Тема 3. Социализация, физическая культура и спорт
Лекционный материал.
Социальный слой как основа формирования личности. Культурно-обусловленная социализация. Этос тела (Э. Майнберг). Социокультурные особенности в двигательной сфере. Маусс «Техника владения телом» 1934 г. Исследование взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом. Доказательство взаимосвязи физического поведения и культуры. Физическая активность и «кодекс хороших манер». Физическое поведение как отражение социального положения индивида. Классификация стилей владения телом Э. Майнберга.
Семья и физическая социализация. Взаимосвязь социального статуса человека и интереса в области двигательной активности и спорта. Социализация в спорте и социализация через спорт.
Агенты социализации в спорте, модели поведения и социального взаимодействия в спорте, спортивная среда. Социально одобряемые качества и социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации и социально порицаемые.
Особенности социализации в сфере спорта высших достижений.
Самостоятельная работа.
Классификация стилей владения телом Э.Майнберга.
Социализация в спорте. Социализации в сфере спорта высших достижений.
Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации.
Тема 4. Социальная дифференциация современного российского общества и формирование интересов в сфере физической культуры и спорта
Лекционный материал.
Формирование социальной структуры современного российского общества в новых социально-экономических условиях.
Особенности развития социальной структуры общества. Особенности социальной дифференциации современного российского общества: маргинализация общества, резкое расслоение по уровню жизни, отсутствие «среднего класса», образование новых социальных групп, формирование нового типа личности.
Социальная дифференциация и изменение ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта.
Формирование интересов разных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Западный стандарт как основа формирования интересов новой «буржуазии» и «деловых» людей» (гольф, конный и парусный спорт и т.п.).
Психофизические качества и физические кондиции как предмет престижа. Занятия спортом как элемент модного стиля жизни (фитнес).
Классификация социальных групп по интересам в сфере физической культуры и спорта: по возрасту (интересы подростков, молодежи, пенсионеров и т.п.); по полу; по социальной группе (бизнес-класс, интеллигенция т.п.); по принадлежности к профессиональной сфере ( силовые структуры, топ-модели МЧС и т.п.).
Развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики. Многообразие предложений в условиях рыночной экономики и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта (распространение национальных и нетрадиционных видов физической культуры и спорта: кёрлинг, сават-бокс, батфайн, полиатлон, пилатос, русский кулачный бой, игры кубанских казаков и т.п.).
Развитие массового спорта в новых социально-экономических условиях как социальная проблема. Роль государства в этом процессе.
Самостоятельная работа.
Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта.
Социальная дифференциация и многообразие возможностей в сфере физической культуры и спорта.
Тема 5. Занятие спортом и социальное самочувствие молодежи
Лекционный материал.
Категория «социальное самочувствие» и ее сущность.
Интегративный характер понятия. Методология исследование влияния социальных процессов на самооценку человека. Иерархия потребностей А. Маслоу.
Операционализация категории «социальное самочувствие»: самооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.
Характеристика экзистенциальные потребности, доминирующих в современном обществе: потребностей физического существования. Потребности в безопасности и уверенности в будущем, социетальные потребности (потребности в одобрении другими людьми, в теплых взаимоотношениях с членами своей группы, участия в совместной деятельности). Престиж (потребность в уважении со стороны других людей, в социальном статусе, служебном росте, самоуважении, чувстве собственного достоинства).
Характеристика влияния занятий физической культурой и спортом на удовлетворение данной группы потребностей у занимающихся любительским спортом (по результатам конкретного социологического исследования, проведенного НИИКСИ СПбГУ в 2002 г).
Характеристика влияния занятий профессиональным спортом на социальное самочувствие спортсменов (по результатам конкретного исследования, проведенного на кафедре социологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта в 2002 г).
Самостоятельная работа.
Самооценка: социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.