Физическая культура в постсоветской России
С декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Его правопреемником стала Россия - уже иное государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе.
В истории России наступил новый этап развития. Страна получила возможность государственно-политических и социально-экономических преобразований, необходимых для выхода из кризисного состояния общества.
Принятая в декабре 1993 года Конституция подвела черту под советским периодом истории России. Был избран новый либеральный путь развития, направленный на строительство цивилизованного демократического общества, основанного на рыночной экономике.
1.17
Демократические силы, пришедшие к власти, из двух возможных вариантов перехода к рыночной экономике -постепенного или радикального - выбрали второй, получивший название «шоковой терапии». Его реализация была сопряжена с рядом неудач и трудностей как объективного, так и субъективного характера. Она вызвала резкое ухудшение положения в экономике страны: на грани полного развала оказались многие предприятия и даже целые отрасли производства. Демонтаж советской системы организации власти привел к обострению политической обстановки. Был нанесен серьезный удар по бюджетной сфере (образование, здравоохранение, наука, культура). Все это привело к росту социальной напряженности в обществе, резкому падению уровня жизни основной массы населения, росту безработицы и, как следствие, заметному ухудшению демографической ситуации в стране. Стало ясно, что создать рыночную экономику с минимальными потерями и в кротчайшие сроки методом «шоковой терапии» не удалось. В 1994 -1995 годы начался поиск путей выхода из создавшегося положения, который привел к относительной стабилизации в обществе, и дал возможность продолжить движение по пути дальнейшей демократизации и проведения рыночных реформ.
Особенности переходного периода в полной мере сказались и на развитии физической культуры. Начался нелегкий процесс формирования федеральных органов управления физкультурным движением.
Курс на демократизацию жизни общества получил преломление в расширении прав органов образования в области физического воспитания учащейся молодежи. Но их реализация была неоднозначной. Наметились тенденции к увеличению количества часов на предмет «физическая культура» в общеобразовательных школах, но эта мера не была подкреплена государственным финансированием: по усмотрению местных учреждений образования разрешалось увеличивать количество часов до 5-6 в неделю при усло-118
вии, если сами школы смогут изыскать на это необходимые средства. Большинство школ таких возможностей не имело. Нововведением стали зачеты или экзамены по физической культуре для выпускных классов. Учителям физической культуры позволялось самостоятельно совершенствовать содержание государственных программ и даже полностью заменять их т.н. «авторскими программами» при условии положительной оценки их экспертными комиссиями местных органов образования. Но и это новшество не дало ожидаемого эффекта из-за недостаточной компетентности многих учителей.
В связи с изменением условий финансирования в большинстве школ свернулась внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Практически исчезла такая организационная структура как школьный коллектив физической культуры.
В 1994-95 годах федеральные органы образования предложили проект классных спортивно-оздоровительных игр-тестов, получивший название «Президентские состязания», которые были внедрены в ряде городов России. Проект предусматривал проведение дважды в течение учебного года тестирования с помощью специально подобранных физических упражнений всех школьников, допущенных к урокам физической культуры. Смысл тестирования - помочь оценить физическую подготовленность учащихся и корректировать в соответствии с полученными результатами содержание работы.
Из-за отсутствия финансирования заметно сузились масштабы внешкольной спортивной работы. Сократилось количество детско-юношеских спортивных школ и оздоровительных лагерей. В стране резко упал охват спортом детей школьного возраста, были вынуждены оставить работу многие опытные тренеры-преподаватели. Одним из последствий упадка детско-юношеского спорта, несомненно, стал рост правонарушений среди детей и подростков.
В середине 90-х годов было пересмотрено содержание вузовских программ физического воспитания. Увеличилось общее количество часов на учебные занятия, которые стали обязательными на всех курсах обучения студентов в вузе с итоговой аттестацией их физической подготовленности. Вместе с тем, сложилась критическая ситуация в студенческом спорте. Вузы практически лишились средств на содержание студенческих спортивных клубов и спортивно-оздоровительных лагерей.
Если учесть, что в России более миллиона школьников и студентов по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и наметилась тревожная тенденция снижения физической подготовленности призывников, то следует признать, что мерам, предпринятым для улучшения физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи, не достает пока последовательности.
Еще более тяжелое положение сложилось в организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди взрослого населения. Профсоюзы, прежде обладавшие для этого необходимыми финансами, материально-техническим и кадровым потенциалом, резко сократили масштаб своей деятельности по развитию физической культуры и спорта. Приватизированные предприятия, вставшие перед проблемой выживания, сочли экономически нецелесообразным оплачивать расходы на содержание штатных физкультурных работников и организацию физкультурно-спортивной работы. Прекратилось проведение производственной гимнастики, стали закрываться физкультурно-оздоровительные центры, была парализована деятельность производственных коллективов физической культуры и спортивных клубов. Предприятия стали снимать с баланса принадлежащие им спортивные и оздоровительные базы, которые либо вовсе прекращали деятельность, либо сдавались в аренду коммерческим структурам и чаще всего использовались не по назначению. Все это лишало работников 120
предприятий и членов их семей возможности пользоваться удобными и доступными условиями для активного отдыха, укрепления здоровья, занятий физическими упражнениями. Только со второй половины 90-х годов стали появляться первые признаки оживления деятельности спортивных клубов и коллективов физической культуры в учебных заведениях и на производстве.
Большие трудности переживает физкультурно- спортивная работа по месту жительства. Пришло в запустение большинство спортивных и игровых площадок во дворах жилых домов и микрорайонах, что также объясняется отсутствием должного финансирования и материально технического обеспечения.
В условиях перехода к рыночной экономике на коммерческие начала перестроилась деятельность большинства спортивных сооружений. Это повлекло за собой возрастание арендной платы и многократное повышение цен на оплату физкультурно-спортивных услуг, что сделало их недоступными и для многих физкультурных организаций и для большинства малоимущих граждан. Не по средствам основной массе населения стали заметно подорожавший спортивный инвентарь индивидуального пользования, спортивные одежда и обувь. В свою очередь, снижение спроса на спортивные товары вызвало задержку в развитии отечественной индустрии спорта и туризма.
Неблагоприятно сложилась стартовая ситуация для российского спорта.С упразднением СССР распалась существовавшая до того стройная система организации спорта высших спортивных достижений. Сократились спортивные связи с бывшими союзными республиками, распались сборные команды, нарушился календарь спортивных соревнований. За пределами России остались прекрасно оснащенные спортивные комплексы - центры олимпийской подготовки для большинства видов спорта. Многие молодые перспективные спортсмены из-за отсутствия средств лишились
возможности выезжать на учебно-тренировочные сборы и ответственные спортивные соревнования. Начался отток наиболее квалифицированных спортсменов и тренеров за рубеж в поисках более благоприятных условий для жизни и работы, что отрицательно сказалось на общем состоянии российского спорта.
Резкое сокращение государственного финансирования сферы физической культуры и спорта побудило спортивные федерации и клубы к поиску внебюджетных источников существования, развитию коммерческих начал, предпринимательской деятельности, привлечению спонсорских средств, профессионализации спортивной деятельности. Официальное признание получил в эти годы профессиональный спорт.
В сложных для российского спорта условиях проходили и проходят подготовка и участие российских спортсменов в международных олимпийских играх.
f Первые после распада СССР олимпийские игры состоялись в 1992 году. На XVI Зимних играх в Альбервиле и XXV летних в Барселоне выступали объединенные команды СНГ. В Альбервиле команда СНГ была второй (9 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых) в Барселоне - первой ( 45 золотых, 38 серебряных, 29 бронзовых медалей) в НКЗ.
Зимних олимпийских играх, состоявшихся в 1994 году в Лиллехаммере, впервые в соревнованиях выступила сборная команда России. Российские спортсмены завоевали 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медали, заняв 1 место в НКЗ. Блестяще выступила лыжница Л. Егорова, завоевавшая три золотые медали. За этот спортивный подвиг она была удостоена почетного звания Героя России. У" В 155*6 году в Атланте, где состоялись Игры XXVI Олимпиады, совпавшие с праздником столетия международных олимпийских игр, российская команда в упорной спортивной борьбе вышла на второе место в НКЗ вслед за командой США. Российские спортсмены завоевали 26 зо-122
лотых, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. Героями игр стали пловец А. Попов, фехтовальщик С. Поздняков и бегунья С. Мастеркова, завоевавшие по две золотые медали. Абсолютное первенство по гимнастике выиграл А. Немов. Свою третью золотую олимпийскую медаль завоевал борец А. Карелин. Вместе с тем, неудачно выступили представители игровых видов спорта, не завоевавшие ни одной олим-пийской награды.
>f В 1^9о году на XVII Зимних олимпийских играх в На-гано, российские спортсмены завоевали 9 золотых, 6 серебряных и 3 бронзовые медали, заняв в итоге третье место в НКЗ после команд Германии и Норвегии. Повторив подвиг Л. Егоровой, трехкратной олимпийской чемпионкой стала лыжница Л. Лазутина. Ей тоже было присвоено звание Героя России. Игры в Нагано были последними зимними олимпийскими играми XX столетия.
ХГ В 2000 году в Сиднее состоялись Игры XXVII Олимпиады. Несмотря на некоторые неудачи в отдельных видах программы в начале соревнований, в целом сборная команда России выступила в этих играх успешней, чем в предыдущих. Спортсмены России получили 88 медалей - 32 золотых, 28 серебряных и столько же бронзовых, отстав от победителя НКЗ - команды США всего на 9 медалей. По сравнению с Атлантой медалей у российских спортсменов стало на 25 больше. Свой вклад в этот успех внесли представители разных видов спорта. Двукратными олимпийски ми чемпионами стали вновь выигравший гимнастическое многоборье А. Немов и боксер О. Сайтов. Блестящую победу в велогонке с раздельным стартом одержал В. Екимов, впервые получивший звание олимпийского чемпиона в 1988 году в Сеуле. В результате более чем трехчасового финального поединка олимпийское золото завоевал теннисист Е. Кафельников. Золотой медалью была награждена И. Привалова, выигравшая забег на 400 м с барьерами. Золотыми призерами стали российскиеПгавдо^5шс?ы7^
^
победу которых немалую лепту внесла игра вратаря -олимпийского чемпиона А. Лаврова.
ШШСоревнования показали, что при всех трудностях, которые переживает российский спорт, за последние годы произошла смена лидеров: по две золотые медали завоевали юная гимнастю! Е. Замолодчикова и победительницы в со-стязаниях по сидх!КШНомуплаванию О. Брусникина и_М. ^^щелева, олимпийскими чемпионами стали ранее малоизвестные прыгуны в высоту С. Клю^гин и Е. Елесина, пятиборец Д. Сватковский, батутисты И. Караваева и С. Москаленко, борцы классического стиля В. Самургашев и М. Карданов, вольного стиля - А. Сайтиев и Д. М*усульбес, представительница художественной гимнастики Ю. Барсукова, команды российских фехтовальщиков. Достойно провел все соревнования прыгун в воду Д. Саутин, завоевав золотую и серебряную и две бронзовые медали.
Всего российские спортсмены получили награды в 23 видах спорта из 38, вюпоченных в программу олимпиады. По сумме медалей, завоеванных в совокупности спортсменами СНГ, на сиднейской олимпиаде не было равной команды.
Вместе с тем, итоги олимпийских игр поставили перед российским спортом новые проблемы, требующие незамедлительного решения.
Подводя итоги развитию физической культуры и спорта в России в условиях переходного периода, следует отметить, что принципиальное значение для успешного выхода физкультурного движения из кризисного состояния имеет создание для этого законодательной основы. уВ1993 году впервые в отечественной законодательной практике были утверждены «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», которые устанавливали общие принципы правового регулирования в области физической культуры и спорта.
В 1999 году был принят новый, еще более важный юридический документ - Федеральный Закон «О физической 124
культуре и спорте в Российской Федерации». Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций.
• В первой главе Закон раскрывает принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и меры государственной поддержки их развития.
• Вторая глава определяет компоненты системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, которая включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры всех типов и видов, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, Олимпийский комитет России, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. В главе раскрывается компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского Комитета России, физкультурно-спортивных объединений и организаций.
• В третьей главе Закона раскрываются организационно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы и развития спорта, высших достижений.
Специальные главы посвящены пропаганде физической культуры и спорта, правам и обязанностям спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций и их социальной защите, ресурсному обеспечению в области физической культуры и спорта.
В Заключении определяется ответственность должностных лиц за соблюдение положений Федерального Закона,
Введение Закона в действие позволяет создать систему правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, реформирования и дальнейшего успешного развития физической культуры и спорта в России.
Вопросы для самопроверки
1. Как проходило восстановление и развитие физической культуры в послевоенные годы (1946-1959)?
2. Когда и где состоялся дебют советских спортсменов на летних и зимних олимпийских играх? Каковы его итоги?
3. Когда стали проводиться и как проходили Спартакиады Народов СССР? В чем их значение?
4. Какие новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы появились в связи с решением задачи внедрения физической культуры в быт населения?
5. Чем характеризовалось в 60-80-е годы развитие спорта и международных спортивных связей? Каковы итоги выступлений советских спортсменов на олимпийских играх?
6. Какие негативные явления появились в развитии физической культуры в годы застоя? Какие меры по их устранению предпринимались в годы перестройки?
7. Чем характеризуется состояние физкультурного движения в постсоветской России? Каково значение Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»( 1999года)?
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
В послевоенные годы заметно усилилась роль коммунистической партии в руководстве физкультурным движением. В ряде партийно-правительственных постановлений 126
тех лет отмечалась возросшая социальная значимость физической культуры и спорта, и ставилась задача внедрить физическую культуру и спорт в быт большинства населения, превратить физкультурное движение из массового во всенародное.
Реализация этих указаний привела к качественному улучшению постановки физического воспитания среди учащейся молодежи, развитию физкультурно-спортивнои работы в национальных республиках, сельской местности., получила развитие работа по физической культуре и спорту по месту жительства населения, широко распространилось оздоровительное и рекреационное направление в физкультурной работе с детьми и взрослым населением. Дальнейшее развитие получила научная работа. Большое внимание стало уделяться развитию детско-юношеского спорта, росту мастерства советских спортсменов. Советский спорт достиг больших успехов на международной арене. Советские спортсмены активно и успешно выступали в летних и зимних олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях.
Между тем, задача превращения физической культуры во всенародное движение не была решена. Лишь незначительная часть населения была охвачена регулярными занятиями, уровень физической подготовленности основной части учащейся молодежи и взрослого трудоспособного населения оставался низким. Для развития массовой физической культуры не хватало спортивных сооружений, инвентаря, кадров специалистов. Негативно сказывались остаточный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта, частые и необоснованные перестройки структуры управления и другие факторы, связанные с нараставшими застойными явлениями в жизни общества.
Большие трудности приходится преодолевать физкультурному движению в условиях переходного периода в исто рии постсоветской России.
л
Литература
1. История физической культуры и спорта. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1983.
2. Столбов В.В. История физической культуры. Учебник для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989.
3. История физической культуры народов СССР. Часть 1.-М.:ФиС, 1953.
4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.
5. Харабуга Г.Д. История физической культуры. Методические указания для студентов заочного обучения, инстМ р^Йерев- физической культуры. - М.: 1977.
6. Грачев А.В., Коган М. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Хрестоматия.-М.: ФиС, 1940.
7. Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпоху реформ Петра I. Очерки по истории физической культуры. - М.: ФиС, 1938.
8. Крадман Д.А. Физическая культура в России в XIX веке. Очерки по истории физической культуры. Выпуск 5. -М.: ФиС, 1950.
9. Физическая культура и спорт в СССР. - ML: ФиС, 1967.
Ю.Все о спорте. Справочник. Т. 1,2. -М.: ФиС, 1978. 11. Хавин Б.Н. Все об олимпийских играх. - М.: ФиС, 1979.
Подписано в печать 22.10.2001г.
Формат 1/16. Гарнитура Times New Roman.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Объем 8 печ. л. Тираж 300. Заказ 1246. Учебная типография ПУ 22.
г. Балахна, ул. М. Ульяновой, 82