Кафедра РУССКОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра РУССКОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

   
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой русского языка, культуры речи и методик их преподавания канд. филол. наук, доцент О.И. Кальнова   Протокол №____от «__________» 2011 г.

ИВАНЯН ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Направление подготовки (специальность)

педагогическое образование

Профиль подготовки

Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника

_________________________________________________________________

( бакалавр / специалист)

Форма обучения

Очная, заочная

Председатель УМК _______________/______________  

Самара 2011 г.

Цель дисциплины – представить человеческий язык и, в частности, русский язык как функционирующую и развивающуюся систему, в которой постоянно происходят определенные изменения, и показать основные новации в этой системе на рубеже ХХ и ХХI вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Введение в языкознание» (3.2.1.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения на предыдущем уровне образования.

Образовательные результаты.

Общекультурная компетенция ОК-1.

Знает: многообразие разновидностей грамматического строя человеческого языка.

Владеет: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.

Умеет: сопоставлять и анализировать полученную из разных источников информацию о грамматическом строе языка.

Общекультурная компетенция ОК-14.

Знает: социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, народов Поволжья.

Умеет: толерантно воспринимать социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, народов Поволжья, уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов родного края, страны (ОК-14).

Общепрофессиональная компетенция ОПК-1.

Владеет: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Педагогическая компетенция ПК-2.

Умеет: решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.

Специальная компетенция СК-2.

Знает: основные тенденции развития русского языка.

Умеет: диахронически осмысливать тенденции развития русского языка.

Специальная компетенция СК-3.

Знает: основные единицы всех уровней системы языка.

Умеет: выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций.

Владеет: методикой выявления функций и содержания языковых единиц различных уровней.

Специальная компетенция СК-8.

Умеет: распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку, прививать толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Специальная компетенция СК-9.

Знает: основные дискуссионные проблемы современного языкознания.

Умеет: ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Владеет: способами аргументировано отстаивать свою точку зрения в науке.

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курсов «Старославянский язык», «Современный русский язык», «История русского литературного языка», «Общее языкознание».

Для усвоения дисциплины из предыдущего уровня образования студент должен

знать:

– основные понятия лингвистической науки; способы словообразования; о системных отношениях в лексике;

уметь:

– использовать различные виды записей изучаемого материала и обоснованно выбирать для употребления один из них;

– эффективно пользоваться научной и справочной лингвистической литературой, лексикографическими источниками;

– самостоятельно пополнять свои лингвистические знания;

- давать семантическую и грамматическую характеристику единицам языка;

владеть: основами фонетического, морфологического и синтаксического анализа языковых единиц.

Структура модуля (дисциплины) [1]:

№ п/п Дисциплина (учебные курсы) Семестр Форма промежуточной аттестации
1. Введение в языкознание Тестирование
       
По модулю (дисциплине):    

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

а) общекультурных:

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

б) общепрофессиональных:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

в) в области педагогической деятельности:

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

г) специальных:

- способность к диахроническому осмыслению тенденций развития русского языка (СК-2);

- способность к выделению и синхронному анализу единиц всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций (СК-3);

- готовность к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию и развитию у учащихся интереса к русскому языку и литературе, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур (СК-8);

- способность ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, литературоведения и методики преподавания русского языка и литературы (СК-9).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3_______ зачетных единицы. Всего ___108________часов. Аудиторные занятия __54___________часа, в том числе интерактивных занятий _14_____________часов[2]. Самостоятельная работа[3] __54________часа.

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего 108 Аудит. раб. 54 Самост. раб.54
Лекции[4] Практ. Лабор.  
         
             
Итого Часов Х Х     Х
3 з.е. Х Х Х

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование разделов дисциплины, тем Содержание темы лекций
1. Языкознание как наука и учебный предмет Основные разделы лингвистической науки, уровни языка, основные проблемы современного языкознания. Взаимодействие языкознания с другими науками.
2. Происхождение человеческого языка Различные гипотезы о происхождении человеческого языка.
3. Закономерности исторического развития языков. Конвергенция и дивергенция. Понятия субстрата и суперстрата. Пути становления языков в древности Взаимодействие языков.
Лингвистическая карта мира Генеалогическая классификация индоевропейских языков
Звуковой строй языка Звук, фонема, ударение, его виды, такт.
Фонетические процессы Краткая характеристика фонетических процессов. Учение о фонеме.
Язык и мышление. Язык и речь. Социальная сущность языка. Понятие языковой политики. Современные взгляды на соотношение понятий языка и речи.
Лексика. Системные отношения в лексике. Моносемантические и полисемантические слова. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Эвфемизмы.
Основные пути обогащения словарного состава языка. Словообразование. Заимствование. Интернациональная лексика. Интернациональные фразеологизмы.
Грамматика. Грамматическая форма слова. Понятие о грамматическом значении слова.
Способы и средства выражения грамматических значений Краткая характеристика основных способов и средств выражения грамматических значений.
Типологическая классификация языков Фонетическая и морфологическая классификации языков. Языки синтетические и аналитические.
Социолингвистика. Языковая политика. Основные понятия социолингвистики. Языковая политика России: история и совр. состояние. Языковая политика других стран.

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п Наименование смежных дисциплин № разделов данной дисциплины
1. Старославянский   Фонетика.              
2.                    
                   

5.3. Групповые занятия[5] и образовательные технологии в интерактивной форме

На всех групповых занятиях используются личностно-ориентированные образовательные технологии

Тема группового занятия Компетенция (и) Образователь- ные результаты Формы группо-вого занятия Продукт деятельно-сти[6]
Гипотезы о происхож-дении человече-ского языка СК-8;     СК-9;   ОК-1 Умеет: распр-ть и популяр-ть в восп. работе с уч-ся фил. знания, фор-ть и развивать у уч-ся интерес к рус. яз., прививать толерант.отн-е к нос-ям др. яз. и культур; Знает: осн. дискус. пробл. совр. языкозн. Умеет: ориентир-ся в дискус. вопр. совр.языкозн., сопост. различн. т. зрения. Владеет: способами аргум-но отстаив-ть свою т.зр. в науке Владеет: культурой мышл-я, способ-тью к обощ., анализу, воспр. инф-и. Умеет: сопост. и анализ-ть получ. инф-ю. Круглый стол (4 ч) Презента- ции   Аннотиро- вание эл. источников   Аннотиро-вание сайтов по данной проблеме
Актуальные проблемы языковой политики ОК-14;   Знает: соц., культ., в част., яз. различия народов РФ, Поволжья. Умеет: толерант. воспр-ть соц., культ., в част., яз. различия народов РФ, Поволжья, уваж. отн-ся к ист. наследию и культ. традициям нар-ов род.края, страны;   Коллок-виум (4 ч) Презента-ции; рефериро-вание научных источников по теме Обзор интернет-источников
Есть ли язык у Владеет: осознанием соц. знач-сти своей буд.проф., мотивацией к осущ-ю проф. деятельности животных? ОК-1;     ОПК-1;   ПК-2;     СК-9     Владеет: культурой мышл-я, способ-тью к обощ., анализу, воспр. инф-и. Умеет: сопост. и анализ-ть получ. инф-ю. . Умеет: решать задачи воспитания и духовно-нравст.разв-я личности обучающегося. Знает: осн. дискуссион. пробл. совр. языкозн. Умеет: ориен- ся в дискус. вопросах совр. языкозн., сопоставлять разл. т.зр. Владеет: способами ар- гументирован. отстаив. свою т. зрения Диску-ссия (2 ч) Презента-ции; сообщениярефериро-вание интернет-источников ;     Презента-ции;   Презента-ции   Аннотир. библиографический список Интернет-источников
Сравните-льно-историч. и типологиче-ское языковеде-ние ОК-1;     ОПК-1;   ПК-2;   СК-9 Владеет: культурой мышл-я, способ-тью к обощ., анализу, воспр. инф-и. Умеет: сопост. и анализ-ть получ. инф-ю. Владеет: осознанием соц. знач-сти своей буд.проф., мотивацией к осущ-ю проф. деятельности. Знает: осн. дискуссион. пробл. совр. языкозн. Умеет: ориен- ся в дискус. вопросах совр. языкозн., сопоставлять разл. т.зр. Владеет: способами ар- гументирован. отстаив. свою т. зрения Учебно-теорети-ческая конфе- ренция (4 ч) Доклады, рефераты; презента-ции

В примерном плане групповых занятий должна быть обозначена цель занятия, примерные вопросы (проблемы) для обсуждения, примерные задания, темы докладов (выступлений на групповом занятии), литература по данному вопросу.

Примерный план лекций

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Звуковой строй языка № 5.

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Фонетические процессы № 6.

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Грамматика № 10.

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Божественная гипотеза происхождения языка.

2. Античные представления о происхождении человеческого языка.

3. Теория звукоподражания.

4. Теория междометий.

5. Теория «трудовых выкриков».

6. Теория социального договора.

7. Теория Ф. Энгельса.

8. Теория академика Марра.

Примерные задания.

1. Опираясь на научные источники, подготовьте аргументы и факты, иллюстрирующие сильную и слабую сторону каждой из гипотез.

2. Составьте тезисный план к работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Составьте картотеку цитат из работ ученых разных времен и народов, раскрывающих сильную или слабую сторону какой-либо гипотезы о происхождении человеческого языка.

4. По материалам энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» подготовьте презентацию по теме «Гипотезы о происхождении человеческого языка».

5. Напишите сценарий проведения классного часа по данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 457-464.

2. 127. С. 670-673.

3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

Вопросы для обсуждения.

1. История языковой политики России.

2. Языковая политика России в ХХ – ХХ1 вв.

3. Реализация языковой политики России на примере народов Поволжья (краеведческий материал).

4. Русский язык как государственный. Закон о русском языке.

5. Вопрос о миноритарных языках народов России.

6. Актуальные проблемы языковой политики других стран.

7. Политкорректность как одна из проблем современной языковой политики.

Примерные задания.

1. Подготовьте реферат и презентацию по одной из вышеназванных проблем.

2. Подготовьте обзор интернет-источников по вопросу «политкорретность».

3. Опираясь на научные источники, дайте характеристику Закону о русском языке; определите его правовую, социальную и культурную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. 43. С. 3-10.

2. 45. Обзор.

3. 74. Обзор.

4. 113. Обзор.

5. 125. С. 51.

6. 126. С. 4-8; 28-34; 36-42; 66-75.

7. 127. С. 435-439.

8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008. С. 206-214.

ЕСТЬ ЛИ ЯЗЫК У ЖИВОТНЫХ?

(Дискуссия, 2 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Биологическая гипотеза происхождения человеческого языка.

2. Особенности коммуникации высокоразвитых животных.

3. Аргументы ученых «за» и «против» языка у животных (Аристотель, Данте, И.П. Павлов, А.А. Реформатский, Л. Фёдорова).

4. Судьбы людей вне человеческого общества. Социальная сущность языка.

Примерные задания.

1. Подготовьте картотеку цитат высказываний различных ученых о наличии/отсутствии языка у животных.

2. Подготовьте аргументы и факты, подтверждающие/опровергающие наличие языка у животных.

3. Подготовьте аннотированный библиографический список интернет-источников по данной теме.

4. Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Дети-маугли»; «Коммуникация муравьев. Муравьи-наркоманы»; «Коммуникация пчел» (по книге И. Халифмана «Пчелы»); «Система общения приматов».

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 19-20.

2. 127. С. 672-675.

3. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. С. 33-35.

4. Царева И.Б. Эти загадочные животные. М., 2001. С. 144-152.

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие языкового родства от языкового союза?

2. Что общего и различного в понятиях «субстрат», «суперстрат»?

3. Сопоставьте понятия генеалогической и типологической классификаций языков.

4. Каковы основные признаки морфологической типологии (ответ аргументируйте примерами).

5. Сопоставьте известные вам языки по признакам изолирующих, агглютинативных, инкорпорирующих и флективных.

Темы докладов/рефератов:

1. Материальное сходство и родство языков (Исконное родство языков. Определение языкового родства /А. Мейе/. Сравнительно-историческое языковедение).

2. Языковой союз (Его характеристика, примеры. Виды языковых контактов в древнейшее время. Понятия о субстрате и суперстрате, их примеры).

3. Метод сравнительно-исторического языковедения (Его характеристика. Понятия реконструкции, реликтов, инноваций).

4. Генеалогическая классификация языков.

5. Лингвистическая типология (Её характеристика и задачи. Фонологическая и морфологическая типологии).

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 386-455.

2. 57. С. 221-237.

3. 47. Обзор.

4. 90. Обзор.

5. 127. С. 379-387; 361-368.

Примерный план групповых занятий, осуществляемых в традиционной форме

Семинар № 1. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА

Цель: развивать способность

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и формировать готовность

- к диахроническому осмыслению тенденций развития русского языка;

- к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию у учащихся интереса к русскому языку, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная обусловленность происхождения языка и развития (общественная сущность языка). Двусторонняя связь языка и общества. Язык и культура.

2. Функции языка. Другие средства общения сравни­тельно со звуковой речью.

3.Языковая политика. Принципы языковой политики.

4. Язык народностей и язык наций.

5. Понятия "государственный язык", "язык межнационального общения", «мировой язык», «миноритарный язык». Государственные языки и языки межнационального общения в субъектах РФ.

6. Билингвизм и специфика двуязычия в странах СНГ и России.

7. Экология языка. Друзья и враги русского языка.

Примерные задания.

1.Законспектируйте статью А.Е. Кибрика "Язык" Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 604-606;

главу У «Друзья и враги русского языка» Е.П. Сеничкиной «Экология русского языка как основа духовно-нравственного воспитания человека. Самара, 2008. С. 151-168.

2.Составьте сообщение и презентацию по темам «Функции языка. Невербальные средства общения»; «Языковая политика»; «Друзья и враги русского языка»; «Роль русского языка в современном мире».

3.Подготовьте картотеку цитат о красоте и силе русского языка.

4.Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Миноритарные языки народов России».

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 151-157; 395-397.

2. 29. С. 9-13; 18-23.7.32.

3. 3.44. С. 35-46. 8.43.

4. 77. 1967. С. 499-525; 1996. С. 490-5.17.

5.58.С. 7-24. 126. С. 3-8.

6. 101. С. 7-18.

7. 126. С. 151-168.

Семинар № 2.

Вопросы для обсуждения.

1 . Язык как средство отражения действительности.

2. Проблема взаимоотношения языка и мышления. Их диалектическое единство.

3. Язык и речь, речевая деятельность. Звуковая и внут­ренняя речь.

4. Специфика языковых знаков. Знак, значение, слово.

5. Специфика языка глухонемых.

Примерные задания.

1.Законспектируйте статью М. Панова «Что такое знак?» в энциклопедии для детей» Языкознание. Русский язык». М.: Аванта+, 1998. Т. 10. С. 10-21. Подготовьте презентацию по данной теме.

2.Подготовьте презентацию по теме «Язык глухонемых».

3.Подготовьте презентацию по теме «Язык как средство отражения действительности».

4.Аннотируйте электронные источники по теме «Язык как средство отражения действительности».

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С 384-394,

2.19.

3. 44 С. 46-52.

4. 77. 1967. С. 16-20; 1996. С. 17-21.

5. 11. С. 36-58.

6. 65. С. 66-88; 894 16.

7. 53. С. 606-607.

8. 11. С. 39-50; 56-59.

9. 97. С. 24-25.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

Семинар № 3.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Цель: формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие изменения называются фонетическими процес­сами? Какие процессы их вызывают?

2. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды.

3.Редукция гласных звуков: полная и неполная, коли­чественная и качественная. Степени редукции.

4.Комбинаторные изменения звуков.

5.К позиционным, или комбинаторным, процессам от­носится сингармонизм (гармония гласных). В каких языках имеет место сингармонизм гласных?

6. Сопоставьте понятия «фонетические чередования звуков», «исторические чередования звуков». Ответ иллюстрируйте примерами.


Примерные задания.

1. Подготовьте презентацию по теме «Составные части и работа речевого аппарата (активные и пассивные органы речи. Их функции в образовании звуков речи. Артикуляционная база языка. Артикуляционные различия гласных и согласных звуков).

2. В школьном учебнике русского языка говорится, что в русском языке 6 гласных звуков: И, Э, Ы., А, О, У., Почему в перечне гласных звуков отсутствуют Е, Е, Ю., Я.

3. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах: еду, пел, яма, юнга, лютый, вялый, съемка, лен.

4. Дополните таблицу «Органы речи»:

1.Язык.

2. Кончик языка.

3. …

4. … и т.д.

5. Какие звуки речи образуются приданных ниже по­ложениях голосовых связок?

а) затвор; б) голос; в) шепот; г) выдох; д) вдох.

6. Отметьте в тексте все случаи комбинаторных звуков и объясните их:

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

"Есть язык народа, как показатель его культуры, и от­дельного человека, как показатель его личных качеств, ка­честв человека, который пользуется языком народа» (Д.С.Лихачев).

7. В результате каких фонетических процессов видоиз­менились следующие слова:

а) дикообраз - дикобраз,

феврарь - февраль,

знаменоносец- знаменосец,

вельблюд - верблюд,

близозоркий - близорукий,

корненосый - курносый,

минералология - минералогия;

б) прорубь - пролубь,

коридор - колидор,

бомба - бонба;

в) творушка - ватрушка,

долонь - ладонь,

Futteral - футляр (нем,)

Malbrett - мольберт (нем.);

г) обман – омман.

последний - посленний,

8.Укажите фонетические и исторические чередования звуков: город - города, лес - леса'- лесовод; с шумом, из жур­нала. От дома. под тенью, язык, подход, поздно, сердце; воз- возить-вожу - возчик; бег - бежать - бегать - перебежчик. 9.На какое фонетическое позиционное изменение звуков опирается орфографическое правило о правописании безударных гласных?

Установите, в каких из приведенных корней это правило действует, а в каких не действует: волы - валы, измерять – мирить, предлагать - заря, собака - стакан, делегат - винегрет

10.Подготовьте сообщения и презентации по следующим темам:

а) История согласного звука [Ф];

б) Обозначения звука [ j ] в русском письме.

ЛИТЕРАТУРА

1. С. 180-187.

2. 29 С.56-59.

3. 44 С. 138-145.

4. 77. 1967. С. 192-207; 1996. с. 195-211.

5. 92 с.192-207.

Семинар № 4.

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1. Омонимы, их типы и пути возникновения в языке.

2. Сопоставьте понятия многозначности и омонимии в языке и способы подачи их в толковых словарях.

3. Паронимы.

4. Синонимы, типы синонимов, синонимический ред.

5. Антонимы, пути их возникновения в языке.

6. Функции синонимов, антонимов, омонимов и паронимов в художе­ственном тексте.

7. Словарный состав языка. Понятие об активном и пассивном словаре.

8. Содержание пассивного словаря:

а) устаревшие слова, их типы, причины их утрат;

б) новые слова, их типы, причины возникновения.

9. Словарный состав языка с точки зрения стилистиче­ского употребления.

10. Заимствованные слова. Причины и пути заимствований.

11.Интернациональные слова.

Примерные задания.

1. Найдите в тексте омонимы и определите их типы; укажите омоформы, в омографах поставьте ударение:

Балда говорит: "Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год за три щелчка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу" (Пушкин).Ноги давит узкий хром. Воm обмозолишься и станешь хром (Маяковский)

Бреду по бреду жара (Маяковский).Муза мне чаек мешает. Помогает и мешает(Вознесенский).

2. Подготовьте сообщение и презентацию по темам «Одеть или надеть»; «Опять и обратно», «Вчерась и днесь», «Слаще или слаже?» по книгам В.В. Колесова и Н.М. Шанского.

3.Подготовьте картотеку с примерами использования в художественной литературе омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

4. Из любого толкового словаря выпишите по два слова с пометами : "арх.", "уст.” "книжн."', "диалект", "жаргон" Подберите к каждому в качестве синонима общеупотребительное слово.

5. Из любого словаря иностранных слов выпишите по два примера интернациональной лексики, укажите источник.

В данном отрывке найдите и охарактеризуйте все фонетические процессы: "... сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки..., он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно (Н.В. Гоголь).

6.Подготовьте презентации по следующим темам:

«Функции омонимов /паронимов/синонимов в художественном тексте»; «Словарь забытых и трудных слов» Л.А. Глинкиной.

ЛИТЕРАТУРА

1. 5. 18. С. 46-110. 92. С. 152-158.

2. 6. 29. С. 100-106. 58. С. 107-111.

3. 7. 44. С. 204-224. 23. С. 147-176.

4. 8.77. 1967. С.84-110; 1996. С. 90-104. 99.

8. б) 126. С. 161-164.

Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. М., 2008.

Колесов В.В. Гордый наш язык. С-Пб, 2007. С. 236-237.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2006. С. 94-95, 240, 259, 260.

Семинар № 5.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЭВФЕМИЯ

Цель: формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1.Свободные и несвободные сочетания в языке. Почему устойчивые словосочетания называют эквивалентом слов?

2.По каким признакам можно классифицировать фразеологизмы? Какой признак лежит в основе классификации В.В. Виноградова? Какие типы фразеологизмов он выделяет? Охарактеризуйте их.

3. Классификация фразеологических единиц Н.М. Шанского.

4.Каковы источники возникновения фразеологизмов?

5.Возможен ли дословный перевод устойчивых словосочетаний на другой язык? Чем объясняется специфичность фразеологических единиц для каждого языка?

6.Что такое эвфемизм? Когда говорят, что слово или словосочетание, фразеологизм обладает эвфемистической функцией?

7.В чем принципиальное отличие древних эвфемизмов от современных заменяющих наименований? Приведите примеры.

8.Сопоставьте основные группы древних и современных эвфемизмов?

9.Для чего нужно эвфемизмы в человеческом языке? Нужны ли эвфемизмы в современной русской речи?

Примерные задания.

1.Подготовьте реферат и презентацию по теме «Виноградовская классификация фразеологизмов».

2.Подготовьте сообщение и презентацию по следующим темам «Особенности древних эвфемизмов», «Характеристика современных эвфемизмов», «Современные эвфемизмы и культура речи».

3. Подготовьте презентацию по темам «О «кулинарных» фразеологизмах»; «Прописать ижицу»; «Не ради красного словца о фразеологизмах»; «О слове костить и перемывать косточки»по книге Н.М. Шанского «Лингвистические детективы» М.: Дрофа, 2006.

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 110-119.

2. 29. С. 107-120.

3. 44. С. 200-204; 224-230.

4. 77. 1967. С. 127-153; 1996. С. 131-155.

5. 58. С. 120-125.

6. 125. С. 5-6; 11-17; 34-38.

7. 126. С. 86-97; 105-111.

8. 126. С. 57-65.

9. 126. С. 36-56.

10. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2006. С. 24-25; 148, 153-154, 185.

Семинар № 6.

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать е

Наши рекомендации