Дифференциация социальных льгот для сотрудников

Например, в организационной структуре компании выделяются три группы подразделений по их роли в создании прибыли:

1. ключевые, непосредственно участвующие в бизнес-процессе центры ответственности и прибыли;

2. обслуживающие, участвующие в создании прибыли опосредованно;

3. вспомогательные, не участвующие в создании прибыли компании.

Каждой группе подразделений соответствует возможный пакет социальных программ.

Другой вариант дифференциации льгот – по должностным уровням персонала. Возможен вариант введения корпоративных кругов:

- l-й круг – высшее руководство компании;

- 2-й круг – средний уровень управленческого персонала;

- 3-й круг – низовой уровень управленческого персонала, специалисты.

Для каждого корпоративного круга разрабатывается свой социальный пакет.

Список и правила дополнительных льгот (сверх согласованных в результате переговоров с профсоюзами) определяются в зависимости от стратегии компании, ее финансовых возможностей, приоритетов политики управления персоналом и могут быть изменены компанией. Причем, участие в корпоративных социальных программах возможно только по достижении определенного стажа работы в компании, например через 6 месяцев после начала работы в компании.

Приведем конкретный пример дифференциации льгот в зависимости от категории (статуса) сотрудников в компании. Структура персонала включает следующие категории сотрудников: топ-менеджмент, менеджмент среднего уровня, специалисты, обслуживающий персонал.

Топ-менеджмент:

- медицинское страхование + страхование для членов семей (страховая программа VIP);

- оплата питания (обеды, ужины, буфет) категории VIP;

- оплата расходов по использованию служебного автомобиля с водителем;

- предоставление мобильных аппаратов и оплата мобильных переговоров в пределах сумм для категории VIP;

- отдельный просторный кабинет;

- гибкий рабочий график;

- аренда квартиры;

- организация отпуска (бесплатное проживание в 5-звездочном отеле);

- дополнительный отпуск;

- оплата абонементов для занятий в фитнес-клубе, бассейне;

- оплата транспортных расходов (авиаперелеты 1-м классом, СВ на железнодорожном транспорте);

- оплата зарубежных стажировок, программ МВА, курсов повышения квалификации.

Средний управленческий персонал:

- медицинское страхование + страхование для членов семей (страховая программа 2-й категории);

- оплата питания (обеды) обычной категории;

- оплата мобильных телефонных переговоров (телефонные аппараты приобретаются сотрудниками за свой счет);

- оплата расходов по использованию служебной машины в случае производственной необходимости;

- некоторым категориям (по решению руководства компании) полная или частичная оплата обучения (программ МВА, курсов повышения квалификации) при условии заключения дополнительного договора (в пределах 500 долл.);

- некоторым категориям менеджеров данного уровня предоставление отдельного кабинета;

- оплата участия в корпоративных спортивно-досуговых мероприятиях (в пределах, например, 300 долл. в год);

- частичные льготы при организации отпуска (например, в пределах 500 долл.).

Специалисты:

- медицинское страхование сотрудника;

- оплата питания (обеды) обычной категории;

- некоторым категориям сотрудников, чья работа носит разъездной характер, оплата мобильных телефонных переговоров (телефонные аппараты приобретаются за свой счет);

- оплата транспортных расходов (проездные, автомобиль) только в случае служебной необходимости;

- некоторым категориям специалистов (по решению руководства) оплата обучения на курсах повышения квалификации (в пределах 300 долл.);

- ценные подарки к праздникам и юбилеям сотрудника (на сумму 80-150 долл.);

- оплата спортивно-досуговых мероприятий (в пределах 200 долл. в год);

- частичные льготы при организации отпуска (в пределах 300 долл.).

Обслуживающий персонал:

- медицинское страхование (страховая программа 3-й категории);

- оплата питания (обеды) обычной категории;

- подарки к праздникам и юбилейным датам сотрудника (на сумму 50-100 долл.);

- участие лучших сотрудников в корпоративных мероприятиях;

- материальная помощь к отпуску (в размере ежемесячного оклада).

Другим перспективным направлением оптимизации программ социальных льгот является введение элементов системы гибких социальных выплат (метод «кафетерия»). В отличие от традиционного подхода, работникам предоставляются не фиксированные виды услуг по принципу «уравниловки», а возможность самостоятельно выбрать в установленных пределах тот пакет, который для них наиболее актуален и предпочтителен.

Размер социального пакета определяется суммой баллов, которые начисляются работникам за хорошую работу (набравшие более 100 баллов получают право выбирать льготы из предлагаемого набора), или фиксированной денежной суммой в зависимости от занимаемой должности. Работник имеет право получить данную сумму не в денежном выражении, а в виде социальных льгот.

Наши рекомендации