Когнитивная картина мира в разных культурных группах.
Использование основ кросс-культурной психологии для эффективных межкультурных коммуникаций
В результате изучения главы 2 студент должен:
Знать
· понятие когнитивной картины мира;
· особенности когнитивной деятельности в разных культурных группах;
· доминирующие концепты в разных культурных группах;
· генезис культурно-когнитивного профиля личности;
· основы психологии эмоций в разных культурных группах и их отображение в невербальной стороне общения;
· категории пространства и времени в разных культурных группах;
Уметь
· пользоваться необходимым теоретическим инструментарием для выработки стратегии эффективной коммуникации;
Владеть
· навыками считывания невербальных сигналов в процессе межкультурной коммуникации;
· навыками использования когнитивных особенностей разных народов для выстраивания эффективной стратегии коммуникации.
Когнитивная картина мира в разных культурных группах.
Некоторые доминантные концепты испаноязычного мира и особенности их объективации
В испанском языке эквивалентами русских понятий «добро», «зло» и соответствующих качеств человека «доброта», «злоба» являются понятия bien, mal, bondad, maldad.
Концепт «добро» в испаноязычной лингвокультуре: особенности объективации[СЕЕ1] .Религиозное сознание испанского народа связывает добров первую очередь с Богом: TodolobuenoesdeDios, yelmaldenuestracosecha («Все хорошее — от Бога, а плохое — это наша работа» (букв. «наш урожай»). Испанские паремии прямо говорят о том, что, творя добро, человек становится похожим на Бога:
· Hacerbienessemejaradios(«Творить добро — богу уподобиться»);
· Aquelesbueno, queestá bienconDios(«Тот добр, кто с богом в ладу»);
· Quien bien hace a su enemigo, a Dios tendrá por Amigo («Ктомилостивкврагу, утогоБогвдрузьяхбудет»).
Абсолютно добрым является только Бог: DetodoelbuenosoloDiosdelcielo(«Из всего, что поистине является добром — только Бог»).Добро — величайшая ценность, оно ассоциируется со счастьем: Quieresdichososer?Practicaelbien(«Хочешь быть счастливым?Делай добро»).
Добро в испанской культуре является составной частью триады «добро — правда — красота»:Bondad, verdadybelleza, todoescortadodeunapieza («Добро, правда и красота — все отрезано от одного куска»).
Испанская мораль призывает не медлить с добрыми делами:
· Si quieres ser bueno, piensa que cada paso que das, puede ser el postrero («Еслихочешьбытьдобрым, помни, чтокаждыйшагможетоказатьсяпоследним»);
· El hacer bien no quiere demora («Добрые дела не терпят промедления»).
Испанское христианское сознание традиционно выражает идею о краткосрочности доброго или хорошего:
· Lo bueno dura poco («Добро недолго длится»);
· Bondadyhermosurapocoduran(«Добро и красота недолго длятся»).
Специфика поведения и деятельности представителей разных культурных групп
Существует множество научных подходов, обуславливающих культурные различия. Приведем некоторые из них. Как уже упоминалось ранее, согласно Р. Льюису, существует классификация культур, в рамках которой все культуры дифференцируются на культуры моноактивного, полиактивного и реактивного типа. К моноактивному типу относятся англосаксонские, германские и скандинавские культуры; полиактивному — культуры романские, латиноамериканские, арабские и культуры африканских народов; реактивному — культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Китай, Тайвань, Сингапур. Для моноактивного типа культуры, в целом, характерны линейность, последовательность, четкое планирование, ориентация на выполнение задач. В свою очередь, полиактивному типу присущи ориентирование на получение информации в ходе личных бесед и встреч (доминанта личных отношений), пренебрежительное отношение к расписаниям и инструкциям, нерациональный подход к распределению времени. Реактивный тип отличается диалогичностью, планированием деятельности с точки зрения цикличной модели времени (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Использование основ кросс-культурной психологии для эффективных межкультурных коммуникаций
В результате изучения главы 2 студент должен:
Знать
· понятие когнитивной картины мира;
· особенности когнитивной деятельности в разных культурных группах;
· доминирующие концепты в разных культурных группах;
· генезис культурно-когнитивного профиля личности;
· основы психологии эмоций в разных культурных группах и их отображение в невербальной стороне общения;
· категории пространства и времени в разных культурных группах;
Уметь
· пользоваться необходимым теоретическим инструментарием для выработки стратегии эффективной коммуникации;
Владеть
· навыками считывания невербальных сигналов в процессе межкультурной коммуникации;
· навыками использования когнитивных особенностей разных народов для выстраивания эффективной стратегии коммуникации.
Когнитивная картина мира в разных культурных группах.