Современные формы регулирования трудовых отношений в организации
Эффективность системы УЧР в значительной мере зависит от характера отношений между субъектами трудовых отношений (трудовой коллектив, наемные рабочие, работодатели, профсоюзы) и от согласования их интересов. Конструктивное, плодотворное взаимодействие происходит только через создание социального мира, через формирование коллектива как социальной общности на основе отношений сотрудничества и партнерства.
Типы социально-трудовых отношений:
1. конструктивный тип – такое взаимодействие основных субъектов хозяйственной деятельности, которое способствует выполнению поставленных задач;
2. деструктивный тип – тип взаимоотношений, которые мешают успешной деятельности организации.
Эффективная система УЧР нацелена на формирование конструктивных трудовых отношений посредством развития партнерства и сотрудничества, а не административного воздействия, когда на одном полюсе – власть и единоначалие руководства, а на другом – исполнительность и послушание подчиненных.
С философской точки зрения любой организации присуши противоречия двух начал: «общественного» и «индивидуального», «коллективного» и «личного». Поэтому эффективность современного управления в значительной степени зависит от того:
1) каким образом устраняются эти противоречия;
2) насколько согласованны интересы сторон;
3) каким образом достигается конструктивное взаимодействие.
Социальное партнерство – это особый тип социально-трудовых отношений, основанный на интеграции интересов различных социальных групп, разрешении противоречий между ними путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации.
Принципы социального партнерства:
- равноправие сторон;
- соблюдение норм законодательства;
- участие в контроле и ответственности;
- открытость информации;
- добровольность принятия обязательств;
- свобода выбора и обсуждения условий.
Для установления партнерских отношений необходима разработка и внедрение механизма демократического управления, основанного на реализации следующих принципов:
1. групповая оценка задачи – различие профессиональных и социальных ролей сотрудников в организации, их отличие по возрасту, полу, национальности, образованию, темпераменту не могут являться причинами неконструктивных взаимоотношений, если их объединяют общие цели, идеи, совместные ценности;
2. вовлечение работников в процесс управления (партисипативность) – их участие в подготовке и принятии стратегических и оперативных решений, разработке новых идей, предложений;
3. информированность – в организации должна действовать система открытости и гласности, работники вправе владеть информацией о введении технологических изменений, об изменениях в структуре, о сокращениях персонала, о стратегии развития и экономических результатах деятельности;
4. поддержка, поощрение – предусматривается помощь каждому сотруднику в решении поставленных задач, а главное – признание и оценка результатов его труда (работник любит ощущать свою значимость);
5. достижение консенсуса (согласия) – это важнейший элемент партнерства, позволяющий творчески и позитивно разрешать конфликты, достигая согласия;
6. организация коллективной работы – необходимы оптимизация численности первичного коллектива, четкая координация взаимоотношений между работниками, развитие самоуправления, поскольку организационное единство, дружба, открытость, взаимная поддержка практически невозможны в слишком больших группах, и происходит формализация партнерства;
7. стиль лидерства – стремясь к стилю партнерства и сотрудничества с работниками, руководитель должен активно развивать их активность и инициативу.
В формировании партнерства особую роль играет руководитель. Исключен авторитарный (директивный) стиль, характеризующийся жестким подчинением людей своей воле, тотальным контролем, единоначалием, бескомпромиссностью, активным использованием методов административного воздействия на подчиненных. Такой стиль эффективен только в чрезвычайных и критических ситуациях, использование его в других случаях – признак управленческой некомпетентности руководителя или проявление его индивидуальных особенностей характера.
.