Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»
Семинар 1. Практикум
1.Обсуждение в парах. Студенты делятся на пары. Каждый участник должен ответить на следующие вопросы:
- Какое впечатление осталось от прочитанных лекций?
- Какое место в твоем профессиональном становлении занимает данная дисциплина?
На ответы дается до 3 минут, после работы в парах участники представляют друг друга.
Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»
- Студенты называют как можно больше мотивов приема ребенка в семью, записывают эти мотивы на доске.
- Далее участники должны аргументированно ответить на вопрос: какие из перечисленных мотивов являются конструктивными (что они дают ребенку и родителям), какие являются деструктивными (интересы кого из детско-родительской пары игнорируются)?
- обсуждение возможности трансформации деструктивных мотивов в конструктивные.
Вывод1: Идеальный приемный родитель – это человек, у которого нет оснований жаловаться на жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится приемный ребенок. Он не жалеет детей, он считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из своих удобств, стать заботливым и любящим. Он знает, какие могут возникнуть трудности, и готов их преодолевать.
Вывод 2: неконструктивные мотивы могут вызвать специфические проблемы в отношениях с ребенком. Важно проработать мотивацию родителей, показав им, как их цели и ожидания могут отразиться на перспективах замещающей семьи.
Групповая дискуссия «Мифы о приемных детях»
Каждый из участников получает один из распространенных стереотипов по поводу приемных детей. Участникам предлагается выбрать одно из предложенных мнений (карточки в разных концах аудитории – «Совершенно согласен», «Категорически не согласен». «Не знаю, не уверен»), подойти к карточке и обосновать свой выбор.
Мифы о приемных детях и родителях
1. Все приемные дети отстают в физическом и психическом развитии. Дети из неблагополучных семей часто страдают хроническими заболеваниями и болеют. Дети из неблагополучных семей рано проявляют негативные наклонности.
2. Если женщина воспитала родных детей, значит, она может воспитать и приемных.
3. Приемный ребенок не сможет заменить родного. Принять ребенка в свою семью не то же самое, что родить.
4. Окружающие, родственники и друзья никогда не поймут решения приемных родителей взять ребенка.
5. Приемный ребенок рано или поздно будет шантажировать приемных родителей тем, что вернется в родную семью
6. Чтобы компенсировать недостатки развития приемного ребенка, с ним нужно много заниматься, его нужно включить во все возможные кружки и секции.
7. Приемный ребенок будет требовать гораздо больше внимания, чем родные дети.
8. Приемный ребенок из неблагополучной семьи в будущем проявит свои негативные наклонности. Он будет таким же, как его родители.
9. Никакие усилия приемных родителей по воспитанию не исправят тяжелой наследственности
10. Приемного ребенка нельзя наказывать, иначе он подумает, что вы его не любите.
11. Приемные родители должны предвидеть все проблемы, которые у них могут возникнуть с приемным ребенком.
12. Во всех проблемах приемного ребенка виноваты приемные родители, потому что они мало его любят.
13. Приемные дети неблагодарные.
Вывод: Общественное мнение еще не готово дать однозначно положительную оценку значимости замещающих семей для гармоничного развития ребенка. Множество мифов, их нужно осознать приемным родителям. Негативные мысли возникают и у замещающих родителей как реакция на кризисную ситуацию в отношениях с ребенком. Они вызывают негативные чувства поступки, которые углубляют кризис, затрудняя поиск решений.
Периоды развития
План
1. Понятие «возрастной кризис», критические и стабильные периоды развития
2. Кризис новорожденности: сущностная характеристика, особенности проявления
3. Кризис 1 года, новообразования, требования к поведению родителей
4. Кризис 3 лет: симптомы кризиса, требования к поведению родителей
5. Особенности кризиса 7 лет, требования к родителям
6. Подростковый кризис, особенности проявления, два варианта протекания кризиса: «кризис независимости» и «кризис зависимости», советы родителям по взаимодействию с подростком.
Задание для самостоятельной работы. Работа оценивается
Заполните таблицы 1, 2: «Типы негармоничного семейного воспитания»
Признаки потворствующей гиперпротекции Ситуации Признаки доминирующей гиперпротекции
Семинар 1. Практикум
1.Обсуждение в парах. Студенты делятся на пары. Каждый участник должен ответить на следующие вопросы:
- Какое впечатление осталось от прочитанных лекций?
- Какое место в твоем профессиональном становлении занимает данная дисциплина?
На ответы дается до 3 минут, после работы в парах участники представляют друг друга.
Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»
- Студенты называют как можно больше мотивов приема ребенка в семью, записывают эти мотивы на доске.
- Далее участники должны аргументированно ответить на вопрос: какие из перечисленных мотивов являются конструктивными (что они дают ребенку и родителям), какие являются деструктивными (интересы кого из детско-родительской пары игнорируются)?
- обсуждение возможности трансформации деструктивных мотивов в конструктивные.
Вывод1: Идеальный приемный родитель – это человек, у которого нет оснований жаловаться на жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится приемный ребенок. Он не жалеет детей, он считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из своих удобств, стать заботливым и любящим. Он знает, какие могут возникнуть трудности, и готов их преодолевать.
Вывод 2: неконструктивные мотивы могут вызвать специфические проблемы в отношениях с ребенком. Важно проработать мотивацию родителей, показав им, как их цели и ожидания могут отразиться на перспективах замещающей семьи.