Информационная карта программы.
Полное название программы | Комплексная программа организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся в условиях загородного спортивно – оздоровительного лагеря «Бригантина» «Оч'умелые каникулы» |
Цель и задачи программы | Цель: создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления обучающихся на основе включения их в разноплановую деятельность, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценной социализации. Задачи: - организация активной практики по развитию общефизической подготовки и навыков здорового образа жизни; - содействие гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся; - оптимизация эмоционального и активизация жизненного тонуса детей; - создание условий для эффективного межличностного взаимодействия и формирования толерантных отношений обучающихся; - создание условий для приобретения конкретных умений и навыков в деятельности, направленной на самообслуживание личности; - предоставление возможности для накопления социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе; - создание условий для реализации разносторонних и разноуровневых интересов обучающихся в сфере досуга, отдыха, спорта, игры, коллективной, творческой деятельности на основе свободного выбора. - обеспечение педагогических и организационных условий для эффективного осуществления процесса саморазвития (самопознания, самоутверждения и самовыражения). |
Адресат | Обучающиеся профессиональных образовательных организациях, льготные категории, а именно: - дети сироты; - дети, оставшиеся без попечения родителей; - лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - дети, состоящие на учете в органах внутренних дел; - дети из неполных и многодетных семей. Продолжительность смены – 21 день. Количество участников программы: 170 человек в каждой смене География участников: город Челябинск и Челябинская область. Возраст участников: от 15 до 24- х лет. |
Сроки реализации программы | 30.06.2014– 31.08.2014 |
Направленность программы | Мероприятия программы реализуются через пять модулей следующих направленностей: Спортивно-оздоровительная Социально-адаптационная Патриотическая Досугово- развивающая |
Название организации Автор программы | Спортивно-оздоровительный лагерь «Бригантина» с круглосуточным пребыванием обучающихся. Авторы – составители: Пономарева Лариса Георгиевна – директор ГБУ«Метеор». Рямова Елена Викторовна – заместитель директора ГБУ «Метеор» по методической работе. |
Почтовый адрес | Юридический адрес ГБУ «Метеор»: 454002, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Знаменская, д.22 Адрес местонахождения структурного подразделения СОЛ «Бригантина»: Россия, Челябинская область, г. Карабаш, Карабашское участковое лесничество ОГУ Кыштымское лесничество», квартал 179 (часть выделов 20,22). |
Ф.И.О. руководителя (ей) организации | Пономарева Лариса Георгиевна, директор ГБУ «Метеор». Емалетдинова Елена Владимировна – руководитель структурного подразделения СОЛ «Бригантина». |
Телефон, электронный адрес организации | 8 (3513) 640-102 [email protected] |
Сайт | http://chel-meteor.ru/ |
Финансовое обеспечение программы | Осуществляется за счет средств областного бюджета. |
Пояснительная записка
Летние каникулы - самый благоприятный период для снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил, улучшения здоровья и физического развития. Одной из интереснейших и важнейших форм работы с обучающимися в летний период является организация оздоровительных лагерей.
Загородный летний лагерь иной, отличный от школьного образовательного процесса кусочек жизни ребёнка. Это – активный подвижный отдых, наполненный яркими впечатлениями.
Физическое воспитание в условиях загородного летнего лагеря должно представлять собой организованный и систематизированный процесс воздействия на ребенка, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы. Физическое воспитание призвано занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул. Условия загородного лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для обучающихся, что является мощным оздоровительным средством.
Период летних каникул как нельзя более благоприятен и для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Это период свободного общения обучающихся, время развлечений, игр, свободы в выборе занятий и самореализации.
Летний лагерь открывает для обучающихся удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с их желаниями и способностями, а также обеспечивает стимулирование обучающихся к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности.
Новизну программы мы видим в хорошо скоординированном и насыщенном разнообразными видами деятельности отдыхе, что позволяет синтезировать и реализовывать одновременно различные функции: развивающую, оздоровительную и коммуникативную и др. В рамках реализации программы на территории лагеря создано игровое пространство, где каждое направление лагерной смены неповторимо и имеет собственную идею.
Актуальность
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает различные направления оздоровления и воспитания в условиях лагеря., отвечающие современным требованиям. Это общефизическая подготовка, трудовая, познавательная и творческая деятельность, организация досуга.
Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, которые отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; предусматривают вариативность в кружковой (клубной) деятельности; способствуют удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.
Одно из основных направлений является спортивно – оздоровительное. Участники смены ежедневно будут участвовать в различных видах спорта, учится играть в спортивные игры (в том числе и народные).
Не менее значимым является «Патриотическое» направление программы. Поэтому в течение тематических дней обучающиеся в игровой и творческой форме будут знакомиться с культурой народов малой родины, с южноуральскими писателями и с их творчеством, с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка, на представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, на создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Концептуальные подходы
Воспитательная система программы включает содержательный и технологический компоненты. В связи с этим принципы организации жизнедеятельности обучающихся можно рассматривать как содержательные и организационные.
Программа опирается на следующие содержательные принципы:
1. Принцип гуманизации – гуманное отношение к детям, учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей как каждого, так и групп обучающихся, находящихся в условиях временного коллектива.
3. Принцип здоровьесбережения, как основа для разнообразной деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.
4. Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации обучающихся.
5. Принцип свободы самовыражения и самоценности личности.
6. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности смены.
Организационными принципами, определяющими методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом являются принципы:
1. Активного участия обучающихся в организации жизнедеятельности лагеря.
2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.