Формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура
И специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц
с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Перечень вопросов для прохождения I рубежного контроля
1. Каковы механизмы взаимодействия общества и физической культуры.
2. Как влияет социальная сфера на развитие физической культуры в современном обществе.
3. Выделите основные концепции спорта с социально-философской точки зрения.
4. В чем социальная сущность спорта.
5. Как протекает успешная социализация специалиста по физической культуре.
6. Самоидентификация спортсмена после завершения спортивной карьеры как социальная проблема.
7. Как социальное положение влияет на интересы в сфере физической культуры и спорта.
8. Коммерциализация спорта, формы ее проявления.
9. Образ жизни и ориентации социальных групп в сфере физической культуры.
10. Специалист в области физической культуры и спорта в условиях рынка.
Общая схема формирования итоговой накопительной стоимости
1. Выполнение самостоятельных работ на семинарских занятиях (при 100% посещаемости и успешном выполнении) может дать до 30 баллов.
2. Подготовка одного сообщения и успешное проведение дискуссии может дать 10 баллов. (Возможны 2 сообщения за семестр).
3. Прохождение каждого рубежного контроля дает по 10 баллов.
4. В исключительных случаях (по договоренности с преподавателем) возможно написание студентом исследовательской работы с последующим выступлением с докладом на конференции (или перед коллективом педагогов, например, на заседании кафедры). (Работа должна носить творческий и инновационный характер). Общая стоимость исследовательской работы может достигать 30 баллов.
5. По завершении курса проводится обязательный для всех промежуточный контроль. Максимальная стоимость 30 баллов.
При успешном выполнении пунктов 1-5 студент набирает 100 баллов за семестр.
6. В качестве дополнительной возможности (по решению преподавателя) рассматривается написание и устный обзор (что предполагает ответы на вопросы преподавателя по содержанию) реферата. Выполнение реферата и отчет преподавателю может дать 5 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
1. Самостоятельная работа на семинарах оценивается по двум параметрам: усвоение терминологического аппарата соответствующей темы и самостоятельность размышления.
2. Сообщение оценивается на основе содержательной полноты, способности ясно и четко донести информацию, учитывается культура речи, способность спровоцировать аудиторию на размышление, инициировать вопросы (суметь заинтриговать и увлечь при изложении материала), а также умение модерировать дискуссию в аудитории.
3. Рубежный контроль в форме тестов оценивается в результате компьютерной обработки, рубежный контроль в форме зачета оценивается преподавателем по 10-бальной системе. Студенту предлагается два вопроса, ответ на каждый из которых может быть оценен до 5 баллов.
4. Качество исследовательской работы оценивается по традиционным критериям для исследовательских работ, например, при написании кандидатских диссертаций или дипломов.
5. Промежуточный контроль в форме зачета включает в себя устный опрос, включающий 3 вопроса по курсу, каждый из вопросов может быть оценен до 10 баллов.
6. Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию реферата.
3.3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Тематика контрольных работ
1. Социальные проблемы физической культуры в современном обществе.
2. Проблемы социального и профессионального статуса спортсмена.
3. Социальная и профессиональная мобильность специалиста по физической культуре
в современном российском обществе.
4. Физическая культура и спорт в системе ценностей современного общества.
5. Социальные проблемы спорта высших достижений.
6. Спортивная элита как социальная группа и ее роль в обществе.
7. Социальные причины развития и распространения «нетрадиционных» видов физкультурной деятельности.
8. Физкультурное образование: статус в системе образования и в обществе.
9. Характеристика спорта как социального института.
10. Спорт и агрессия: социальные проблемы, социологический анализ проблемы.
11. Допинг в спорте как социальная проблема.
12. Современный танец как форма досуга.
13. Социальные проблемы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры.
14. Олимпийское образование в современном обществе: проблемы и перспективы.
15. Социальный спрос в сфере физической культуры.
16. Коммерциализация спорта, формы ее проявления.
17. Специалист в области физической культуры и спорта в условиях рынка.
18. Отношение к физической культуре и спорту в разных социальных группах.
19. Отношение молодежи к физической культуре и спорту. Место спорта в системе ценностных ориентаций молодежи.
20. Спортивная субкультура.
21. Особенности социализации в спорте.
22. Спорт в сфере проведения досуга.
23. Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.
24. Особенности социализации женщин в спортивной деятельности.
25. Социально-философские проблемы современного спорта.
26. Социальная роль тренера в условиях кризиса общества.
27. Гендерные отношения в спорте.
28. Девиантное поведение в спорте и около спорта.
29. Фэйр Плэй в спорте.
30. Социальные особенности и проблемы развития спорта в разных странах мира.
31. Влияние СМИ и массовой культуры на отношение к физической культуре и спорту.
32. Спортивная деятельность как фактор формирование гражданственности и патриотизма.
33. Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института физической культуры.
34. Спорт и религия.
35. Спорт и политика.
36. Социальное самочувствие и спорт.
3.3.2. Требования к оформлению и критерии оценивания
Контрольных работ
При выборе темы контрольной работы необходимо ознакомиться со списком контрольных работ и согласовать тему контрольной работы с ведущим преподавателем.
Ознакомиться со списком дополнительной и обязательной литературы, а также предложить свои источники. Список литературы должен включать не менее 8 источников.
Контрольная работа включает в себя:
1. Теоретическая часть:
- титульный лист стандартного образца (имеется в методическом кабинете);
- содержание работы (указываются разделы и страницы);
- введение (не более полутора страниц формата А 4);
- основная часть (8 – 15 формата А 4) страниц;
- заключение (не более одной страницы).
2. Практическая часть:
- выбор какого-либо спортивного коллектива: в спортивном клубе, в секции, в университете и т.п.
- характеристика выбранного спортивного коллектива по факторам группы:
размер, её численность (из курса общей социологии необходимо вспомнить, что самый распространенный тип малой группы – 10-15 человек, поэтому вполне можно рассмотреть спортивную команду);
структура и организация группы (рассматривается признак формальности организации);
социокультурные особенности (необходимо учитывать признаки групповой субкультуры – символика, одежда, обычаи, манеры и т.п.);
интеграция группы (оценка сплоченности внутри группы, вовлечение новых членов);
цели деятельности (определяется характер взаимоотношений между членами группы);
- предложить свои методы социологического исследования данного коллектива
- провести социологический опрос по выбранной теме контрольной работы. Необходимо придумать не менее 10 вопросов для данного исследования.
- Сделать выводы по результатам опроса. Выводы должны быть краткими и конкретными.
Схемы, графики, чертежи, анкеты прилагаются в конце работы.
Каждый раздел работы должен содержать выводы по проведённому исследованию.
При цитировании текста первоисточника необходимо выделить его кавычками и сделать ссылку. Ссылки постраничные.
Контрольная работа должна иметь вид цельного, связного текста с выводами и определённой позицией автора по исследуемому вопросу.
При выполнении контрольной работы студент должен показать навыки самостоятельного анализа используемых источников.
С первой недели изучения предмета студентам следует знать формы контрольных работ, параметры их оценки и сроки сдачи. Защита контрольной работы может включаться в промежуточную аттестацию.
3.4. Объёмные требования к зачёту
(перечень вопросов для промежуточного контроля)
1. Социология физической культуры и спорта как наука. Ее объект, предмет и функции.
2. Социальные проблемы физической культуры в современном обществе.
3. Становление и развитие социологии физической культуры и спорта.
4. Проблемы социального и профессионального статуса спортсмена.
5. Социальная и профессиональная мобильность специалиста по физической культуре
в современном российском обществе.
6. Физическая культура и спорт в системе ценностей современного общества.
7. Какие социокультурные ценности воплощает в себе современный спорт.
8. Социальные проблемы спорта высших достижений.
9. Спортивная элита как социальная группа и ее роль в обществе.
10. Социальные причины развития и распространения «нетрадиционных» видов физкультурной деятельности.
11. Физкультурное образование: статус в системе образования и в обществе.
12. Характеристика спорта как социального института.
13. Спорт и агрессия: социальные проблемы, социологический анализ проблемы.
14. Допинг в спорте как социальная проблема.
15. Современный танец как форма досуга.
16. Проблема гуманизации спорта и возможные способы ее решения.
17. Социальные проблемы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры.
18. Олимпийское образование в современном обществе: проблемы и перспективы.
19. Социальный спрос в сфере физической культуры.
20. Коммерциализация спорта, формы ее проявления.
21. Специалист в области физической культуры и спорта в условиях рынка.
22. Отношение к физической культуре и спорту в разных социальных группах.
23. Отношение молодежи к физической культуре и спорту. Место спорта в системе ценностных ориентаций молодежи.
24. Спортивная субкультура.
25. Особенности социализации в спорте.
26. Какова функция спорта в сфере проведения досуга.
27. Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.
28. Особенности социализации женщин в спортивной деятельности.
29. В чем заключаются негативные стороны влияния спорта на личность.
30. Социально-философские проблемы современного спорта.
31. Социальная роль тренера в условиях кризиса общества.
32. Социализация и физическая культура.
33. Гендерные отношения в спорте.
34. Социокультурное содержание современного спорта.
35. Девиантное поведение в спорте и около спорта.
36. Фэйр Плэй в спорте.
37. Социальные особенности и проблемы развития спорта в разных странах мира.
38. Влияние СМИ и массовой культуры на отношение к физической культуре и спорту.
39. Спортивная деятельность как фактор формирование гражданственности и патриотизма.
40. Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института физической культуры.