Дифференциация социальных льгот для сотрудников
Например, в организационной структуре компании выделяются три группы подразделений по их роли в создании прибыли:
1. ключевые, непосредственно участвующие в бизнес-процессе центры ответственности и прибыли;
2. обслуживающие, участвующие в создании прибыли опосредованно;
3. вспомогательные, не участвующие в создании прибыли компании.
Каждой группе подразделений соответствует возможный пакет социальных программ.
Другой вариант дифференциации льгот – по должностным уровням персонала. Возможен вариант введения корпоративных кругов:
- l-й круг – высшее руководство компании;
- 2-й круг – средний уровень управленческого персонала;
- 3-й круг – низовой уровень управленческого персонала, специалисты.
Для каждого корпоративного круга разрабатывается свой социальный пакет.
Список и правила дополнительных льгот (сверх согласованных в результате переговоров с профсоюзами) определяются в зависимости от стратегии компании, ее финансовых возможностей, приоритетов политики управления персоналом и могут быть изменены компанией. Причем, участие в корпоративных социальных программах возможно только по достижении определенного стажа работы в компании, например через 6 месяцев после начала работы в компании.
Приведем конкретный пример дифференциации льгот в зависимости от категории (статуса) сотрудников в компании. Структура персонала включает следующие категории сотрудников: топ-менеджмент, менеджмент среднего уровня, специалисты, обслуживающий персонал.
Топ-менеджмент:
- медицинское страхование + страхование для членов семей (страховая программа VIP);
- оплата питания (обеды, ужины, буфет) категории VIP;
- оплата расходов по использованию служебного автомобиля с водителем;
- предоставление мобильных аппаратов и оплата мобильных переговоров в пределах сумм для категории VIP;
- отдельный просторный кабинет;
- гибкий рабочий график;
- аренда квартиры;
- организация отпуска (бесплатное проживание в 5-звездочном отеле);
- дополнительный отпуск;
- оплата абонементов для занятий в фитнес-клубе, бассейне;
- оплата транспортных расходов (авиаперелеты 1-м классом, СВ на железнодорожном транспорте);
- оплата зарубежных стажировок, программ МВА, курсов повышения квалификации.
Средний управленческий персонал:
- медицинское страхование + страхование для членов семей (страховая программа 2-й категории);
- оплата питания (обеды) обычной категории;
- оплата мобильных телефонных переговоров (телефонные аппараты приобретаются сотрудниками за свой счет);
- оплата расходов по использованию служебной машины в случае производственной необходимости;
- некоторым категориям (по решению руководства компании) полная или частичная оплата обучения (программ МВА, курсов повышения квалификации) при условии заключения дополнительного договора (в пределах 500 долл.);
- некоторым категориям менеджеров данного уровня предоставление отдельного кабинета;
- оплата участия в корпоративных спортивно-досуговых мероприятиях (в пределах, например, 300 долл. в год);
- частичные льготы при организации отпуска (например, в пределах 500 долл.).
Специалисты:
- медицинское страхование сотрудника;
- оплата питания (обеды) обычной категории;
- некоторым категориям сотрудников, чья работа носит разъездной характер, оплата мобильных телефонных переговоров (телефонные аппараты приобретаются за свой счет);
- оплата транспортных расходов (проездные, автомобиль) только в случае служебной необходимости;
- некоторым категориям специалистов (по решению руководства) оплата обучения на курсах повышения квалификации (в пределах 300 долл.);
- ценные подарки к праздникам и юбилеям сотрудника (на сумму 80-150 долл.);
- оплата спортивно-досуговых мероприятий (в пределах 200 долл. в год);
- частичные льготы при организации отпуска (в пределах 300 долл.).
Обслуживающий персонал:
- медицинское страхование (страховая программа 3-й категории);
- оплата питания (обеды) обычной категории;
- подарки к праздникам и юбилейным датам сотрудника (на сумму 50-100 долл.);
- участие лучших сотрудников в корпоративных мероприятиях;
- материальная помощь к отпуску (в размере ежемесячного оклада).
Другим перспективным направлением оптимизации программ социальных льгот является введение элементов системы гибких социальных выплат (метод «кафетерия»). В отличие от традиционного подхода, работникам предоставляются не фиксированные виды услуг по принципу «уравниловки», а возможность самостоятельно выбрать в установленных пределах тот пакет, который для них наиболее актуален и предпочтителен.
Размер социального пакета определяется суммой баллов, которые начисляются работникам за хорошую работу (набравшие более 100 баллов получают право выбирать льготы из предлагаемого набора), или фиксированной денежной суммой в зависимости от занимаемой должности. Работник имеет право получить данную сумму не в денежном выражении, а в виде социальных льгот.