Особенности статуса спортивных тренеров

Легальное определение тренера содержится в ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Спортивный тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Деятельность тренеров в меньшей степени регламентирована локальными нормативными актами федераций по видам спорта. В основном действуют акты, касающиеся тренерского состава сборных команд. Например, в Положении о Главном тренерском совете сборных команд России по легкой атлетике*(30) предусмотрено, что тренеры должны состоять в штате Центра спортивной подготовки сборных команд Росспорта, т.е. иметь трудовой договор.

Государственный тренер сборных команд в соответствии с Приказом Комитета РФ по физической культуре и спорту от 21 августа 2002 г. N 243*(31) назначается на должность коллегией Росспорта. С ним заключается трудовой договор Центром спортивной подготовки сборных команд Росспорта сроком на 4 года, т.е. все тренеры сборных команд России состоят в трудовых отношениях с Центром спортивной подготовки сборных команд Росспорта.

В постановлении Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации"*(32) должность спортивного тренера обозначена как:

- старший тренер-преподаватель по спорту;

- старший инструктор-методист спортивной школы;

- старший инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

- тренер-преподаватель по спорту;

- тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего);

- инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего);

- инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

- инструктор-методист спортивной школы.

Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности.

1. Самая важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в ее педагогическом характере. Особенности педагогической деятельности тренера заключаются в том, что ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно требует высокой личной ответственности педагога. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер*(33).

2. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками*(34).

3. Повышенный стресс в деятельности тренера, что приводит к значительным нервным перегрузкам и что, в свою очередь, может негативно сказываться на успешности его деятельности. Сюда можно отнести следующие факторы*(35):

а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном комфорте и отрыве от семьи;

б) тренеру приходиться вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;

в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы;

г) деятельность тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов;

д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения;

е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их;

ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

4. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.

5. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы*(36).

6. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, т.е. осуществлять не только набор, но и отбор учеников.

7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке.

8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме.

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами, присущими любой другой педагогической деятельности, но и обладает специфическими особенностями, свойственными спортсменам.

По статистике, почти половину всех тренеров (43,2%) составляет группа в возрасте от 31 до 40 лет. Данный контингент отличается высоким творческим потенциалом. Количество тренеров в возрасте 51-60 лет заметно снижается, а после 60 лет становится совсем незначительным. По-видимому, это вызвано серьезными трудностями сохранения уровня профессиональной пригодности, высокими требованиями к их физическому и психологическому состоянию, которые связаны с повышенными двигательными и эмоциональными нагрузками*(37).

Существует взаимосвязь между прошлыми спортивными заслугами и тренерским званием, что свидетельствует о влиянии спортивного мастерства тренера на успешность его профессиональной деятельности. Важным является личный соревновательный опыт и спортивная квалификация тренеров.

Начало тренерской деятельности имеет существенные особенности. Так, почти половина педагогов начинают профессиональный путь, работая с детьми, и лишь незначительное число тренеров сразу приступают к работе со взрослыми.

В настоящее время наблюдается тенденция к углубленной специализации по отдельным направлениям тренерского труда*(38).

Такая ситуация является, вероятно, отражением противоборствующих тенденций в оценке и практике материального вознаграждения тренерского труда, а также несовершенной структуры организации детско-юношеского, молодежного и взрослого спорта, отсутствия преемственности в построении тренировочного и воспитательного процессов со спортсменами с момента их прихода в секцию и до момента, когда они становятся спортсменами мирового класса. Взаимное стремление тренеров и спортсменов как можно раньше выйти на уровень высоких спортивных достижений с целью получения дополнительных заработков ведет к нарушению принципов постепенности в многолетнем планировании.

В настоящий момент система многолетней спортивной подготовки закреплена в Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ*(39). Рекомендации утверждены письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г., и уже по их названию видно, что они носят чисто рекомендательный характер.

Наши рекомендации