Тема 15. Индустриальная книжность и масс-медиа

28. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. – М. : Европа, 2011. – 352 с.

29. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. – М. : Изд-во ЛКИ, 2011. – 352 с.

Тема 16.Мультимедийная культура информационного общества

30. Бородина, С. Д. Коммуникационная культура библиотек : науч. - практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.

31. Панкеев, И. А. ОТ устного слова к мультимедиа : монография / И. А. Панкеев. – М. : МГУП, 2008. – 2016 с.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), необходимых
для освоения дисциплины

http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=46&0a1=838&0o1=2&0s1=1 – сайт Психология онлайн;

https://psyera.ru/ponyatie-socialnogo-prostranstva-271.htm – гуманитарно-правовой портал Рsyera;

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/05.php – Библиотека Гумер;

http://dssclub.com.ua/categories/stuff/mezhlichnostnye-kommunikatsii.html – Дискусионный клуб. Открытый профессиональный портал.

9. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

Комплексное изучение обучающимися учебной дисциплины «Социальные коммуникации» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских (практических, индивидуальных) занятий, а также систематическое выполнение иных заданий для самостоятельной работы обучающихся.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложных и интересных положениях изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. п. 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…).

Основной целью семинарских занятий является контроль над степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения («Сократический диалог», дебаты и т. д.), что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотечное дело», «Библиосфера», «Социология», «Библиотечное дело – XXI век», «Информационные ресурсы», «Книжная индустрия», «Университетская книга».

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам обучающиеся, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Мир психологии», «Педагогика», «Социологические исследования» (задания для самостоятельной работы см. в Разделе 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине).

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.

Выбор методов обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется с учетом особенностей восприятия ими учебной информации, содержания обучения, методического и материально-технического обеспечения. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

Таблица 13

Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля

Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Виды контроля
Аттестация в рамках текущего контроля Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. Текущий (аттестация)
Доклад   Средство оценки навыков публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара)
Экзамен Формы отчетности обучающегося, определяемые учебным планом. Зачеты служат формой проверки качества выполнения обучающимися учебных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. Экзамен служит для оценки работы обучающегося в течение срока обучения по дисциплине (модулю) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Промежуточный
Коллоквиум Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. Текущий (в рамках практического занятия), промежуточный (часть аттестации)
Конспекты Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. Текущий (в рамках лекционных занятия или сам. работы)
Контрольная работа   Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Наряду с решением типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач могут быть включены задания повышенного уровня, требующие многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы)
Конференция Форма обучения и контроля, основанная на свободном, откровенном обсуждении проб­лемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности. Текущий (в рамках семинарского занятия), промежуточный (часть аттестации)
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Текущий (в рамках семинара)
Портфолио   Совокупность документированных индивидуальных образовательных достижений, исследовательских, проектных и творческих работ (и отзывы на них), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения. Промежуточный (часть аттестации)
Практическая работа   Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы)
Разноуровневые задачи и задания Оценочное средство для отработки умений и навыков. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы)
Реферат Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, основываясь прежде всего на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования, а также собственных взглядах на нее. Текущий (в рамках сам. работы)
Семинар Один из основных методов обсуждения учебного материала и инструмент оценки степени его усвоения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Текущий
Собеседование   Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т. п. Текущий (в рамках лекции, аттестации), промежуточный (часть аттестации)
Творческое задание   Учебные задания, требующие от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов в решении поставленной в задании проблемы. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Текущий (в рамках самостоятельной работы, семинара или практического занятия)

10. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине,
включая перечень программного обеспечения
и информационных справочных систем

По дисциплине «Социальные коммуникации» используются следующие информационные технологии:

– проведение аудиторных занятий с использованием слайд-презентаций;

– электронный курс лекций;

– демонстрация графических объектов, видео-, аудиоматериалов;

- офисные программы Windows, Microsoft Office 2007 ,Adobe Reader 11.0

– специализированные программы Microsoft Project 2007, Media Player Classic.

– информационные справочные системы Irbis 64.

– базы данных (портал Чтение-21, сайт Межрегионального центра библиотечного сотрудничества);

– организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, интернет-групп, Skype, чатов;

– видеоконференцсвязь;

– компьютерное тестирование;

– дистанционные олимпиады и конференции;

– вебинары;

– подготовка проектов с использованием электронного офиса.

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Наши рекомендации