Социокультурная деятельность в Беларуси периода с X по XVII в.
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Праздники - пустой, незанятый. Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось событием, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и мирская литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры . В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. письменности взяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв. Библиотека учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати. Создание в России в соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году
44. Просвещение и общественно-просветительский движение на Беларуси периода XVIII в .- пач.XX ст.
Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых – просветителей.Важным явлением культуры стали библиотеки,. Увеличилось число типографий:. В 1773-1775 гг. была сформирована «Адукационная (образовательная)комиссия»-практически первое в Европе министерство народного образования.Значительную роль в развитии науки и культуры играл Виленский университет , основанный первоначально как коллегия. Значительное распространение получали такие жанры как: исторические обзоры, синопсисы, дневники и мемуары. Новым жанром в белорусской литературе явилась политическая сатира.Удивительными были достижения так называемых крепостных театров в Беларуси. В течение 50 лет существовал театр в Несвиже, созданный князем Радзивиллом.В 40-х гг. начали открываться школы для государственных крестьян. Появились женские школы.Выдающимися памятниками литературы пер. половины 19 в. являются анонимные шуточные поэмы «Энеида навыворот» и «Тарас на Парнасе».Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от простолюдинов. Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.Клуб общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения
45. Культурно-просветительская, политико-просветительская и социальная работа в период 1917-1941 г.До 1917 г. Сеть КДУ была развита слабо. Таким образом к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей.местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты ликбез. В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. . После Октябрьской Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. И лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома Культуры, в начале 30-х Дворцы культуры, а в сельской местности колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы КПУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, рабочей смекалки. Стали регулярно проводиться смотры народного творчества. Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КПУ передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки. В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. В 1928 году было положено начало созданию новых учреждений культуры парков Культуры и Отдыха. Политика белоруссизации предусматривала следующее:•Развитие белорусской культуры: создание школ, техникумов, вузов на белорусском языке обучения.•Выдвижение белорусов на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу; После 2 мировой войны происходит литературный обмен, в котором участие принимала Беларусь. В 1946. За границей были изданы 342 произведения белорусских писателей. Зарубежному читателю стали известны имена Я.Купалы, Я.Коласа, Я.Брыля, А.Адамовича, И.Мележа, В.Быкова, Н.Гилевича и многих других.
46. Культурно-просветительская и социальная работа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов. Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача при каждом сельсовете клуб, в каждом районном центре Дом культуры. В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы с населением. Пострадали в войну книжные фонды библиотек, Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны случаи, когда книги использовались просто для растопки). К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.