Зарубежный опыт в регулировании статуса спортсменов
Практика показывает, что страны, в которых профессиональный спорт развит очень хорошо (более 50% населения занимается спортом, например, Суринам), спортивные успехи имеют при этом очень скромные. На олимпийском уровне попадание в призеры воспринимается как чудо и практически является достижением личности без помощи государства. В то же время есть страны с почти неразвитой системой профессионального спорта, но при этом в них есть спортсмены самого высокого класса, которые периодически заставляют говорить о себе весь мир, а значит, популяризируют страну (например, Куба)*(26).
Каждому обществу присуща своя национальная система функционирования спорта.
Существуют два варианта правового регулирования спорта: европейский и американский.
Впервые к вопросу статуса спортсмена обратились в США. Начиная с последней трети XIX в. в Америке стали появляться профессиональные клубы по игровым видам спорта. Со временем они объединились в профессиональные лиги для того, чтобы вместе решать общие проблемы (например, правила и расписания игр). В начале XX в. была образована Главная бейсбольная лига, что со временем привело к разорению Федеральной Лиги. Такие действия послужили основанием для обращения в суд бейсбольного клуба "Балтимор". Клуб полагал, что объединение лиг является нарушением антитрестовского закона Шермана 1890 г., который в ст. 1 и 2 объявляет незаконным "любой контракт, объединение в виде треста или сговор с целью организации торговли между отдельными штатами или зарубежными странами". Однако в 1922 г. Верховный суд США в деле по иску клуба "Балтимор" к НБЛ принял решение, что "бейсбол - это развлечение, игра, которая не является товаром или предметом торговли" и что, следовательно, объединение клубов в лигу не является нарушением закона Шермана. Таким образом, закон Шермана оказался неприменим в области профессионального спорта, а профессиональные лиги, ставшие монополиями, получили право определять статус профессиональных спортсменов самостоятельно*(27). В настоящее время наметилась тенденция вмешательства в регулирование профессионального спорта государства посредством принятия различных законов и подзаконных актов.
Другой подход к вопросу правового регулирования профессионального спорта наблюдается в Европе. Здесь ведущую роль сыграли решения Суда Европейских Сообществ*(28). В них суд решил, что если деятельность спортсменов представляет собой вид экономической деятельности, то она по своей природе является возмездной. Таков случай профессиональных спортсменов. На них распространяются нормы ст. 48-73h Договора ЕС, посвященных регулированию трудовой, предпринимательской и другой экономической деятельности. Правила спортивных ассоциаций, лиг и т.п., регулирующие деятельность спортсменов и противоречащие указанным выше статьям Договора ЕС, являются нарушением права Сообществ. Если же деятельность спортсменов осуществляется в чисто спортивных интересах и не преследует цели извлечения прибыли, то на нее не распространяется действие данных норм Договора ЕС.
Таким образом, в отличие от США в Европе сформировался подход, согласно которому профессиональный спорт признается в качестве разновидности экономической и трудовой деятельности, а принципы его регулирования устанавливаются в первую очередь государствами, а не частными лицами - профессиональными лигами. Государство здесь играет основную роль в поддержании спорта, он развивается, как правило, на основе базовых законов о спорте. Во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г., 1987 г., 1993 г.), в Финляндии - Закон о спорте и Устав о спорте (1980 г.). Законы о спорте были приняты: в Швейцарии (1972 г.), США (1978 г.), Греции (1979 г.), Италии (1984 г.), Германии (1984 г.), Испании (1988 г., 1990 г.), в Украине (1993 г.), в Польше (1996 г.), Словении (1998 г.).
В указанных странах спортсмен является работником и к нему применяются правила, которые превалируют в отношении работников вообще. Тем не менее "спортивный работник" не просто элемент "работодателя", т.е. клуба. Клуб входит в национальную федерацию, с которой спортсмен связан ассоциативной связью, другими словами - лицензией, а национальная федерация сама является частью международной спортивной структуры, цель которой - организация спортивных мероприятий.
Интересна система трудовых отношений в футбольном клубе Милана*(29).
Рабочий день на базе "Милана" начинается в десять утра. Это формальное начало первой тренировки, за опоздание или отсутствие без уважительной причины - элементарный денежный штраф. Но такого, как правило, не бывает. За 10-15 минут до начала все игроки собираются на поле, проведя предварительную разминку в тренажерном зале на определенные группы мышц по программе, заданной тренерами.
Подготовка к национальному чемпионату в "Милане" начинается за 45 дней до его начала. Футболисты собираются после отпусков, во время которых они отнюдь не бездельничали, а выполняли свои индивидуальные задания по физической подготовке. Кстати, вся кроссовая нагрузка приходится на отпускной период. Первая процедура после отпуска - тесты на физподготовку. Штраф - неважно, за что он наложен на футболиста, - это что-то вроде первой желтой карточки в игре. При втором нарушении - футболиста увольняют. Вот такой интересный опыт.