Деление культуры по носителю.
1. Мировая культура – синтез лучших достижений всех культур различных народов.
2. Национальная культура – неповторимость и оригинальность, проявляющиеся как в духовной (язык, религия, литература…), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства).
3. Культура социальных общностей – классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи.
4. Культура отдельного человека.
Деление культуры по производству и потреблению. Деление в соответствии с тенденцией унификации и однообразия этнических культур.
1. Массовая культура – совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Культура повседневной жизни.
2. Элитарная культура – создается и потребляется привилегированной частью общества.
Деление на основе многообразия человеческой деятельности. Деление условно. В жизни они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
ñ Материальная культура:
Культура труда и материального производства
Культура быта
Культура топоса, т.е. места
Культура отношения к собственному телу
Физическая культура
ñ Духовная культура:
Познавательная (интеллектуальная) культура
Нравственная культура
Правовая культура
Педагогическая культура
Религиозная культура
Художественная культура
Деление по принципу вертикального сечения. Культуры «вертикального» сечения, пронизывающие всю ее систему.
ñ Экономическая культура
ñ Политическая культура
ñ Экологическая культура
ñ Эстетическая культура
Деление культуры по признаку ее актуальности. Культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (модные песни, модные жанры, мебель и т.д.)
Деление культуры по содержанию и влиянию. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
1. Прогрессивная культура – отстаивающая гуманистические идеалы.
2. Реакционная культура – через всю историю происходит противопоставление «культуры» и «некультуры» (у греков - варварство). Тогдашнее варварство – лишь иной тип культуры. Культура в любом обществе находится в очень сложной взаимосвязи с идеологией, с политикой, с экономикой. Любая форма авторитаризма, тоталитаризма, фашизма («Почвенная» культура Германии, «Пролеткульт» в СССР, «Культурная революция» в Китае).
Деление по характеру отклонений и контактам с другими культурами.
ñ Закрытый тип культуры. Средневековая культура Руси, культура СССР.
ñ Открытый тип культуры. Россия реформ Петра.
Деление в пространственно-региональном аспекте. В каждый отрезок времени сосуществуют, а иногда и взаимодействуют локальные культуры (регионов, стран, народов, племен).
Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда». Теоретически это выражено в концепции локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев).
Функции культуры.
- Основная (человекотворческая) - человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.
- Информационная - обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.
Культура и природа.
Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.
Отношения культура-природа имеют разные уровни:
*практический уровень: труд, в процессе которого происходит освоение и преобразование природы. Этот вид отношений ведет ко все более широкому превращению натуры в культуру, он начался с глубокой древности, когда человек приспосабливал природные условия под свои потребности. Природа под воздействием культуры приобретает новую жизнь, ранее ей неизвестную: одомашенные животные, семена, которые заготавливаются и высеваются, сосуды из дерева или камня и т.п. Все это вещи природные, но приобретшие какие-то новые качества.
Человек – существо природно-культурное. Его тело – часть природы и подвержено всем физическим законам. Но человек и свою природу окультуривал, как делал это с окружающей его природой. Медицина зародилась в древности: изобретение систем питания, применение медикаментов, гимнастика как средство совершенствования тела, протезирование (от зубов до конечностей и почек и сердца), искусственное расширение возможностей организма: очки, подзорные трубы, телескопы и микроскопы. Границы изменения самого человека с развитием науки постоянно расширяются.
*практически-духовный уровень: природа в сознании людей превращается в мир, населенный сказочными существами, т.е. природа как мир, отличный от культуры, осмысливается через мифологию, религию, искусство. В первобытной мифологической культуре имело место тотемистическое поклонение явлениям природы, животным и растениям. Имело место обожествление собственного естества: фаллический культ или культ матери-роженицы. В образах полулюдей-полуживотных (сфинксы, русалки) культура и природа в сознании людей соединялись (культурно-человеческий верх и животный низ).
Религии резко отделили природное от культурного (духовного). В эпоху средневековья в условиях культура духовной (божественной) сущности человека природное начало в человеке подавлялось.
*духовно-теоретический уровень: заключается, во-первых, в познании законов природы сначала в обыденном сознании, а потом в науках о природе (биология, физика). Во-вторых, это ценностное осмысление природы, которое разрабатывается в пределах идеологии и выражается в разном понимании взаимоотношений природы и культуры.
В эпоху Возрождения – восхищение природой как божественным творением.
В эпоху Нового времени (17-18 вв): природу надо изучать, так как ее законы – главное. Руссо: надо вернуться к природному бытию, так как цивилизация развращает человека.
В 19-20 вв человек утвердил свое господство над природой, стал пренебрегать законами природы, но стал и изучать эти законы.
В целом, изменение культурой натуры имеет два аспекта:
*утилитарный – удовлетворение практических потребностей человека
*эстетический – стремление «украшать природу», понять ее красоту
Экологическая культура
Улучшение качества жизни невозможно без экологической культуры.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.
Экологическая культура личности складывается из следующих основных компонентов:
*знания о взаимодействии в системе «природа-общество-человек»;
*интеллектуальные и практические умения, связанные с изучением и оценкой состояния окружающей среды, предвидением последствий вмешательства людей в природные процессы, принятием решений по их предотвращению, осуществлением этих решений в повседневном поведении и деятельности;
*эмоционально-ценностное отношение к природе, окружающей среде, здоровью, экологической деятельности.
Базисом высокой экологической культуры является прежде всего соответствующее экологическое сознание. Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура - это процесс и результат формирования экологического сознания личности.
Культура и цивилизация