З.Фрейд - культура и психоанализ.
Фрейд- австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы; Труды: я и оно,недовольство культурой,психоанализ.
Культура и психоанализ
культура = общество
Психоанализ- часть психотерапии , врачебный метод исследования , развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии.
Сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
психоанализ – как метод психотерапии
психоанализ – как метод изучения психологии личности
психоанализ – как система научных знаний о мировоззрения , психологии , философии
Основные идеи психоанализа
Сознательное.Прежде всего чисто описательный термин , который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.
Бессознательное.Совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Психическая жизньОно(ид) Я(эго) сверх-Я(супер-эго)
Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Культура по Фрейду это нечто внешнее, что подавляет естественную природу человека. Большую часть вины за несчастья человека несет культура.Культура ограничивает человеческую свободу. Культура защищает человека от природы. Развитие культуры-борьба Эроса и Танотоса. Религия- фактор духовного закрепощения. Она выполняет три функции: удовлетворяет любознательность человека,умоляет страх перед опасностями,дает предписания,запреты и ограничения.(навязчивый детский невроз). Он считает, что люди должны постепенно отказаться от религии. При падении религии падает и культура. Религия- основополагающая часть культуры. Сверх-Я с его жесткими ограничениями - результат культурного процесса, тех новых ограничений в сфере влечений. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение, облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму. Такими видами сублимации являются, по Фрейду, религия и искусство. Художественные произведения, начиная с древней мифологии, - не что иное, как сублимация эдипова комплекса. Таким образом, искусство - вид терапии, освобождение от внутренних противоречий, а религия - это «общечеловеческий невроз навязчивости». Древние сыновья, убив отца и убоявшись, поставили на его место тотем, которому стали поклоняться. Так возникает фигура Бога. В Боге человек ищет защиты, как ищет ее в отце, он одновременно поклоняется ему и боится его.
Архетипы» культуры в концепции К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 Юнг-швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. Умер Карл Юнг в 1961 году.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят Младенец,Мать,Трикстер, Тень, Анима и Анимус. Каждый архетип выражает определённого вида чувства и мысли. Архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.
Архетип младенца
Архетип младенца представляет предсознательный младенческий аспект коллективной души .
«Младенец – это возможное будущее.»
Младенец-это символ, объединяющий противоположности.
Архетип матери
С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.
Архетип персона
Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.
Персона - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте.
Архетип тень
Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.
Архетип анима и анимуса
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
Архетип трикстера
Это явления, связанные с полтергейстом; они встречаются везде и во все времена в среде детей доюношеского возраста.
Архетипические структуры психики, - доказывал Юнг, - сформировались в глубокой древности - возможно, под влиянием повторяющихся типичных жизненных ситуаций. Философ делает вывод о том, что архетипы:
- закрепляются в психике человека на генетическом уровне;
- передаются биологически;
- наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.
Динамика архетипов лежит:
- в основе мифов и фольклора;
- в символике искусства, религии и философии;
- в опыте сновидений, галлюцинаций и мистических видений.
Анализируя культуру, Юнг считал, что главным в ее развитии является взаимодействие бессознательно - архетипических и сознательных компонентов психики.( . Культура, по Юнгу, призвана не бороться с бессознательным, лежащим в ее основании, а вести «диалог» с ним, переводя психическую энергию коллективного бессознательного в формы духовного творчества) Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.
Философ указывал и на преодоление двух крайностей, сложившихся в культуре. Речь шла об:
- абсолютизации «коллективного бессознательного» и растворении в нем личностного начала, что наиболее характерно для мистических религиозных культов и политического идолопоклонства Востока;
- акцентировании человеческого «Я» и недооценке, игнорировании «коллективного бессознательного», что является приоритетом индивидуалистической западноевропейской культуры.