Что такое принципы обучения? В чем своеобразие применения принципов обучения в детском саду?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Принципы обучения— это исходные положения, определяющие особен­ности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Их использование опосредовано возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детей дошкольного возраста. Принципы делятся на две большие группы: принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, и принципы, опреде­ляющие организацию процесса обучения.

В чем сущность принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста?

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка определяет подход к выбору знаний и умений для дошкольников. В обучение детей включаются знания о людях и их отношениях, городе, стране, мире предметов и трудовой деятельности взрослых, природе и искусстве. Это создает условия для органичного вхождения ребенка в современный мир. Одновременно происходит формирование позна­вательных умений, основанных на наглядно-образном мышлении и во­ображении, умственных способностей и речи детей. В итоге ребенок ста­новится способен к самостоятельному решению познавательных задач. В процессе обучения он осваивает умения в разных видах деятельности (в рисовании, конструировании, экспериментировании, рассказывании и пр.), которые позволяют проявлять самостоятельность и творчество, занимать позицию субъекта детских видов деятельности.

Принцип научности и системности знаний основан на включении в программу достоверных фактов и явлений, необходимости показывать факты и явления во взаимосвязях, в их существенных проявлениях. Содержание обучения предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных харак­теристик групп объектов, установлении связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение ииспользование наглядных моделей и пр.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

Принцип доступности основан на соответствии содержания об­учения познавательным возможностям детей, особенностям развития умений в разных видах детской деятельности. Их включение в содер­жание обучения определяется психическими, двигательными, коорди­национными и другими возможностями детей дошкольного возраста. Например, умения, связанные с использованием тонкой моторики руки, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте. В то же время данный принцип базируется на положении «о зоне ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский), что предполагает отбор таких знаний и умений, освоение которых становится возможным для ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Принцип интеграции основан на комплексно-тематическом подходе, базирующемся на идее объединения содержания разных образователь­ных областей вокруг единой, общей темы (например, «Наш детский сад», «Моя семья», «Мальчики и девочки» и пр.). Интеграция достигается за счет взаимной дополняемости и соответствия элементов содержания, например математического и художественно-эстетического или эколо­гического и художественного.

В чем сущность принципов, определяющих особенности организации процесса обучения?

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения определяет направленность обучения на развитие личности ребенка, его интеллекта, гуманистической направленности чувств и поведения, эмоциональной отзывчивости. Под влиянием обучения интенсивно развиваются основные виды детской деятельности: познавательная, художественная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая и др. В этом проявляется важнейшая черта обучения в детском саду — направленность на развитие детской деятельности и становление субъ­ектной позиции ребенка.

Принцип наглядности отражает ведущую роль наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребенка в процессе обучения, ука­зывает на необходимость привлечения сенсорного восприятия, наблюде­ния. Разнообразные виды наглядности — предметы, картины, книжная графика, компьютерные средства и пр. — создают базу для обогащения представлений ребенка о мире, их конкретизации. Реализация данного принципа осуществляется в процессе участия ребенка в совместной со взрослым деятельности, в элементарных опытах, использовании пои­сковых действий и экспериментировании.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста связан с использованием таких методов и приемов, которые ставят ребенка в активную позицию, позволяют само­стоятельно «открывать» новые знания и способы действий. Особое значение для реализации данного принципа имеют задания творческо­го характера, которые стимулируют самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. В то же время степень самостоятель­ности ребенка дошкольного возраста в обучении относительна, она обеспечивается поддержкой со стороны взрослого, использованием занимательных и игровых ситуаций, ярких и красочных материалов, что во многом обусловлено преобладанием у ребенка непроизвольного внимания.

Принцип систематичности, последовательности и прочности ос­ваиваемого в процессе обучения материала. Данный принцип требует установления логики в выборе содержания обучения, определения поэтапности в переходе от одних представлений к другим, в форми­ровании умений с их постепенным усложнением. Систематичность и последовательность обеспечиваются разбивкой содержания обучения на отдельные этапы, установлением связи между этапами и разными образовательными областями программы. Своеобразие применения принципа систематичности и последовательности проявляется в неболь­ших объемах содержания, предлагаемого детям для усвоения, в частой повторяемости содержания с небольшими усложнениями. Тем самым обеспечивается прочность усвоения материала. На прочность усвоения огромное влияние оказывает возможность его практического приме­нения в повседневной деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной и пр.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе обучения важно учитывать высокую эмоциональную воз­будимость детей дошкольного возраста, их быструю утомляемость. Поэтому в процессе обучения важно поддерживать эмоционально положительный фон, чередовать различные формы детской актив­ности (слушание, проговаривание, обыгрывание, упражнения и пр.) для предупреждения утомляемости. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, работоспособности. В соответствии с данными особенностями воспитатель предлагает им индивидуальные задания разной степени сложности, оказывает педаго­гическую поддержку в случае затруднений, использует дополнительные разъяснения и показ способов действия.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие лич­ности ребенка.

8.5. Методы обучения дошкольников, их своеобразие

Что такое метод обучения? Какие методы используются в обучении детей дошкольного возраста?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели». Метод обучения— это способ взаимосвязанной, упорядоченной дея­тельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и ха­рактер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения — структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть ис­пользованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Какие классификации методов обучения существуют? Как их использовать в процессе обучения?

Классификаций методов много.

Классификация методов по источнику передачи информации и ха­рактеру ее восприятия — наглядные, словесные и практические (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Классификация методов по ведущим дидактическим задачам — ме­тоды приобретения знаний, формирования умений и навыков, приме­нения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Классификация методов по логике изложения и подачи материала — индуктивные и дедуктивные (А. Н. Алексюк).

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся — информационно-рецептивные, репродуктивные, проблем­ного изложения, эвристические, исследовательские (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Классификация методов на основе целостного подхода, отражаю­щего единство целей, содержания обучения, характера учебно-позна­вательной деятельности — методы ее организации, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю. К. Бабанский).

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характе­ру ее восприятия — это наглядные, словесные и практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классифи­кацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера (см. табл. 4). В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаи­модействия обучающего и обучаемого.

Таблица 4. Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Название метода обучения и его краткая характеристика Особенности деятельности педагога в процессе обучения Особенности деятельности ребенка в процессе обучения
Информационно- рецептивный метод— экономный путь пере­дачи информации Предъявление инфор­мации, организация действий ребенка с объектом изучения Восприятие знаний, осознание, запомина­ние
Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение
Репродуктивный методоснован на мно­гократном повторении ребенком информации или способа деятель­ности сцелью фор­мирования навыков и умений, закрепления представлений Предъявлениезаданий на воспроизведение знаний и способов де­ятельности, руковод­ство их выполнением Актуализация знаний, воспроизведение знанийи способов действий по образцам, запоминание
Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов сопорой на предметную или предметно-схематическую модель
Проблемный метод (метод проблемного изложения) — педа­гог ставит проблему ипоказывает путь ее решения Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мыслен­ное прогнозирование способов решения, запоминание
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблю­дение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разре­шение изображенной коллизии, дидактические игры:лото, домино и др.
Эвристическийметод (частично-поиско­вый) — проблемная за­дача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (приме­нение знаний в новых условиях) Постановка проблем, предъявление зада­ний для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей Восприятие и ос­мысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание
Название метода обучения и его краткая характеристика Особенности деятельности педагога в процессе обучения Особенности деятельности ребенка в процессе обучения
Примеры применения: Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа дей­ствия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа
Исследовательский методнаправлен на развитие творческой деятельности, на осво­ение способов решения проблем Составление и предъ­явление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментиро­ванияи опытов Восприятие пробле­мы, составление плана еерешения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль
Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование

Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

8.6. Формы организации обучения дошкольников

В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?

Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, опре­деляющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают:

— индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

— групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;

— коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;

— самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения — ограниченная рамками времени кон­струкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содер­жание, методы, средства обучения.

С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:

1) на занятии идет освоение детьми содержания по одному из раз­делов программы обучения;

2) занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию. В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обучение детей осуществляется в процессе организован­ной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследователь­скую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, чтения.

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно спе­циалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в спе­циально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определен­ных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной пе­риод образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ре­бенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рису­нок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержа­ния обучения и способов учебной деятельности (см. табл. 5).

Таблица 5. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Направленность на ре­шение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
Продолжительность в течение дня и количе­ство в неделю (включая музыкальные и физкуль­турные занятия) Младшая группа — 15 мин., 10 образователь­ных ситуаций в неделю Средняя группа — 20 мин., 11 образователь­ных ситуаций в неделю Старшая группа — 25 мин., 13 образователь­ных ситуаций в неделю Подготовительная группа — 30 мин., 15 обра­зовательных ситуаций в неделю
Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая
Позиция педагога в про­цессе взаимодействия с детьми Позиция передачи социального опыта
Позиция ребенка в обра­зовательной деятель­ности Активность, направленная на освоение соци­ального опыта

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, матема­тической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, осво­ение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реали­зации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Обучение в современном дошкольном образовательном учрежде­нии — составная часть педагогического процесса, которое может зани­мать разное место в режиме дня (см. табл. 6).

Таблица 6. Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах Обучение в организованной образовательной деятельности
Стихийное обучение Целенаправленное обучение в режимных моментах
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности 1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.). 2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях) Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образова­тельной области (или вида деятельности), ее структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной си­туации по образовательной области «Коммуникация» (О. Н. Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, орга­низация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении ее содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слу­шания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.

Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образователь­ная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме — это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, хвалит и мотивирует их, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяется необхо­димостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательной ситуации «Солнышко» детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р. М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее — по­слушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «сол­нечные» слова, придумать «запахи и интонации» (мелодии) солнечной страны (солнца) — деятельность организуется с опорой на сенсорные коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями). В диалоге педагог активизирует детей пофантазировать на тему влияния солнца на живой мир: бывает ли солнце беспощадным? ласковым? что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? как природ­ный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневное время суток)? Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).

Далее педагог предлагает порассуждать над вопросом: «Как относятся люди к солнцу?», организует обсуждение пословиц, стихов, прослуши­вание народных песен. Можно предложить детям найти образы солнца в росписи предметов народных промыслов (круг), рассказать «исто­рии» трех солнц и показать их изображения на прялках, наличниках. Объяснить причины преклонения человека перед солнечным светилом и силами природы. Предложить поразмышлять над тем, почему иногда говорят «солнечный человек» (понимание детьми образного выраже­ния). Заинтриговать поиском «солнечных» предметов, блюд (блины, баранки и т. п.). Разобрать представленные в сказках и песнях образные описания солнца. Предложить детям найти искусственные «солнца» (солярий, лампа) и приспособления, помогающие сохранению «даров» солнца. Предложить «поймать» солнце (опыты с зеркалом: пускание солнечных зайчиков, рассматривание через желтое стекло, смешивание цветов для получения золотых, лимонных, янтарных и других оттен­ков, поиска эффекта радуги, создание «отражателя», зонтика и т. п.). В заключение можно либо направить внимание детей на выразитель­ные образы солнца, созданные кистью художников (рассматривание произведений И. Грабаря, А. Куинджи, подбирать музыкальные фраг­менты, звуки к «Солнечному образу», рисовать «Портрет солнца» или «Солнечную страну» — художественно-эстетическая концовка), либо обсудить «правила общения с солящем» (как защититься от солнца, меры предосторожности и оказание первой помощи (на простых примерах) — содержание безопасности жизнедеятельности и здоровья).

Как показывает пример, в данной образовательной ситуации по­следовательно сменяют друг друга разные виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании. Происходит ин­теграция образовательных областей «Чтение художественной литера­туры», «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного образовательного продукта, относительно небольшого по объему.

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержа­нию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.

С чего начинается образовательная ситуация?

В начале образовательной ситуации воспитатель.вызывает у детей инте­рес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрприз­ных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (на­блюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспи­татель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение обра­зовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуа­ции, и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в' освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает резуль­таты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаим­ную оценку и самооценку деятельности.

Валено побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться), это раскры­вает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.

Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Глава 9. Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

9.1. Своеобразие форм организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Что такое форма организации педагогического процесса?

Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный установ­ленный порядок.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Форма организации педагогического процесса — это ограниченная рам­ками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном обра­зовательном учреждении могут быть классифицированы в соответст­вии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:

— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, комму­никативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктив­ной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общео­бразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной пе­риод образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ре­бенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рису­нок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образо­вательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную дея­тельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решети, помогает приобрести новый опыт, активизирует само­стоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и спосо­бов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлек­сивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игро­вых образовательных ситуацийв педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педа­гогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно-вербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятель­ностью и старших дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками учреждения, трудо­выми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Эк­скурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интел­лектуальные задачи.

В чем особенности организации образовательной деятельности?

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования организованная образовательная деятельность осуществляется путем сочетания различных видов детской деятельности: игровой, коммуни­кативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В ор­ганизованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач.

Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в вообра­жаемой (условной) ситуации. Так, например, планирование по теме «Сказки А. С. Пушкина» в старшей группе ориентировано на театра­лизованную игру по «Сказке о царе Салтане...». Практически все виды деятельности в проекте носят игровой характер. В образовательной ситуации «Град на острове стоит...» дети совершают воображаемое пу­тешествие в старинный сказочный город и знакомятся с видами жилищ, утварь

Наши рекомендации