по наличию полного лизиса, появления нескольких или одной бляшки на чашке и при отсутствии зон лизиса на контрольной чашке. Результат выражают в бляшкообразующих единицах (БОЕ). Коли-фаги не должны обнаруживаться в 100 мл воды.

5. Знакомство с методикой определения количество микроорганизмов в воздухе

5.1. Определить количество микроорганизмов в воздухе. Забор воздуха в операционной был осуществлен пробоотборником аэрозольным бактериологическим (ПАБ-01). Через сутки на ЖСА на чашке с диаметром 10 см было обнаружено 134 КОЕ стафилококка. Определить количество микроорганизмов (стафилококков) в операционной в 1м3 воздуха. Дать заключение о чистоте воздуха (Оформить протокол)

Для определения количества КОЕ в воздухе стерильные чашки Петри с питательной средой открывают в исследуемом помещении на 5 минут. Частички пыли с бактериями под действием силы тяжести оседают на поверхности плотной среды. Через 48 часов инкубации при 28–30°С осевшие бактерии образуют на среде колонии, которые подсчитывают.

Известно, что на площадь 100 см2 за 5 минут осаждается примерно столько клеток, сколько их находится в 10 л воздуха (0,01 м3). Зная площадь чашки Петри, можно подсчитать количество бактериальных клеток в 1 м3 воздуха. Для этого число колоний, выросших на чашке Петри, относят к общей площади чашки, затем пересчитывают, сколько таких колоний поместилось бы на 100 см2 и далее в 1 м3 воздуха.

Пример расчета. В чашке Петри диаметром 10 см выросло 35 колоний.

Площадь чашки (πr2) составляет 3,14 х 52 = 78,5 (см2).

Далее подсчитывают число клеток на 100 см 2 (равнозначных 10 л или 0,01 м3 воздуха).

78,5 см2 воздуха содержит 35 клеток

100 см2 ------------------------ Х клеток

100 х 35

Х= ----------------- = 45 (клеток)

78,5

Таким образом, в 0,01 м3 воздуха находится 45 клеток, а в 1м3 их будет в 100 раз больше – 4500.

5. Подведение итогов занятия – 5 минут

ЗАНЯТИЕ 11

ТЕМА. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Дезинфекция. Стерилизация

Цель занятия. Ознакомить студентов с понятием «дезинфекция», методами дезинфекции, научить применять методы дезинфекции в практической деятельности. Ознакомить студентов с понятием «стерилизация», с методами стерилизации, научить пользоваться этими методами, понятиями «асептика» и «антисептика»

Наши рекомендации