Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита и звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии (например, специфических букв гъ ,къ, дж, нъ). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний крымскотатарского языка. Ударение в слове, особенность ударений в крымскотатарском языке. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 350-400 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, синонимы, антонимы, омонимы, реплики речевого этикета, отражающие культуру крымскотатарского народа. Начальное представление о способах словообразования - аффиксация в именах существительных.
Предметное содержание речи
Примерное распределение предметного содержания по годам обучения
Предметное содержание | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Я и моя семья (36 ч.) | Семья. Члены семьи. Слова вежливости. Продукты питания. (8 ч.) | Члены семьи, их имена и черты характера. Любимые занятия членов семьи. Обязанности членов семьи, их взаимоотношения и работа по дому. (10 ч.) | Возраст членов семьи. Совместное времяпрепровождение каждый день и в свободное время. Покупки. Подарки. Любимая еда. (9 ч.) | Отдых с семьёй. Праздники в семье. Угощения. Любимая еда.(9 ч.) |
Я и мои друзья. Знакомство (28 ч.) | Мои друзья. Знакомство. Приветствие. Прощание. Приём гостей. (8 ч.) | Мои друзья, что умеют делать. Совместные игры, любимые занятия. Знакомство со сверстниками и взрослыми, приветствие, прощание .(7 ч.) | Мои лучшие друзья. Черты характера. Внешность, одежда. Совместные игры и занятия. Письмо другу. (8 ч.) | Письмо другу. (5ч.) |
Человек (30 ч.) | Части тела человека. Гигиена. Одежда. Обувь.(8 ч.) | Режим дня. Гигиена. Профессии.(8ч.) | Режим дня. Распорядок дня в семье. Обозначение времени. Профессии, занятия людей различных профессий.(8 ч.) | Занятия в будние и выходные дни. Описание внешности человека. Выбор профессии. (6 ч.) |
Моя школа (35 ч.) | Школа. Класс. Учебные принадлежности. Счёт до 20. Цвета. Геометрические фигуры. (9 ч.) | Счёт до 100. Дежурство. На уроке. В столовой.(8 ч.) | Па перемене. В библиотеке. Литературный кружок.(8 ч.) | Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Школьные ярмарки. (10 ч.) |
Мой дом (28 ч.) | Дом. Квартира. Предметы быта. Посуда. (8 ч.) | Название мебели. (6 ч.) | Работа по дому и в саду . (6 ч.) | Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната. Работа по дому. (8 ч.) |
Природа. (39 ч.) | Времена года. Явления природы. Природные объекты. Фрукты Овощи.(9 ч.) | Месяцы Явления природы. Природные объекты. Дни недели.(10 ч.) | Описание природы. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду. (10 ч.) | Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду Описание природы.(10 ч.) |
Мир вокруг меня (31 ч.) | Домашние животные. Домашние птицы. Дикие животные. Дикие птицы. (8 ч.) | Домашние питомцы. Любимые животные. Что умеют делать животные. (8 ч.) | Любимые животные. Домашние питомцы и уход за ними . (6 ч.) | Животные, описание животных. Животные в цирке, на ферме и в зоопарке .(9 ч.) |
Край, в котором мы живём (25 ч.) | Родина. Столица. Село. Работа в селе. Город. (5 ч.) | Праздники крымских татар. Народные обычаи. Национальные блюда. (6 ч.) | Город и сельская местность, общественные места, описание местности. Любимые места в городе. Достопримечательности. Праздники. (8 ч.) | Мой город/деревня: общественные места, места отдыха. Развлечения в городе. Достопримечательности . (6 ч.) |
Мир моих увлечений. Путешествия.(20 ч.) | Игрушки. Любимые игры и занятия. Спорт. Виды транспорта. (5 ч.) | Игрушки, книги. Любимые игры и занятия. Любимые книги. Компьютерные игры Прогулки в зоопарк, театр, в парк.(5 ч.) | Магазин игрушек. Прогулки. Любимый вид спорта. (5 ч.) | Любимые занятия. Путешествие по родному краю. (5 ч.) |
Грамматическая сторона речи
(Все грамматические формы подаются без использования терминов.)
Распределение грамматических явлений по классам | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Имя существительное | Множественное число имён существительных; образование множественного числа. Постановка вопросов Кто? Что? к именам существительным. Имена существительные в непритяжательной форме (Кимни?Нени? Кимде? Неде? Къайда?) (къызчыкъны, тилькини) Нарицательные и собственные имена существительные | Нарицательные и собственные имена существительные. (Акъмесджитшеэри) Склонение имён существительных в непритяжательной форме. (къокъла- къокъланынъ, къокълагъа, къокъланы,къокъ- лада…) | Склонение имён существительных в непритяжательной форме. Принадлежность у имен существительных (битам,битанъ, битасы). | Принадлежность у имен существительных. Чередование согласных в корне слова у существительных в форме принадлежности (чечек–чечегим) |
Имя прилагательное | Имена прилагательные и их использование. | Имена прилагательные и их использование. | Степени сравнения имен прилагательных | Степени сравнения имен прилагательных |
Имя числительное | Количественные числа от 1 до 10. Порядковые числительные от 1 до 10. | Количественные числа от 11 до 30 | Порядковые и количественные числительные от 1 до 100 | Порядковые и количественные числительные от 1 до 100. Использование числительных в датах. |
Местоимение | Личные местоимения в именительном падеже в единственном и множественном числе. | Замена существительного местоимением. | Притяжательные местоимения. (меним,сенинъ, онынъ,бизим, сизнинъ, оларнынъ) Указательные местоимения в единственном и множественном числе. | Притяжательные местоимения. Указательные местоимения в единственном и множественном числе. |
Глагол | Неопределенная форма глагола. Глагол в настоящем времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Образование повелительной формы глагола. Отрицательная форма глагола. | Глагол в настоящем времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Глаголы в утвердительной форме настоящего времени. (язам–язасынъ-яза) | Глаголы в утвердительной форме настоящего времени. Глаголы в утвердительной форме прошедшего времени (алдым-алдынъ-алды). | Спряжение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах. |
Наречие | Наречие места. | Наречие меры и степени. | Наречие образа действий. | Наречие меры и степени. Наречие образа действий. |
Предложение | Порядок слов в предложении. Вопросительное предложение. Простое повелительное предложение. Восклицательное предложение. Обращение в предложении. | Утвердительные и отрицательные предложения. Простое повелительное предложение. Восклицательное предложение. Обращение в предложении. | Основные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. | Сложное предложение с союзом лякин. Точка. Запятая. Вопросительный знак. |
Основные правила пунктуации | Точка. Запятая. Вопросительный знак. | Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. | Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. | Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. |
Примерная программа по учебному предмету
«Крымскотатарский язык»
Для 5-9 классов
Пояснительная записка
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлечённых в межкультурные контакты с представителями других народов и культур.
В свете происходящих изменений в коммуникации (всё более актуальными становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.
В процессе обучения крымскотатарскому языку решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение крымскотатарским языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на не родном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли
В свете современных тенденций обучение неродным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера.
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 5–9 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Цели курса
Изучение крымскотатарского языка в основной школе направлено на достижение следующихцелей:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и не родном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям региона изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свой народ, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала не родного языка:
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своейсобственной культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика курса
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению крымскотатарского языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.