Для специальности: медико-профилактическое дело (060105)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: __культурология____

Темы эссе по культурологии

1. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

2. Элитарная культура как антипод массовой культуре.

3. Государственность как человечность в конфуцианстве.

4. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди.

5. Может ли быть «священной» война?

6. Детектив - специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.

7. Предчувствие судьбы человека ХХ-го века в новелле Ф. Кафки «Превращение», Камю «Поторонний». Ж. Сартр «Тошнота» (по выбору).

8. Современные субкультуры, их описание и основные характеристики

9. Кино - феномен, создавший образ ХХ века.

10. Для чего нужна массовая культура?

11. Реклам, как элемент социальной реальности.

12. Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.

13. Образ современной женщины.

14. Образ человека эпохи сквозь призму музыкальной культуры 17 (18, 19…) века

15. Рок-музыка (джаз, рэп…) — результат прогресса или возвращение старых форм музыкально-эстетической коммуникации?

16. Феномен красоты в русской культуре.

17. Тема любви в русской культуре 19-20 века.

18. Перспективы современной Российской культуры

19. Игра как социальная форма современной культуры.

20. Проблемы гуманизма в современной социокультурной реальности.

Методические рекомендации к написанию эссе

С помощью этих рекомендаций вы получите некоторое представление о том, как пишется эссе. Также здесь будут даны советы общеметодического характера по собору литературы, работы с ней, оформления письменной работы.

Эссе - это литературная форма демонстрации своего мнения на какую-либо тему и аргументация этого тезиса. На первый взгляд это не трудная задача. Однако это не всегда так. Вам будут продемонстрированы самые распространенные ошибки и рекомендации для их избежания.

Критерии оценки эссе

1. Оценка тезиса (макс. - 30 баллов):

10 баллов

20 баллов

30 баллов

2. Оценка интерпретации тезиса (макс. - 30 баллов):

10 баллов - неадекватное раскрытие тезиса, содержание интерпретации не полностью соответствует заявленному тезису;

20 баллов - узкая формулировка, игнорирующая справочную литературу;

30 баллов - полное соответствие объема интерпретации объему тезиса.

3. Оценка аргументации (макс. - 35 баллов):

10 баллов

20 баллов

35 баллов

4. Оценка оформления эссе (макс. - 5 баллов):

0 баллов -не соответствие требованиям оформления;

3 баллов - небрежное оформление (не полный список литературы или его отсутствие; некорректное использование цитат: выдергивание цитаты из текста, так, что теряется авторская мысль и появляется новый смысл; неаккуратное оформление текста и т.д.);

5 баллов - полное соответствие требованиям оформления.

Темы для презентаций по дисциплине «Культурология».

Тема 1. Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии. Современные школы и концепции культурологии.

1. Европоцентризм и его судьбы.

2. Рациональность как судьба европейской культуры.

3. Поиск смысла в культуре.

4. Восток и Запад: отношение к природе.

5. Культура как знаково-семиотическая версия

6. Формационные концепции развития культуры

7. Зарождение аксиологии. Ценность как жизненная и практическая установка.

8. Потенциал культуры и будущее человечества.

9. Идея альтернативности в истории.

Тема 2. Становление и ранние формы культуры.

1. Тема смерти и бессмертия в первобытных культурах древности и в современности.

2. Матриархат и патриархат в первобытной культуре.

3. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура в первобытной культуре.

4. Первобытные формы религии и их трансляция в современную культуру.

5. Естественно-научные концепции возникновения жизни.

6. Синкретичность первобытной культуры, ее причины.

7. Первобытная мораль, нормы ее регламентации.

8. Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Культурная антропология.

9. Мифология в духовной культуре древних.

Тема 3. Культура Древнего Востока (Египет, Индия, Китай).

1. Египет – «цивилизация смерти».

2. Особенности египетской мифологии.

3. Египетские пирамиды как культурный феномен.

4. Ведические зрелищные искусства в индийской культуре.

5. Индуизм как специфическая религия.

6. Буддизм как мировая религия. Основные положения.

7. Конфуцианство и современность.

8. Основные достижения культуры древнего Китая.

9. Япония: традиции и современность.

Тема 10. Русская культура.

  1. Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета.
  2. Русское общество и русская культура. Культура русского дворянства XVIII-XIX веков.
  3. Народная культура Руси. Фольклор. Народные промыслы.
  4. Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние.
  5. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры Византийского и латинского круга.
  6. Древнерусская художественная система: исконное и привлеченное. Влияние Византии.
  7. Художественная культура московской Руси, иконописные школы.
  8. Западноевропейский Ренессанс и русская архитектура. На пересечении традиций: собор Василия Блаженного.
  9. Особенности проявления национального менталитета в русской сказке. Игра, театральность.
  10. Постмодернизм в отечественной культуре.

Структура реферата

Реферат должен включать в указанной ниже последовательности:

– Титульный лист

– Оглавление

– Введение

– Основная часть

– Заключение

– Список использованных источников

– Приложения (в случае необходимости).

Модуль 3 по культурологии

Тесты по культурологии

Вариант 1

1. Что первоначально подразумевалось под словом «культура»:

а) способы обработки земли;

б) правила поведения в обществе;

в) интеллектуальные достижения человечества;

г) создание искусственной природы?;

2. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»:

а) К. Юнг;

б) Б. Малиновский;

в) Л. Уайт;

г) Н. Данилевский?;

3.Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры:

а) человек и культура — свободное творение богов, Бога (Абсолюта);

б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства;
в) естественное усовершенствование человека и его культуры?;

4. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»:

а) общество;

б) культура;
в) техника;
г) образование?;

5.Выберите правильное высказывание:

а) Культура выступает как знаковая модель действительности;

б) Культура может рассматриваться как текст и знаковая система;

в) Оба высказывания правильны?;

6. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов:

а) мифология;
б) наука;
в) религия;
г) техника?;

7. Какое из перечисленных понятий можно отнести к основным понятиям культурологии:

а) рынок

б) политический режим

в) цивилизация

г) стратификация

8. Какую из перечисленных культур можно назвать этнической:

а) Западную

б) Восточную

в) Японскую

9. Что такое контркультура:

а) Критика культуры

б) Бескультурье

в) Набор разнообразных инициатив культуры, выполняющих функции разрушения господствующей культуры

10.Каким из перечисленных терминов обозначается процесс возникновения человека и общества:

а) антропоморфизм;

б) антропогенез;

в) антропосоциогенез;

г) антропонимика?

11.Материальная культура, включающая в себя физические объекты, созданные человеческими руками, - это ...

а) кифара

б) галерея

в) артефакты

г) бельведер

12. Гносеологическая функция культуры - это...

а) познавательная функция

б) манкуртизм

в) функция передачи социального опыта

г) функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей

13. Назовите одну из ранних форм религии, связанную с поклонением какому-либо животному или с верой в происхождение от них:

а) фетишизм;

б) тотемизм;

в) магия;

г) анимизм?

14. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»:

а) фетишизм;

б) синкретизм;
в) тотемизм;

г) анимизм?;

15.Какое из приведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»:

а) сказание, содержащие сведения о реальных лицах и событиях прошлого;

б) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности;

в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях;

г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные?;

16.Как называется в египетской мифологии бог умирающий и воскрешающий:

а) Осирис;

б) Серапис;

в) Анубис;

г) Птах?

17. Какое из философских направлений Древнего Китая проповедовало поиск счастья, достигаемого с помощью терпения, сыновнего долга, самопожертвования:

а) даосизм;

б) конфуцианство;

в) маоизм;

г) школа имен?

18.Назовите имя основателя одного из главных направлений индийской религии Сиддхартхы Гаутамы:

а) Гуру;

б) Архат;

в) Будда;

г) Бодхисатва?;

19.Какие религии относятся к мировым:

а) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;
б) буддизм, христианство, индуизм;

в) православие, католицизм, протестантизм;

г) буддизм, христианство, ислам?

20.Что означает термин «античность»:

а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима);
б) термин, равнозначный русскому «древность»;
в) термин «античность» употребляется в обоих смыслах: в узком («а») и широком («б»);

21. Как древние греки называли возвышенность в укрепленной части древнегреческого города:

а) акрополь;

б) некрополь;

в) кремль;

г) храм?

22. Выберите правильное высказывание:

а) Катарсис — очищение через сострадание и страх.

б) Катарсис — система норм, правил, господствующая в художественном направлении;
в) Катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния человека?;

23.Что такое мимесис:

а) созвучие;
б) подражание;
в) гармония;

г) любовь?

24. Как называлась площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и вершился суд:

а) агора;

б) атриум;

в) патио;

г) форум?

25. Что способствовало возникновению массовой культуры:

а) Самоисчерпание элитарности

б) Отмиранию сословности

в) Возникновение техногенной цивилизации

26. Что в переводе означает Библия:

а) чтение;

б) книга;

в) сказание

г) все перечисленное?;

27. Что в переводе означает Коран:

а) чтение;

б) книга;

в) закон;

г) все перечисленное?;

28. Кто является основателем Ислама?

а)Сиддхартха Гаутама Шакъямуни;

б) Пандитачарья;

в) пророк Магомет;

г) Иисус Христос

29.Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога:

а) тотемизм;

б) теизм;

в) богоискательство;

г) синкретизм?;

30.Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:

а) романский стиль;

б) готика;

в) барокко;

г) ампир?

31.Как в средние века назывался рыцарский поединок:

а) дуэль;

б) турнир;

в) ристалище;

г) фехтование?

32. Как назывались в средневековых поверьях ночные собрания ведьм:

а) явка;

б) притон;

в) вакханалия;

г) шабаш?

33. Кому из литературных героев принадлежит знаменитая фраза:

«Быть или не быть - вот в чем вопрос»:

а) Гамлету;

б) Ромео;

в) Сиду;

г) Лиру?;

34. Как называется религиозное мировоззрение, растворяющее Бога в природе?

а) пантеизм;

б) теизм;

в) богоискательство;

г) синкретизм;

35. Назовите имя женщины, которую всю жизнь любил платонической любовью итальянский поэт эпохи Возрождения Данте:

а) Джелима;

б) Беатриче;

в) Лаура;

г)Лесбия?;

36. Этот человек наряду с Данте являлся крупнейшей фигурой эпохи Проторенессанса. Его считают первым сознательным гуманистом эпохи.

а) Д. Боккаччо

б) Леонардо да Винчи

в) Ф. Петрарка

г) Донателло.

37. Что такое культурные традиции:

а) Нормы общения;

б) Тиражирование культурных нововведений;

в) Передаваемые из поколения в поколение образцы культурных норм?;

38. Обычно, когда говорят об античной культуре, непременно подчеркивают ее гармоничность, но мало вспоминают о борьбе в ней двух мощных начал – аполлоническое и дионисийское, на которое не только обратил внимание один из ниже перечисленных философов, но и попытался проникнуть в бытийственные основы культуры, показать ее корневые истоки, восходящие к человеческой природе.

а) О. Шпенглер

б) Ф. Ницше

в) Э. Гуссерль

г) И. Кант.

39. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизации» и «культура»:

а) Н.Бердяев;

б) А.Тойнби;
в) О.Шпенглер;
г) все перечисленные;

40. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»:

а) Н. Бердяев и О. Шпенглер;

б) А.Тойнби и О.Шпенглер;
в) П. Сорокин и Ю. Лотман;

г) З.Фрейд и К.Г.Юнг

41. Что такое архетипы:

а) типы архаической культуры;

б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) типы мыслительных процессов;
г) все перечисленное?;

42.Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры:

а) Г. Спенсер;
б) 3. Фрейд;
в) И. Хейзинга;

г) Ж. Лакан?;

43. Как называл П. Сорокин, описанный ниже тип искусства: «Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»?

а) эклектичное искусство;
б) чувственное искусство;
в) идеалистическое искусство;

г) идеациональное искусство?;

44. О.Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества;

и III — ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?

а )период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе»;
в) агония культуры?;

45. Какое основание использовано Н.Я. Данилевским для типологии культуры:

а) все перечисленные;
б) историко-географическое;
в) разряды культурной деятельности человека;
г) основание «уединенности» или «преемственности»?;

46. Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», исследуя культурно-исторические типы, говорит о существовании одноосновных культур, наиболее ярко реализовавших себя в одном из «разрядов» человеческой деятельности. К ним относятся:

а) греческая;

б) римская;

в) еврейская;

г) все перечисленные;

д) все перечисленные, кроме третьего пункта?;

47. Каков, согласно концепции А. Тойнби, итог развития всех цивилизаций:

а) все они обречены на гибель;

б) вселенская религия объединит все существующие цивилизации в одну единую мировую цивилизацию, что даст им возможность избежать гибели;

в) как любые живые существа, цивилизации, умирая, дают жизнь новым "сыновним" цивилизациям, те — своим сыновним и таким образом исторический процесс нескончаем?;

48. Что такое искусство:

а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;

в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты?;

49. Какие отрасли знания изучают искусство:

а) эстетика;

б) искусствознание;

в) социология;

г) психология;

д) все перечисленные?;

50. Основные культурологические школы XX в. и их основные представители

   
1. Общественно-историческая школа a) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс
2. Натуралистическая школа b) П.Сорокин, М. Вебер
3. Социологическая школа c) О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский
4. Символическая школа d) З. Фрейд, К. Юнг, Б. Малиновский.

Вариант 2

1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово «cultura», от которого получила свое название наука культурология?

а)очеловечивание;
б)обработка, возделывание;

в)украшение, развлечение;

г)все перечисленное выше?;

2. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»:

а) К. Юнг;

б) Б. Малиновский;

в) Л. Уайт;

г) Н. Данилевский?;

3.Культурология — это:

а) социальная наука;

б) естественная наука;

в) гуманитарное знание;

г) интегративное знание?;

4.Назовите основные задачи культурологии:

а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур,

б) межкультурная коммуникация;
в) изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре;
г) все перечисленные?;

5.Термин «культурогенез» означает ...

а) период стагнации культурного развития

б) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

в) период упадка в процессе культурного развития

г) процесс возникновения, становления культуры?;

6. Выберите правильное высказывание:

а) Культура выступает как знаковая модель действительности;

б) Культура может рассматриваться как текст и знаковая система;

в) Оба высказывания правильны?;

7.Какие существуют методы анализа культуры:

а) все перечисленные ниже;
б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический;
в) структурно-функциональный, семиотический;
г) морфологический, структуральный, диалогический?;

8. Гуманизирующая функция культуры направлена:

а) на совершенствование человека;

б) на совершенствование социальной группы;

в) на передачу социального опыта;

г) на регулирование различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей?;

9.Каким из перечисленных терминов обозначается процесс возникновения человека:

а) антропоморфизм;

б) антропогенез;

в) антропософия;

г) антропонимика?;

10. В первобытной культуре нерасчлененность, слитность искусств, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры:

а) символизм

б) синкретизм

в) сентиментализм

г) анимизм.

11. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами:

а)анимизм;
б)фетишизм;
в)тотемизм;
г)магия?;

12.Как назывался предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, предохраняющее от всяких бед:

а) аналог;

б) сувенир;

в) тотем;

г) амулет?;

13. К какому понятию относится следующее определение: «Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом»?

а) фетишизм;
б) религия;
в)магия;
г) язычество?;

14.Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»:

а) сказание, содержащие сведения о реальных лицах и событиях прошлого

б) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности

в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях

г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные?;

15. Как называется в египетской мифологии бог умирающий и воскрешающий:

а) Осирис;

б) Серапис;

в) Анубис;

г) Птах?;

16.Кто из древнеегипетских богов был владыкой времени и луны, богом мудрости, письменности и счета:

а) Ра;

б) Гор;

в) Тот;

г) Птах?;

17. Где возникло учение синтоизм:

а) в Индии;

б) в Месопотамии;

в) в Японии;

г) в Китае?;

18.Кто является основателем буддизма:

а)Соманатха;
б)Сиддхартха Гаутама Шакъямуни;

в)Пандитачарья;
г)Вивекананда?;
19. Что означает термин «античность»:

а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима);
б) термин, равнозначный русскому "древность";
в) термин "античность" употребляется в обоих смыслах: в узком ("а") и широком ("б")?;

20. Как у древних греков назывался учитель красноречия:

а) аудитор;

б) репетитор;

в) ритор;

г) куратор?;

21.Выберите правильное высказывание:

а) Калокагатия — очищение через сострадание и страх;

б) Калокагатия —система норм, правил, господствующая в художественном направлении;
в) Калокагатия — гармония внешнего и внутреннего состояния человека?;

22.Как в древнегреческой мифологии называется бог сна и сновидений:

а) Аид;

б) Морфей;

в) Арес;

г) Гермес?;

23.Как называлась площадь в Древней Греции, на которой происходили народные собрания и устраивались ярмарки:

а) форум;

б) лимена;

в) агора;

г) акрополь?

24.Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:

а) романский стиль

б) готика;

в) барокко;

г) ампир?

25.Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?

а) тотемизм;

б) теизм;

в) богоискательство;

г) синкретизм?;

26. Как называют кающуюся грешницу:

а) Мадонна;

б) Магдалина;

в) Мегера;

г) Метресса?

27.Какая концепция времени характерна для христианства:

а) линейная;

б) спиралевидная;

в) циклическая;

г) все перечисленные?

28. Что в переводе означает Библия:

а) чтение;

б) книга;

в) сказание;

г) все перечисленное;

29. Кто является основателем христианства:

а) пророк Магомет;

б) Иисус Христос;

в) Сиддхартха Гаутама Шакъямуни;

г) монах Ману?;

30. Назовите итальянского живописца, автора росписи «Тайная вечеря», «Джоконда»:

а) Рафаэль;

б) Джорджоне;

в) Леонардо да Винчи;

г) Тициан?;

31. Назовите имя женщины, которую всю жизнь любил платонической любовью итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка:

а) Джелима;

б) Беатриче;

в) Лаура;

г)Лесбия?;

32.Как называется религиозное мировоззрение, растворяющее Бога в природе?

а) пантеизм;

б) теизм;

в) богоискательство;

г) синкретизм?;

33. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?

а) А. Шопенгауэр;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) Ф. Ницше?;

34. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?

а) Н. Бердяев;

б) Н. Данилевский;

в) П. Сорокин;

г) А. Лосев?;

35. Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке: «Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу»?

а) чувственное искусство;
б) идеациональное искусство;
в) идеалистическое искусство;
г) эклектичное искусство?;

36. Что означает понятие «цивилизация»?

а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;

в) синоним культуры;

г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора?;

37. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»;

б) «Идеи к философии истории человечества»;

в) «Недовольство культурой»;

г) «Закат Европы»?;

38. О.Шпенглер считал, что:

а) Существуют типы культур полностью независимые, и существуют те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях;

б) Все культуры, существующие на Земле, имеют единое начало, одну праматерь, из которой они все вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены;

в) Подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов;

г) Каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособленно, изолировано. Локальная культура живет своей собственной, особой жизнью, обладает своим специфическим тактом, ритмом и вкусом. Она не может воспринять ничего у других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Диалога культур нет?;

39. Символ — это:

а) условный знак;

б) неразвернутый знак, обобщение;

в) знак, который несет в себе обобщенный, принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания;

г) все перечисленное?;

40. Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?

а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;

б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;

в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая?;

41. Какое основание использовано Н.Я. Данилевским для типологии культуры?

а) все перечисленные;
б) историко-географическое;
в) разряды культурной деятельности человека;
г) основание "уединенности" или "преемственности"?;

42. Кому из мыслителей принадлежат следующие слова: "Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями"?

а) Л. Уайту;

б) Н. Бердяеву;

в) И. Г. Гердеру;

г) К. Леви-Стросу?;

43.Кто из мыслителей утверждал, что вся западная культура создается теми людьми, которые не нашли адекватного сексуального партнера и вынуждены переключить свою энергию на создание произведений искусства и культуры:

а) Ф. Ницше;

б) И. Бердяев;

в) О. Шпенглер;

г) З. Фрейд?;

44.Что такое архетипы?

а) типы архаической культуры;

б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) типы мыслительных процессов;
г) все перечисленное?;

45. А. Тойнби представляет схему истории как:

а) движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии;

б) движение цивилизаций по замкнутому циклу;

в) деградацию человеческого рода, движение к катастрофе?;

46. Как называется труд нидерландского учёного Й. Хейзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры?

а) «Первобытная культура»;
б) «Недовольство культурой»;
в) «Человек играющий»;
г) «Культура и личность»?;

47. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: "...Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания... Культура все еще хочет в известном смысле играться — по обоюдному соглашению относительно определенных правил..."?

а) М. Веберу;

б) И. Хейзинге;

в) М. Бахтину?;

48. Языки бывают:

а) вербальные и невербальные;
б) естественные и искусственные;
в) все перечисленное?;

49. Кому принадлежит мысль "Красота спасет мир":

а) Ф.М. Достоевскому;

б) А.П. Чехову;

в) И.А. Бунину;

г) Л.Н. Толстому;

50. Найдите соответствие:

   
1. Натуроцентризм a. Человек – высшая ценность бога; обретает самоцель лишь в сопоставлении с божественным.
2. Теоцентризм b. Настаивает на абсолютном авторитете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками бытия.
3. Антропоцентризм c. Рассматривает человека как живое вещество, наделенное рядом отличительных естественных особенностей.
4. Социоцентризм d. Развивает точку зрения, согласно которой человек представляет центр Вселенной и высшую цель мироздания.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов. В ходе тестирования студенту предложено 50 вопросов в соответствии с программой подготовки. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. Таким образом, абитуриент, правильно ответивший на все вопросы, получает оценку 100 баллов. Минимальное количество необходимых баллов – 30.

Литература к семинарским и практическим занятиям:

Основнаялитературапо курсу:

1. КравченкоА.И.Культурология: Учебник. – М.: Проспект, Велби, 2008.-288 с.

2. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 400 с.

3. Культурология: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр,
2007.-304 с.

Интернет источники:

www.countries.ru - сайт "Библиотека по культурологии". Библиотека содержит культуроведческий справочник по теории и истории культуры, биографии культурологов, религиоведов и социологов, тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Рассматриваются также вопросы, касающиеся самой науки культурологи.

www.rudn.ru - электронный учебник по курсу "Культурология" (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Электронный учебник по курсу "Культурология" предназначен как для оказания методической и теоретической помощи педагогам, преподающим данный предмет, так и для облегчения самостоятельной работы студентов, изучающих курс. В учебнике два раздела (Теория культуры и История культуры). Каждый из названных разделов может быть рассмотрен как самостоятельный и по способу изложения материала, и по характеру использования фактов, имен, концепций. (Читать на месте, скачать нельзя.) Плюс: Глоссарий (тематический).

www.artclassic.edy.ru - коллекция материалов по теме "Мировая художественная культура" на Российском общеобразовательном портале.

Дополнительная литература:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: __культурология____

для специальности: медико-профилактическое дело (060105)

код квалификации выпускника: 060105 медико-профилактическое дело, квалификация (степень) «специалист»

форма обучения: очная

Факультет социальной работы

Кафедра философии, истории, социологии, политологии

Курс(-ы) _I___

Семестр(-ы) __II__

Лекции _18____часов Зачет__II__семестр

Практические (семинарские, лабораторные практикумы) занятия ___36__часов

Самостоятельная работа __27____ часов

Всего ___81___часов, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 060105 – медико-профилактическое дело, квалификация (степень) «специалист», в соответствии с учебным планом.

Разработчики программы:

Заведующая кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ____________Мухарямова Л.М.

Ассистент

кафедры истории, философии,

социологии и политологии ______________Комарова Е.К.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 5 мая 2011 г. протокол №10

Заведующая кафедрой _________________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин 12 мая 2011г. протокол №16/134

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

Целью преподавания культурологии является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах, сложностях современной социокультурной ситуации.

Культурологическая подготовка ориентирована на осмысление студентами достижений современной цивилизации как совокупности культурных ценностей, выработанных за многовековую историю человечества. Учебный курс также нацелен на составление знаний и представлений о специфике, истории и теории культуры России, ее месте в системе мировой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Преподается наряду с другими гуманитарными науками - философией, историей Отечества, социологией, историей медицины. Проблематика данного курса содержит элементы преемственности с проблемами вышеперечисленных курсов. Основными факторами, связывающими культурологию с другими дисциплинами, являются: общность понятийно-категориального аппарата, многие методы изучения, а также основные методы гуманитарного познания. Рассматривает основные факты и явления общечеловеческой культуры.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) (ОК, ПК в согласно ФГОС)

Знать:

1. роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение и роль религии, свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-6);

2. отечественное и мировое культурное наследие,

Уметь:

1.анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения. Умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенц

Наши рекомендации