Структура возрастных технологий социально-культурной деятельности
В структуре социально-культурных технологий выделяют три основные группы:
- традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;
- элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
- массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.
Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.
Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий.
В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы.
Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.
К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, в первую очередь, относятся устное (живое) слово (речь); печатное слово (тексты); наглядные средства экспонаты, репродукции, театр, музыка, хореография, кино, живопись и др.). Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства – общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений
Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.
В социально-культурных институтах используются следующие методы:
· Просветительские методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепления знаний, отработку умений и навыков);
· воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение, порицание);
· методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);
· методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).
В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три наиболее общих, характерных признака:
1) Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии – медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентированные технологии – технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические – технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения – коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные);
2) Функциональный или процессуальный признак (информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии - реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования);
3) Социально-демографический, «субкультурный» признак (индивидуально ориентированные технологии – авторские, частные; специализированные или групповые – семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые – общедоступные).
1. Культуротворческие и культуроохранные технологии.
Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.
Технологии художественно-творческой деятельности.
Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров – публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.
Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности – развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности.
Культуроохранные технологии.
Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого – возрастного, социального, профессионального, этнического культурного – сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.
2. Рекреативные технологии.
Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.
Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровления быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.
Основным и исторически сложившимся видом рекреации всегда был спорт. В настоящее время в Перми существует более 70 спортивных организаций, в основном это федерации различных видов спорта, оздоровительные клубы и секции.
Анимационные социокультурные технологии.
Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью – предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Педагогические игровые технологии.
В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств – социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.
3. Социально-защитные и реабилитационные технологии.
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.
Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов.
Данные технологии в основном используют государственные учреждения для разработки программ, концепций и законодательных актов.
4. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества.
Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Они в определенной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценностей, которые составляют основу межнациональных отношений.
Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк. Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федерации, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики.