Языковые знания и навыки (практическое усвоение)

Графика и орфография. Все буквы алфавита и звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии (например, специфических букв гъ ,къ, дж, нъ). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний крымскотатарского языка. Ударение в слове, особенность ударений в крымскотатарском языке. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 350-400 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, синонимы, антонимы, омонимы, реплики речевого этикета, отражающие культуру крымскотатарского народа. Начальное представление о способах словообразования - аффиксация в именах существительных.

Предметное содержание речи

Примерное распределение предметного содержания по годам обучения

Предметное содержание 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Я и моя семья (36 ч.) Семья. Члены семьи. Слова вежливости. Продукты питания. (8 ч.) Члены семьи, их имена и черты характера. Любимые занятия членов семьи. Обязанности членов семьи, их взаимоотношения и работа по дому. (10 ч.) Возраст членов семьи. Совместное времяпрепровождение каждый день и в свободное время. Покупки. Подарки. Любимая еда. (9 ч.) Отдых с семьёй. Праздники в семье. Угощения. Любимая еда.(9 ч.)
Я и мои друзья. Знакомство (28 ч.) Мои друзья. Знакомство. Приветствие. Прощание. Приём гостей. (8 ч.) Мои друзья, что умеют делать. Совместные игры, любимые занятия. Знакомство со сверстниками и взрослыми, приветствие, прощание .(7 ч.) Мои лучшие друзья. Черты характера. Внешность, одежда. Совместные игры и занятия. Письмо другу. (8 ч.)   Письмо другу. (5ч.)
Человек (30 ч.) Части тела человека. Гигиена. Одежда. Обувь.(8 ч.) Режим дня. Гигиена. Профессии.(8ч.) Режим дня. Распорядок дня в семье. Обозначение времени. Профессии, занятия людей различных профессий.(8 ч.) Занятия в будние и выходные дни. Описание внешности человека. Выбор профессии. (6 ч.)
Моя школа (35 ч.) Школа. Класс. Учебные принадлежности. Счёт до 20. Цвета. Геометрические фигуры. (9 ч.) Счёт до 100. Дежурство. На уроке. В столовой.(8 ч.) Па перемене. В библиотеке. Литературный кружок.(8 ч.)   Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Школьные ярмарки. (10 ч.)
Мой дом (28 ч.) Дом. Квартира. Предметы быта. Посуда. (8 ч.) Название мебели. (6 ч.) Работа по дому и в саду . (6 ч.) Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната. Работа по дому. (8 ч.)
Природа. (39 ч.) Времена года. Явления природы. Природные объекты. Фрукты Овощи.(9 ч.) Месяцы Явления природы. Природные объекты. Дни недели.(10 ч.) Описание природы. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду. (10 ч.) Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду Описание природы.(10 ч.)
Мир вокруг меня (31 ч.) Домашние животные. Домашние птицы. Дикие животные. Дикие птицы. (8 ч.) Домашние питомцы. Любимые животные. Что умеют делать животные. (8 ч.) Любимые животные. Домашние питомцы и уход за ними . (6 ч.) Животные, описание животных. Животные в цирке, на ферме и в зоопарке .(9 ч.)
Край, в котором мы живём (25 ч.) Родина. Столица. Село. Работа в селе. Город. (5 ч.) Праздники крымских татар. Народные обычаи. Национальные блюда. (6 ч.) Город и сельская местность, общественные места, описание местности. Любимые места в городе. Достопримечательности. Праздники. (8 ч.) Мой город/деревня: общественные места, места отдыха. Развлечения в городе. Достопримечательности . (6 ч.)
Мир моих увлечений. Путешествия.(20 ч.) Игрушки. Любимые игры и занятия. Спорт. Виды транспорта. (5 ч.) Игрушки, книги. Любимые игры и занятия. Любимые книги. Компьютерные игры Прогулки в зоопарк, театр, в парк.(5 ч.) Магазин игрушек. Прогулки. Любимый вид спорта. (5 ч.)   Любимые занятия. Путешествие по родному краю. (5 ч.)


Грамматическая сторона речи

(Все грамматические формы подаются без использования терминов.)

Распределение грамматических явлений по классам 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
  Имя существительное   Множественное число имён существительных; образование множественного числа. Постановка вопросов Кто? Что? к именам существительным. Имена существительные в непритяжательной форме (Кимни?Нени? Кимде? Неде? Къайда?) (къызчыкъны, тилькини) Нарицательные и собственные имена существительные   Нарицательные и собственные имена существительные. (Акъмесджитшеэри) Склонение имён существительных в непритяжательной форме. (къокъла- къокъланынъ, къокълагъа, къокъланы,къокъ- лада…) Склонение имён существительных в непритяжательной форме. Принадлежность у имен существительных (битам,битанъ, битасы). Принадлежность у имен существительных. Чередование согласных в корне слова у существительных в форме принадлежности (чечек–чечегим)
Имя прилагательное Имена прилагательные и их использование. Имена прилагательные и их использование. Степени сравнения имен прилагательных Степени сравнения имен прилагательных
Имя числительное Количественные числа от 1 до 10. Порядковые числительные от 1 до 10. Количественные числа от 11 до 30 Порядковые и количественные числительные от 1 до 100 Порядковые и количественные числительные от 1 до 100. Использование числительных в датах.
Местоимение Личные местоимения в именительном падеже в единственном и множественном числе. Замена существительного местоимением. Притяжательные местоимения. (меним,сенинъ, онынъ,бизим, сизнинъ, оларнынъ) Указательные местоимения в единственном и множественном числе. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения в единственном и множественном числе.
Глагол Неопределенная форма глагола. Глагол в настоящем времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Образование повелительной формы глагола. Отрицательная форма глагола. Глагол в настоящем времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Глаголы в утвердительной форме настоящего времени. (язам–язасынъ-яза) Глаголы в утвердительной форме настоящего времени. Глаголы в утвердительной форме прошедшего времени (алдым-алдынъ-алды). Спряжение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах.
Наречие Наречие места. Наречие меры и степени. Наречие образа действий. Наречие меры и степени. Наречие образа действий.
Предложение Порядок слов в предложении. Вопросительное предложение. Простое повелительное предложение. Восклицательное предложение. Обращение в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое повелительное предложение. Восклицательное предложение. Обращение в предложении. Основные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Сложное предложение с союзом лякин. Точка. Запятая. Вопросительный знак.
Основные правила пунктуации Точка. Запятая. Вопросительный знак. Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак.


Примерная программа по учебному предмету

«Крымскотатарский язык»

Для 5-9 классов

Пояснительная записка

Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлечённых в межкультурные контакты с представителями других народов и культур.

В свете происходящих изменений в коммуникации (всё более актуальными становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.

В процессе обучения крымскотатарскому языку решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение крымскотатарским языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на не родном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли

В свете современных тенденций обучение неродным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера.

Предлагаемая рабочая программа предназначена для 5–9 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Цели курса

Изучение крымскотатарского языка в основной школе направлено на достижение следующихцелей:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и не родном языках;

- социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям региона изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свой народ, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала не родного языка:

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своейсобственной культуры;

- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Общая характеристика курса

Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению крымскотатарского языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.

Наши рекомендации