II. Распределение тем по видам занятий

Для очной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (часы) Самостоя- тельная работа (часы)
лекции семинары
Социология физической культуры как специальная социологическая теория
Социально-философские основы социологии физической культуры и спорта
Социализация, физическая культура и спорт
Социальная дифференциация современного российского общества и формирование интересов в сфере физической культуры и спорта
Спортивная деятельность, девиантное поведение и социальный контроль
Занятие спортом и социальное самочувствие молодежи
Проблема гендерных отношений в социологии спорта
Физкультурное образование как социальный институт
Социальные группы в сфере физической культур
ИТОГО

Для заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (часы) Самостоя- тельная работа (часы)
лекции семинары
Социология физической культуры как специальная социологическая теория
Социально-философские основы социологии физической культуры и спорта
Социализация, физическая культура и спорт
Социальная дифференциация современного российского общества и формирование интересов в сфере физической культуры и спорта
Спортивная деятельность, девиантное поведение и социальный контроль
Занятие спортом и социальное самочувствие молодежи
Проблема гендерных отношений в социологии спорта
Физкультурное образование как социальный институт
Социальные группы в сфере физической культур
ИТОГО

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

Содержание лекционного материала и материала

для самостоятельной работы

Тема 1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория

Лекционный материал.

Определение социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории. Статус социологии физической культуры в структуре социологического знания.

Предмет и объект социологии физической культуры и спорта. Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе: познавательная (информационная и теоретическая) функция, мировоззренческая функция и организационно- управленческая.

Цель и задачи социологии физической культуры и спорта как учебной дисциплины.

Процесс институционализации социологии физической культуры и спорта, его специфика в России.

Основные этапы становления отечественной социологии физической культуры.

1 этап развития социологии физической культуры и спорта – 60-80 гг. ХХ столетия. Основные проблемы, изучаемые в отечественной социологии физической культуры и спорта. Формирование концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых (Н. И. Пономарев, Арвисто, О. Мильштейн и др.).

2 этап развития социологии физической культуры и спорта – 90-е гг. ХХ века по настоящее время. Основные темы и проблемы, разрабатываемые социологией физической культуры и спорта.

Введение социологии физической культуры и спорта в систему высшего профессионального физкультурного образования.

Социально-экономические предпосылки дальнейшего развития и распространения социологии физической культуры и спорта.

Самостоятельная работа.

Концепции социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых.

Социология физической культуры и спорта в 90-е гг.

Функции социологии физической культуры и спорта в науке и в обществе.

Тема 2. Социально-философские основы социологии физической культуры и спорта

Лекционный материал.

Основные направления современного философского знания о спорте.

Игровая теория Й. Хейзинги, элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета, экзистенциалистская концепция Хайдеггера, марксистская теория спорта.

Базовые понятия социологии физической культуры и спорта.

Категория «культура». Содержание понятия в контексте социологии физической культуры и спорта: культура и физическая культура, культура и «сверхкультура».

Эволюция содержания понятия «спорт» в современной теории и в обществе.

Соотношение понятий «фитнес», «физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».

Категория « игра». Основные характеристики и свойства спорта как игровой деятельности. Игра и культура. Й. Хейзинга «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре».

Спорт как вид игровой деятельности на досуге и спорт профессионалов.

Теоретические и социально-политические особенности развития отечественной социологии физической культуры и спорта.

Марксизм – социально-философская основа советской социологии физической культуры и спорт. Деидеологизация спорта и физической культуры в постсоветский период. Возврат к гуманистической концепции спорта, либерализация сферы физической культуры и спорта.

Расширение социокультурного содержания физической культуры и спорта в современном российском обществе.

Самостоятельная работа.

Игровая теория Й.Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре», элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета.

Анализ понятий «фитнес», « физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».

Наши рекомендации