У истоков российского туризма

Содержание

ОТ АВТОРА.. 2

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТУРИЗМЕ.. 4

ЗАРОЖДЕНИЕ ТУРИЗМА.. 7

У ИСТОКОВ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА.. 10

ПЕРВЫЕ ГОРНЫЕ КЛУБЫ... 18

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО ТУРИНГ-КЛУБА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ.. 31

ТУРИЗМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.. 39

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918-1926) 45

ОБЩЕСТВО ПРОЛЕТАРСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ (1927-1936) 51

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1936-1941) 63

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1956) 74

РОЖДЕНИЕ КЛУБОВ ТУРИСТОВ В СТРАНЕ (1957-1961) 81

СОВЕТЫ ПО ТУРИЗМУ - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНЕ (1962-1969) 89

ВСЕСОЮЗНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОХОД МОЛОДЕЖИ (1965-1987) 95

ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (1969-1990) 100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 108

ОТ АВТОРА

Светлой памяти моих учителей и товарищей.

Прежде чем читатель познакомится с книгой об истории российского туризма, представлю Вам ее автора. Скептически настроенные читатели спросят, нужно ли это. О книге расскажет сама книга! Так ли важно, кто он, автор? Главное, что и как он сумел, в конце концов, сделать.

Попробую разубедить сомневающихся, сообщив самые необходимые сведения, чтобы оценить не столько объективный информационный материал, представленный в главах, сколько субъективное отношение и оценку исторических фактов, событий, людских судеб.

В 1995 году мы отметили столетие российского туризма. Он зародился в Санкт-Петербурге, и его юбилей отпраздновали по всей стране. Половину этого срока, практически 50 лет, я являюсь одним из активных участников и руководителей данного движения на невских берегах. Настало время осмыслить прожитое.

Сорок лет назад вышла моя первая книга «Клуб туристов», изданная в «Профиздате». Это была первая попытка оставить свой след в истории туризма. В ту пору я возглавил Президиум Центрального клуба туристов Ленинграда, который только что организовался на общественных началах. Затем, с 1959 года, почти четверть века работал заведующим отделом туризма и краеведения Ленинградского Дворца пионеров, с которым не порываю связь и по сегодняшний день.

Много славных событий прошло за это время. Я руководил первыми отрядами «красных следопытов»: сложными спортивными тропами прошел с юными туристами по Хибинам и Байкалу, Саянам и Алтаю, Кавказу и Карпатам, Приполярному Уралу и Тянь-Шаню. Можно еще вспомнить походы по родной Ленинградской, Вологодской и Архангельской областям. Отряд школьников под моим руководством одним из первых повторил путь Ермака на байдарках из Европы в Азию.

В настоящее время являюсь вице-президентом Санкт-Петербургского туристско-спортивного союза и председателем секции истории Ленинградского туризма. И, наверное, самое главное, вот уже три года читаю разработанный мною курс «История отечественного туризма» в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Возможно, в отдельных главах просматривается некая тенденциозность, особенно в отборе фактов и толковании истории послевоенного периода. Многие эпизоды написаны с так называемым «ленинградским» акцентом.

Следует ли считать, что история туризма, как и сама книга, осмыслена и написана впервые? Конечно, нет. На Западе история туризма разработана досконально и тщательно. И у нас, в России, сделано уже не мало. Прежде всего, история туризма запечатлена во многих российских журналах. Это «Русский турист» и «Экскурсионный вестник», «На суше и на море» и «Турист-активист», послевоенный журнал «Турист» и многие другие журналы, сборники и подборки статей в отдельных изданиях.

Надо назвать и книги, посвященные истории туризма в России. Одна из первых, в 1981 году, вышла небольшая книга Риммы Алексеевны Дьяковой «История экскурсионного дела в СССР», затем, в 1985 году, - учебное пособие Вадима Викторовича Дворниченко «Развитие туризма в СССР (1917-1983)», в 1986 году вышла небольшая книжка ветерана туризма Бориса Федосеевича Куликова. В 1988 и 1989 годах выпущены наиболее интересные книги: монография доцента Ростовского государственного университета Геннадия Петровича Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР» и книга крупнейшего знатока этой проблемы Льва Михайловича Логинова и его соавтора Юрия Васильевича Рухлова «История развития туристско-экскурсионного дела». В 1998 году опубликованы очерки истории 1918-1998 годов «Детский туризм в России». Ее автор-составитель - Юрий Сергеевич Константинов, одна из глав написана мною.

В своей работе я попытался использовать весь материал, накопленный предшественниками.

Заканчивая короткое вступление, хотелось бы напомнить, как двигается отряд лыжников-туристов в сложных условиях глубокого и сыпучего снега. Даже самый опытный и сильный участник не может все время идти направляющим. Он делает определенное число шагов и сходит с лыжни в сторону. Его сменяет следующий и так далее.

В какой-то мере мною использована подобная тактика. Мозаика фактов, их осмысление - бесконечный процесс. В затылок дышат будущие исследователи и авторы истории российского туризма. И это прекрасно. Другого не дано.

Григорий Усыскин, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, вице-президент Санкт-Петербургского туристско-спортивного союза, действительный член Академии туризма

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТУРИЗМЕ

Прежде чем начать рассказ об истории туризма, попытаемся определить предмет нашего разговора. Сегодня наука насчитывает несколько десятков определений туризма. Каждое из них по-своему правильно, хотя подчеркивает разные или, точнее, различные стороны, аспекты, грани одного понятия.

Не вдаваясь в тонкости ученых споров, можно определенно сказать, что с давних лет и до наших дней главной здесь видится идея многогранности, многоликости явления, его социальной сущности. Рассматривая этот вопрос исторически, попытаемся назвать некоторые из этих граней. Широко известна много лет существовавшая в нашей стране формула-триада: туризм - это отдых, познание, спорт.

Туризм — не просто увлечение или мода. Это жизненная потребность большинства нормальных людей. В разные времена и эпохи примерно одно и то же привлекало их в туризме: романтика путешествий, а значит, бегство от обыденного, да еще возможность неформального общения. Каждый участник таких путешествий начинает чувствовать себя открывателем и землепроходцем. Благодаря все новым переменам туризм делает жизнь интересней, наполняет ее неожиданными открытиями в природе и в обществе. Подобные путешествия помогают формированию и обогащению человека духовно и физически.

Мир меняется на наших глазах. И о туризме разные люди говорят по-разному. Время всегда диктует пределы возможного. Могли ли мы еще два десятка лет назад считать, что туристские путешествия - это прежде всего поездки на Канарские острова и Багамы, в Лондон или Рим? Сегодня это очень просто: открывай почти любую газету и выбирай точку на карте. Хватило бы средств, точнее — денег. И тогда такой турист познает мир из окна автобуса или вагона, с борта теплохода или авиалайнера.

Возникает правомерный вопрос: сколько же граждан нашей страны в сегодняшнее, совсем непростое для большинства честных тружеников время смогут найти необходимое количество средств на такое путешествие? Можно сказать определенно, даже не заглядывая в статистику, - очень мало! Всего несколько процентов богатых и достаточно обеспеченных. У большинства же совсем другие проблемы.

Весь мир путешествовал и продолжает путешествовать по проверенным турфирмами путям, имея в кармане путевку с указанием гостиниц и хорошо известными экскурсионными объектами. Для многих стран туризм - основная статья бюджета.

Рассмотрим еще один парадокс нашей современной жизни. Кого совсем недавно считали или называли туристом? Человека с рюкзаком! Рюкзак или котомка были неотъемлемыми признаками путешественника. Об этом еще в XVIII веке в своей книге «Письма русского путешественника» писал Николай Михайлович Карамзин: «Человек в дорожном платье, с посохом в руке, с котомкою за плечами не обязан говорить с осторожною разборчивостью какого-нибудь придворного, окруженного такими же придворными».

Еще два десятка лет назад в трамвае на такого «рюкзачника» показывали пальцем и почти никогда не ошибались. Люди с рюкзаками привыкли мерить путь шагами или веревками, они привыкли держать в руках весло, ледоруб, руль велосипеда, лыжные палки. Нынче рюкзак стал принадлежностью молодежи, которая ничего общего с туризмом не имеет. Его носят буквально все. Особенно девушки-подростки. За плечами большинства из них миниатюрные рюкзачки самых разных форм и покроев. К нам эта мода пришла из-за рубежа. Что бы это могло значить? Символ туризма, но без туризма?

Еще совсем недавно мы гордились и другим туризмом - самодеятельным. Это так называемые организации самостоятельных путешествий по продуманному руководителем или группой маршруту с самодельным снаряжением и чуть ли не самодеятельным питанием. Данный феномен был присущ практически только одной стране в мире. Но страна занимала шестую часть суши, и с феноменом приходилось считаться. Надо сказать, что государство и профсоюзы поддерживали самодеятельный туризм. И здесь тоже своя история.

Туризм был, есть и будет явлением глубоко социальным. Напомним, что в словаре иностранных слов под редакцией профессора И.А. Бодуэна-де-Куртене, изданном в 1911 году, о понятии «социальная политика» говорится, что это «законодательные меры для улучшения экономического, политического и нравственного положения трудящихся». Сказано это было почти 90 лет назад.

Зачем вообще люди путешествуют? Многие философы Востока в своих сочинениях слово «путь» писали с большой буквы, понимая это как избрание человеком пути к истине, к добру, к совершенству. И идет по этому пути человек не один, а с друзьями, хорошими и надежными сотоварищами. Совместное прохождение маршрута, тесная жизнь в коллективе, взаимовыручка в сложных условиях становятся общепринятой нормой поведения.

Кому же нужен такой туризм? Бесспорно - каждому россиянину и всему обществу в целом. Подобные путешествия формируют и обогащают человека духовно и физически. Он становится лучше благодаря включению элементов практической походной деятельности, общению с природой. Можно согласиться с теми, кто называл туризм школой воспитания, закалки характера, формирования патриотических взглядов и убеждений. Туризм еще совсем недавно выступал как один из методов совершенствования физических и духовных качеств, общего подъема культуры человека. Такая школа воспитания особенно нужна, можно сказать, необходима прежде всего юношеству, молодежи, школьникам.

Попытаемся выделить семь наиболее важных граней туризма: оздоровительную, спортивную, эстетическую, познавательную, социально-коммуникативную, эмоционально-психологическую и, наконец, творческую.

Туризм - отличный способ сохранения и восстановления здоровья, поддержания активности и работоспособности. Физическая нагрузка - это, по определению академика И.П. Павлова, «мышечная радость бытия», она помогает, готовит к встрече с жизненными трудностями. Именно поэтому туризм из рекомендательного пожелания в борьбе с гиподинамией перерастает в необходимость.

Все вышесказанное не является нашим открытием. Об этом писали и говорили все средства массовой информации. Еще недавно авторы популярных книг предсказывали к концу века «взрыв» у нас в стране желающих путешествовать.

«Будут путешествовать 100 миллионов человек, вдвое больше, чем теперь», - предрекали лидеры профсоюзного туризма. Подобные предсказания не были беспочвенными. При опросе разных социальных групп 41 процент опрошенных для своего отдыха на первое место поставили самодеятельный туризм, а 26 процентов предпочли походы на турбазы. Даже пенсионеры при опросе в «Литературной газете» поставили самодеятельный туризм на второе место, сразу за санаториями.

Увы, прогноз не оправдался. Со сменой принципов государственной политики в области отдыха и досуга для широких трудящихся масс (профсоюзные путевки, туристские базы) массовый самодеятельный, а также спортивный туризм сегодня упал до нижней отметки. Правда, начал развиваться экстремальный туризм. Отдельные группы имели спонсоров или немалые средства, полученные другим путем. Они могли совершать походы высшей трудности по перевалам Каракорума, в Гималаи или через пустыни Египта. Но таких туристов-«профи» буквально единицы, ну, может быть, десятки.

На государственном уровне про самодеятельный туризм практически забыли, а проблемы социального туризма до сих пор обсуждаются в Думе. И в профессиональной среде бытует мнение, что самодеятельный туризм не требует регулирования. Про него просто забыли. Туристские клубы стали закрываться или переходить на коммерческий образ деятельности. Из дотационной части госбюджета просто исчезла статья «туризм», она растворена во многих других частях, а значит, и не обозначена нигде. Внимание всех переключилось на коммерческий туризм, обойдя истинный массовый всенародный туризм.

Вместе с тем, доходы населения резко сократились. Спортивных походов почти не стало. Многие интересные и традиционные районы путешествий оказались за пределами России - на Кавказе или в Средней Азии. Но просторы России необъятны. Существует еще много красивых изведанных и неизведанных мест, пригодных для туризма. Можно совершать и ближние походы, походы выходного дня. Они наиболее массовые и привлекательные. К сожалению, и таких видов туризма становится все меньше, потому что непрерывно дорожают билеты на пригородные поезда.

На множество сложных вопросов предстоит еще ответить будущим работникам, руководителям и просто гражданам России, чтобы решить проблемы самодеятельного, социального туризма. Должен победить здравый смысл, чтобы всем стало понятно: туризм - неотъемлемая часть жизнедеятельности любого человека. Уже сегодня надо искать и находить те возможности, которые помогут возродить, и как можно раньше. Туризм с большой буквы, во всем его разнообразии.

ЗАРОЖДЕНИЕ ТУРИЗМА

История туризма, если понимать под туризмом прежде всего путешествие, уходит корнями в глубокую древность. Еще в эпоху античности греки и римляне совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торгуя, но и в познавательных, даже развлекательных целях.

Отправлялись такие путешественники в дальние края на свой страх и риск. Откуда же мы знаем об этих путешествиях? Греческие и римские путешественники чаще всего посещали Египет. Вот там-то они оставляли после себя краткие разнообразные записи, где упоминали свое имя, выцарапывали их на камне в тех местах, которые посетили. В науке эти записи получили название граффити. Именно граффити сохранялись в укромных местах в течение многих веков, являясь важным источником сведений о посещении греками и римлянами древнего Египта (граффити от итал. graffiti – нацарапанные).

Древнейшие греческие граффити, обнаруженные в долине Нила, относятся к VI веку до нашей эры. Греческие наемники, поднимаясь вверх по Нилу, вырезали свои имена на ноге колоссальной статуи, которая находилась перед фасадом знаменитого храма Абу-Симбеле. Античные авторы утверждали, что долину Нила, путешествуя, посетили афинский законодатель Солон, математик Пифагор и, несколько позже, греческий историк-логограф Гекатей Милетский.

Известным путешественником был древнегреческий историк Геродот. В результате своих странствий он написал большой исторический труд в девяти книгах. Каждая книга названа именем одной из муз. Первая книга получила имя музы истории – Клио.

Маршрут, по которому путешествовали древние греки и римляне, во многом напоминал путь современных туристов, посещающих Египет. Путешественники начинали свой путь с Александрии и двигались вверх по Нилу. Река была естественным и единственным путем для проникновения из Нижнего Египта в Верхний Египет. По пути они осматривали города, храмы, памятники и другие достопримечательности.

Французский египтолог Ж. Байе обнаружил у гробниц фараонов в Фивах более двух тысяч граффити греческих и римских путешественников. Один из посетителей, осмотрев гробницу Рамзеса VI времен XX династии, отметил в своем граффити, что эта гробница превосходит остальные. Другой посетитель начертал на камне: «Тот, который здесь не был, ничего никогда не видел; благословенны те, кто здесь побывал».

О путешествиях греков и римлян свидетельствуют не только граффити, но и обширные письменные источники. Геродот описал свое посещение Филэ и острова на Ниле, расположенного близ первого нильского порога.

Сегодня мы пытаемся нащупать, определить некоторые критерии развития туризма в процессе развития человечества. Путешественников во все века было много. Это странники и калики–перехожие, паломники и просто искатели приключений. Тем не менее, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно уже к раннему новому времени.

Реальным подтверждением организации путешествий могут служить первые туристские проспекты. Они появились в VIII веке, когда французский король Карл Великий (742–814) установил дружеские отношения с калифом Гаруном-аль-Рашидом (тем самым, который так часто упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь»). С этого момента французские вельможи все чаще выбирались на экскурсии в Палестину и другие страны Малой Азии.

Перед выездом их снабжали своеобразными путеводителями с краткими сведениями о маршруте и расстояниях между городами. Позднее в путеводителях появились сведения о ночлегах, ценах, климате, достопримечательностях, памятниках и тому подобном. Первыми организаторами иностранного туризма были купцы из Генуи, Пизы, Аугсбурга и Нюрнберга.

Постепенно путешествия перестают быть привилегией купцов и завоевателей. Люди все больше стремятся узнать окружающий их мир. Географические открытия влекут любознательных к путешествиям. К этому времени стало известно о существовании далеких стран, появился первый картографический материал.

Великое переселение народов, падение Римской империи, последовавшие за ними политическая нестабильность и экономический спад, послужили причиной ограничения всяческих путешествий. Любые поездки были крайне опасны. Лишь отважные люди, искатели приключений или те, кого заставляла необходимость, решались в ту пору отправляться в путь. С возникновением средневековых государств, принесших позитивные перемены в политической и социально-экономической жизни общества, постепенно восстанавливаются дальние поездки.

Таким образом, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно к позднему средневековью и раннему новому времени. С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран–тур – поездка состоятельных людей на континент. Гран–тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.

Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран–тура. После пребывания в Италии гран–тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге «Туризм: прошлое, настоящее и будущее», изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран–тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А «золотое» время гран–тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII–ХVIII веках в Англии возникает термин «туризм». Он является производным от слова «тур». Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Начало современного туризма в английской литературе принято датировать 1841 годом. Именно в этот год предприимчивый краснодеревщик Томас Кук из Дербишира организовал первую коллективную поездку на поезде для активистов Общества трезвости из Лейстера в Лафборо. Затем он становится экскурсионным агентом в Лейстере и открывает в 1851 году бюро путешествий «Томас Кук и сын». В 1851 году в Лондоне состоялась Первая международная промышленная выставка, и Томас Кук за время ее работы организовал только из Йоркшира поездку 165 тысячам посетителей. В 1854 году в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший около восьми тысяч наименований. Некоторые из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи дилижанса, но значительную часть составляли уже гостиницы, близкие к современному пониманию этого слова.

Начав с проведения групповых экскурсий по выставкам Лондона и городам континентальной Европы, бюро Томаса Кука постепенно расширило сферу деятельности: увеличило количество поездок, освоив новые туристские рынки. Первая такая поездка была осуществлена в 1855 году в связи с Всемирной выставкой в Париже. Томас Кук начал организацию регулярных туристских поездок в Египет, Палестину и даже США. Его бюро занялось размещением экскурсантов, выпуском путеводителей и периодической туристской литературы, рекламными кампаниями, банковскими операциями и обменом иностранной валюты.

Что было причиной такого бурного развития туризма? Необходимо помнить, что Великобритания в середине XIX века – это огромная колониальная империя. Данное обстоятельство было крайне благоприятно для развития поездок англичан за границу. При этом туристские поездки активно использовались для поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов.

В работе английских экономистов Л.Д. Ликориша и А.Г. Кершоу «Туристская промышленность» приводится высказывание известного политического деятеля Англии ХIХ века лорда Шафтсбери. Он отмечал: «Мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна, помимо своих других приобретений, будет обогащена (я использую это слово в его прямом, а не переносном смысле) новыми видами торговли».

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации – Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий.

С середины 60-х годов XIX века начинают развиваться регулярные пароходные путешествия между Лондоном и Нью-Йорком. Первым в 1867 году отправился в морскую туристскую поездку пароход «Квейкер сити». Она продолжалась пять месяцев. Среди 60 туристов, совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший его затем в книге «Простаки за границей».

Контора Т. Кука продолжала лидировать в мировом туризме. Только на Всемирную выставку 1878 года в Париж он направил 75 тысяч экскурсантов. Средние слои общества, на которые ориентировался Т. Кук в середине XIX века, стали основными потребителями туристских услуг лишь к началу XX века. Это были рантье, живущие на проценты от ссуды денежного капитала или на дивиденды от ценных бумаг. Не связанные с прямой производственно–деловой активностью, они располагали свободным временем и финансовыми средствами, достаточными для туристских поездок. Особенно большой популярностью пользовался отдых на бальнеологических и приморских курортах Европы.

В XX веке международный туризм вступил в фазу зрелости, приобретя организованный и массовый характер. Он стал одним из типичных проявлений современности. Туризм дает сейчас около 6 процентов мирового валового продукта, обеспечивая занятость свыше 100 миллионов трудящихся, то есть каждого 15-го работника. На долю международного туризма приходится 6 процентов объема мирового экспорта и треть мировой торговли услугами. Сегодня на всемирных совещаниях подчеркивается, что туризм – одна из основных сторон деятельности человека, неотъемлемая часть жизни национального общества и международного сообщества в целом.

ПЕРВЫЕ ГОРНЫЕ КЛУБЫ

13 августа 1857 года, успешно завершив восхождение на одну из альпийских вершин, четверо британских горных туристов приняли решение создать в своей стране Альпийский клуб. Вернувшись в Англию, один из восходителей – Эдвард Кеннеди разослал проспект с проектом Устава клуба.

Так возник в памятное для Англии десятилетие Альпийский клуб, да и само привычное для нас понятие – альпинизм. Это был период индустриального и экономического подъема страны. Первыми членами клуба были исключительно представители состоятельных кругов: адвокаты, судьи, доктора, духовные лица, преподаватели колледжей, политические деятели, люди искусства, ученые, представители верхушки средней буржуазии.

Первым президентом клуба был избран Джон Болл. Неутомимый путешественник, он особенно тщательно исследовал Восточные Альпы, выпустив обстоятельный путеводитель, включавший ботанические, геологические и другие данные по этому району. В первой половине 60-х годов XIX века восхождения в Альпах приобретают невиданный размах. Характерно, что в этих восхождениях англичанам сопутствовала небольшая группа местных проводников - сильных, выносливых и опытных горцев.

Первый по времени рождения клуб мира не мог быть представительным даже для альпинистов своей страны. Бурное развитие альпинизма требовало создания на местах новых клубов. Так, вслед за английским клубом возникает в 1862 году австрийский, который позднее, к 1872 году, сливается с немецким, образуя одно из самых многочисленных для того времени объединений любителей путешествий и восхождений в горах.

Швейцарский клуб, возникший в 1863 году, включил в свой Устав не только спортивные, но и широкие исследовательские цели. В 60-80-х годах возникают подобные клубы в странах Европы, Азии и Америки. В программы их деятельности входят «научное изучение гор и облегчение путешествий в горных областях».

АЛЬПИЙСКИЙ КЛУБ В ТБИЛИСИ

В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания. Деятельность клуба была в большей степени научной, и члены клуба время от времени делали доклады на заседаниях Кавказского отделения Русского географического общества.

Кавказский альпийский клуб в Тбилиси просуществовал лишь несколько лет, и уже к середине 80-х годов его деятельность сходит на нет. Клуб на протяжении всего времени своего существования оставался малочисленным: количество его членов не превышало 40 человек. Трудно было определить и какую-либо четкую направленность исследовательской работы клуба. Это хорошо видно из двух печатных трудов клуба. Сами тома носили название «Известия». Так, в первом томе рассказывалось о распространении главнейших древесных пород в Черноморском регионе, а также о кавказских тетеревах и распространении в Закавказье куриных пород. Один из авторов написал о водном бассейне подземного замка Вардзия. Второй том практически был посвящен флоре Кавказа.

К сожалению, ни в первом, ни во втором томе ничего не сообщалось о маршрутах по Кавказу, горных вершинах, перевалах, ледниках и других специфических условиях путешествия в горах. Это, без сомнения, характеризовало ограниченность деятельности клуба. Если отдельные члены и совершили несколько одиночных экскурсий в горы, то сам клуб за весь период деятельности не организовал ни одной совместной, общей поездки или экспедиции, как это было принято традиционно в альпийских клубах за рубежом.

В конце XIX века Кавказ по-прежнему, как и во времена путешествия А.С. Пушкина, представлялся непроходимым и крайне опасным для жизни.

Вот как рассказывается о Военно-Грузинской дороге в одном из номеров журнала «Всемирный путешественник» за 1887 год: «Кавказ не имеет веселого, мирного вида европейских Альп: в нем все угрюмо. Вдобавок, Кавказ отличается еще недоступностью своих высоких перевалов, своею непроходимостью. Дороги, ведущие через него, представляют собою лишь невозможные тропинки... С одной стороны у него отвесная горная стена, с другой обрыв, в глубине которого слышен рев потока.

...Были примеры, что люди непривычные к горным переходам и впечатлительные не выносили ужасов подобных тропинок, их нервная система изнемогала под влиянием испытанных потрясений и они сходили с ума».

РУССКОЕ ГОРНОЕ ОБЩЕСТВО

Объединяется группа географов и любителей альпинизма, главным образом жителей Москвы и Петербурга, и 18 мая 1898 года представляет в канцелярию Московского генерал-губернатора проект устава Русского горного общества. («Альп у нас нет, и потому "альпийским" обществом мы назвать себя не можем», - писали учредители.) Лишь через год учредители нового Общества получили замечания по уставу от министерства внутренних дел. Началась длившаяся не один год волокита, и лишь вмешательство П.П. Семенова Тян-Шанского позволило продвинуть устав Общества в петербургских департаментах.

На учредительном собрании членов Общества, состоявшемся 23 апреля 1901 года в Политехническом музее, А.К. Мекк докладывал, что он «частным образом» узнал об утверждении устава еще 24 декабря 1900 года, но лишь 9 апреля следующего, 1901 года, он был получен из канцелярии московского обер-полицмейстера. «Так, после трех лет ожидания, осуществилось желание учредителей, - говорил Мекк, - и мы сегодня празднуем основание нашего Общества».

С первых же дней большое участие в деятельности Общества приняли видные ученые России. Его членами стали крупнейший географ, археолог и антрополог Дмитрий Николаевич Анучин, естествоиспытатель, будущий основоположник современной геохимии, биогеохимии, учения о биосфере Владимир Иванович Вернадский, виднейший географ, вице-председатель Русского географического общества, исследователь Тянь-Шаня Петр Петрович Семенов Тян-Шанский, крупнейший геолог и географ Иван Васильевич Мушкетов.

Председателем Общества учредительное собрание избрало Александра Карловича фон Мекка, по чьей инициативе оно и было создано. Являясь директором Московско-Казанской дороги, он все свободное время посвящал поездкам по Западной Европе и России. Объехал Альпы, поднимался на Монблан, посетил Пиренеи, но, попав на Кавказ, убедился, что горы России не уступают горам Западной Европы по красоте. Влюбившись в Кавказ, увидев, какие возможности он предоставляет для путешествий, Александр фон Мекк задался целью организовать в России горное общество наподобие альпийских клубов европейских государств.

Устав Общества определял две его основные задачи – «всестороннее изучение гор и распределение сведений о них и облегчения знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений». Русское горное общество к своим обязанностям относило поиск путей к удешевлению передвижения из центральной России к окраинам, где преимущественно расположены русские горы, подбор проводников и содержателей лошадей, «крытых помещений, которые могут служить пристанищами для ночлега, будь то кош, юрта или изба, или дорожная будка, рабочая казарма, завод или частная усадьба», заботу о продуктах для путешественников и предметах горного снаряжения, приобретение которого в России в то время представляло большую трудность. Кроме того. Общество преследовало в своей деятельности и культурную цель, о чем было заявлено в первом же выпуске «Ежегодника Русского горного общества»: «Наша миссия будет состоять в том, чтобы заносить нашу культуру в самые отдаленные уголки нашего обширного отечества, приучать разноплеменных соотечественников к нашему литературному языку, насаждать принципы честности и добросовестности там, где эти качества отсутствуют».

Русское горное общество настойчиво и целеустремленно выполняло поставленные перед собой задачи. Влюбленные в красоту гор, члены Общества во время публичных лекций посредством научных трудов, публикуемых в «Ежегоднике» Общества, распространяли среди широких слоев российской общественности сведения о замечательной природе горных районов России, показывая, что вовсе не надо ездить в далекие Альпы, а следует всего лишь обратить взоры на природу своей Родины.

Вот несколько строк из «Ежегодника Русского горного общества»:

«Чуден мир красот горных массивов. Лес, вода и снег и формы гор ласкают взоры, и красота и разнообразие ландшафтов издавна привлекают в горы живописцев. Так же в горах мы чаше встречаем минеральные источники, чем на равнинах, и Кавказ, может быть, богаче других горных стран целительными водами и потому ежегодно привлекает многие десятки тысяч людей, ищущих поправления здоровья. И даже для таких лиц чистота горного воздуха сама по себе является целительным средством, и тем более для сравнительно здоровых людей – путешествие по горам является идеальнейшим отдыхом для укрепления организма и может быть рекомендовано всем и каждому, а в особенности молодым людям, для которых личное знакомство с далекими уголками нашего дорогого отечества имеет и оздоровительное и воспитательное значение. Близкое соприкосновение с чистой природой имеет благородное воздействие на душу путешественника, гигиеническая обстановка благотворно влияет на здоровье и, наконец, осуществление какой-нибудь задачи, географической, естественноисторической, археологической, художественной или даже просто туристской является могучим стимулом для проникновения в таинственные ущелья высокогорных областей и дает такое нравственное удовлетворение, какого не может ни один вид спорта и какое человек получает лишь при исследованиях в области высших наук».

Могли ли подобное написать люди равнодушные, безразличные к родной природе, не стремящиеся свою любовь к горам России передать соотечественникам?!

Но для путешествия в горах необходимы определенные условия, и это прекрасно понимали члены Русского горного общества. Поэтому первым значительным мероприятием Общества стало создание высокогорной хижины у подножия Казбека, одного из пятитысячников Кавказа, подступы к которому были наиболее доступны из-за близости Военно-Грузинской дороги. По договору с Обществом жители аула Гвилетах Муса и Исаак Безуртановы построили за лето 1903 года хижину, и 9 августа состоялось ее официальное открытие.

Хижина была сооружена «из камня, сложенного на извести, оштукатурена слегка внутри, покрыта железной крышей и имела внутри размеры: 4 аршина длины на 3 аршина ширины (примерно 2 м 80 см на 2 м

Наши рекомендации