Лекция 7. Культура европейского средневековья и Возрождения.
Эпоха "темных веков" в истории европейской цивилизации. Географические и хронологические границы. Смена культурных парадигм при переходе от античности к средневековью. Религиозные основы средневекового миропонимания. Основные догматы христианства. Слои средневекового общества: феодалы, духовенство, горожане и крестьяне. Официальная и народная культура. Средневековые искусство и наука. Реформация и контрреформация. Возрождение как последний этап средневековья. Периодизация Ренессанса. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человека в эпоху Возрождения. Возвращение интереса к миру природы. Северное и южное Возрождение. Ренессансное искусство.
Вопросы и задания для проверки:
1. Почему европейское средневековье часто называют эпохой «темных веков»?
2. Каковы географические и хронологические границы средневековой Европы?
3. Как изменилась культура при переходе от античности к средневековью?
4. Каковы религиозные основы средневекового миропонимания? Раскройте суть основных догматов христианства.
5. Охарактеризуйте слои средневекового общества: феодалов, духовенство, горожан и крестьян и особенности их культуры. Чем отличались официальная и народная культура?
6. В чем специфика средневековых искусства и науки?
7. Охарактеризуйте Реформацию и контрреформацию.
8. Можно ли назвать Возрождение последним этапом средневековья? Каковы аргументы за и против? Дайте периодизацию Ренессанса.
9. Опишите основные доминанты ренессансной культуры: антропоцентризм, гуманизм, проблему человека, возвращение интереса к миру природы.
10. Охарактеризуйте главные черты и основных представителей ренессансного искусства. В чем специфика северного и южного Возрождения?
Лекция 8. Культура Нового времени в Европе.
Основные культурные парадигмы Нового времени: рационализм и эмпиризм, появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Классицистическое искусство. Проект Просвещения. Романтизм как историко-культурная эпоха и как направление в искусстве. Позитивизм в философии и реализм в искусстве. Изменения на рубеже XIX-XX вв. Модерн как поиск новых выразительных возможностей. Многообразие художественных направлений в первой половине ХХ в.
Вопросы и задания для проверки:
1. Как различаются основные культурные парадигмы Нового времени (рационализм и эмпиризм)?
2. В чем заключаются особенности европейской культуры Нового времени?
3. Опишите такие новоевропейские культурные тенденции, как появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума.
4. Как классицистическое искусство связано с «проектом Просвещения»?
5. Опишите романтизм как историко-культурную эпоху и как направление в искусстве.
6. Охарактеризуйте позитивизм в философии и реализм в искусстве как взаимосвязанные явления.
7. Опишите изменения в европейской культуре на рубеже XIX-XX вв.
8. Дайте характеристику модерну как художественному стилю и как культурной парадигме рубежа веков.
Лекция 9. Русская культура XVIII-XX вв.
Основные доминанты русской культуры. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в. "Золотой век" русской культуры. Дихотомия русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура. "Серебряный век": культурный релятивизм. Советская культура: соцреализм и андеграунд. Культура русского зарубежья. Постсоветская культура. Субкультуры в современной русской культуре.
Вопросы и задания для проверки:
1. Перечислите основные доминанты русской культуры.
2. В чем заключаются особенности классической русской культуры XIX в.? Каковы ее предыстоки?
3. Какие имена, события и произведения художественной культуры составили «золотой век» русской культуры?
4. Опишите дихотомию русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура.
5. Как культурный релятивизм проявился в «серебряный век» русской культуры?
6. Охарактеризуйте советская культура через противопоставление соцреализма и андеграунда.
7. Кого из деятелей культура русского зарубежья вы знаете?
8. Постсоветская культура: что для нее характерно?
9. Опишите известные вам субкультуры в современной русской культуре.
Лекция 10. Современная европейско-американская культура.
Политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве. Амбивалентные направления развития современной культуры. Унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур. Сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее. Репрессивность культурных механизмов. Роль критика как посредника между творцами и потребителями современного искусства.
Вопросы и задания для проверки:
1. Опишите основные, на ваш взгляд, художественные направления в первой половине ХХ в.
2. Каковы политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в.?
3. Охарактеризуйте постмодернизм (его сущность, истоки, перспективы и основных представителей постмодернизма в искусстве).
4. Какие амбивалентные направления развития современной культуры вы можете назвать?
5. Какие современные культурные тенденции можно проследить на примере музейной деятельности?
Лекция 11. Теоретические проблемы философии культуры. Марксизм, "философия жизни" и экзистенциализм.
Многообразие теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Культура как деятельность в трудах К. Маркса. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения". Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода. Ж.-П. Сартр о ситуации тотального выбора. К. Ясперс: "осевое время". М. Хайдеггер: язык как "дом бытия", роль техники и онтологический статус искусства
Вопросы и задания для проверки:
1. Какие теоретические подходы, появившиеся в XIX-ХХ в., вы знаете?
2. В чем заключаются особенности марксистского понимания культуры?
3. Каковы идеи Ф. Ницше относительно основ западной культуры?
4. Перечислите известные вам понятия, используемые экзистенциализмом при анализе явлений культуры.
5. Раскройте суть концепции «осевого времени» у К. Ясперса
6. Какие проблемы культуры поднимаются в сочинениях М. Хайдеггера?
Лекция 12. Психоаналитические концепции культуры.
Роль открытия бессознательных механизмов психики как важных структурообразующих элементов культуры. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга. Э. Фромм: человек в культуре. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.
Вопросы и задания для проверки:
1. Раскройте суть открытия бессознательных механизмов психики для анализа культуры.
2. В чем заключается понимание культуры в концепции З. Фрейда?
3. Опишите суть и роль коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.
4. В чем заключается роль человека в культуре у Э. Фромма?
5. Каковы характерные особенности гендерной психоаналитической культурологии у К. Хорни?
Лекция 13. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.
Этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию. Культура как суперсистема. Подсистемы культуры. Культурные типы: идеационная, сенситивная и идеалистическая культуры. Интеграционная функция культуры.
Вопросы и задания для проверки:
1. Опишите этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию.
2. В чем заключаются особенности понимания культуры как суперсистемы?
3. Дайте характеристику культурным типам (идеационной, сенситивной и идеалистической культуре).
4. В чем заключается интеграционная функция культуры?
Лекция 14. Теории культуры и искусства во «Франкфуртской школе».
В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства. Эстетическая теория Т.В. Адорно. Апории Просвещения и аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.
Вопросы и задания для проверки:
1. Кто входит во «Франкфуртсткую школу» и каковы основные положения теории «франкфуртцев»?
2. В чем заключаются особенности теории В. Беньямина относительно произведений искусства?
3. Охарактеризуйте эстетическую теорию Т.В. Адорно.
4. На чем основана аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно?
Содержание семинарских занятий
(предлагаемые тексты и примерные вопросы для обсуждения).
Семинар 1.