Гегель о культуре, как о саморазвитии Абсолютного Духа.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее развитии, как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

Главная идея учения о бытие Гегеля – отождествление бытия и мышления. Результатом чего становится выводимое Гегелем философское понятие «Абсолютная идея», являющееся исходным пунктом его философии.

Абсолютная идея – это:

- единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Мировая душа в философии Гегеля:

Мировая душа или абсолютный дух — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

Абсолютная идея существует вечно и независимо от природы и человека. В своем движении она проходит три ступени:

Логика

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Философия природы

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне и времени и пространства.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору материальности как чего- то низшего.

По мнению Гегеля, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота.

«Философия духа»

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом.

– труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

-Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» . Действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков.

Раскрытие абсолютного духа в истории:

Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

Раскрытие абсолютного духа в природе:

субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

Антропология - это наука о душе, еще во многом зависимой от материи, и в своих действиях человек здесь остается «природным существом».

Феноменология - это наука о развитии сознания, т. с. души, которая теперь обрела способность самоотражаться. Сознание вступает в борьбу с телесностью, субъект воздействует на объект и через различные феномены познания стремится к истине.

Психология объединяет учения о душе и сознании, о субъективном и объективном в развитии самой субъективности. Здесь складывается учение о личности, начинаемое Гегелем снова с вопроса о созерцания, а завершаемое проблемами влечения и счастья.

объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)

абсолютный дух (искусство, религия, философия)

Наши рекомендации