Тема 15. Индустриальная книжность и масс-медиа
28. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. – М. : Европа, 2011. – 352 с.
29. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. – М. : Изд-во ЛКИ, 2011. – 352 с.
Тема 16.Мультимедийная культура информационного общества
30. Бородина, С. Д. Коммуникационная культура библиотек : науч. - практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.
31. Панкеев, И. А. ОТ устного слова к мультимедиа : монография / И. А. Панкеев. – М. : МГУП, 2008. – 2016 с.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), необходимых
для освоения дисциплины
http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=46&0a1=838&0o1=2&0s1=1 – сайт Психология онлайн;
https://psyera.ru/ponyatie-socialnogo-prostranstva-271.htm – гуманитарно-правовой портал Рsyera;
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/05.php – Библиотека Гумер;
http://dssclub.com.ua/categories/stuff/mezhlichnostnye-kommunikatsii.html – Дискусионный клуб. Открытый профессиональный портал.
9. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Комплексное изучение обучающимися учебной дисциплины «Социальные коммуникации» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских (практических, индивидуальных) занятий, а также систематическое выполнение иных заданий для самостоятельной работы обучающихся.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложных и интересных положениях изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. п. 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…).
Основной целью семинарских занятий является контроль над степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения («Сократический диалог», дебаты и т. д.), что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотечное дело», «Библиосфера», «Социология», «Библиотечное дело – XXI век», «Информационные ресурсы», «Книжная индустрия», «Университетская книга».
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам обучающиеся, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Мир психологии», «Педагогика», «Социологические исследования» (задания для самостоятельной работы см. в Разделе 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине).
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.
Выбор методов обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется с учетом особенностей восприятия ими учебной информации, содержания обучения, методического и материально-технического обеспечения. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
Таблица 13
Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Виды контроля |
Аттестация в рамках текущего контроля | Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. | Текущий (аттестация) |
Доклад | Средство оценки навыков публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара) |
Экзамен | Формы отчетности обучающегося, определяемые учебным планом. Зачеты служат формой проверки качества выполнения обучающимися учебных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. Экзамен служит для оценки работы обучающегося в течение срока обучения по дисциплине (модулю) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. | Промежуточный |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Текущий (в рамках практического занятия), промежуточный (часть аттестации) |
Конспекты | Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. | Текущий (в рамках лекционных занятия или сам. работы) |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Наряду с решением типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач могут быть включены задания повышенного уровня, требующие многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. | Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы) |
Конференция | Форма обучения и контроля, основанная на свободном, откровенном обсуждении проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности. | Текущий (в рамках семинарского занятия), промежуточный (часть аттестации) |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Текущий (в рамках семинара) |
Портфолио | Совокупность документированных индивидуальных образовательных достижений, исследовательских, проектных и творческих работ (и отзывы на них), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей коррекции процесса обучения. | Промежуточный (часть аттестации) |
Практическая работа | Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. | Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы) |
Разноуровневые задачи и задания | Оценочное средство для отработки умений и навыков. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы) |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, основываясь прежде всего на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования, а также собственных взглядах на нее. | Текущий (в рамках сам. работы) |
Семинар | Один из основных методов обсуждения учебного материала и инструмент оценки степени его усвоения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. | Текущий |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т. п. | Текущий (в рамках лекции, аттестации), промежуточный (часть аттестации) |
Творческое задание | Учебные задания, требующие от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов в решении поставленной в задании проблемы. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Текущий (в рамках самостоятельной работы, семинара или практического занятия) |
10. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине,
включая перечень программного обеспечения
и информационных справочных систем
По дисциплине «Социальные коммуникации» используются следующие информационные технологии:
– проведение аудиторных занятий с использованием слайд-презентаций;
– электронный курс лекций;
– демонстрация графических объектов, видео-, аудиоматериалов;
- офисные программы Windows, Microsoft Office 2007 ,Adobe Reader 11.0
– специализированные программы Microsoft Project 2007, Media Player Classic.
– информационные справочные системы Irbis 64.
– базы данных (портал Чтение-21, сайт Межрегионального центра библиотечного сотрудничества);
– организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, интернет-групп, Skype, чатов;
– видеоконференцсвязь;
– компьютерное тестирование;
– дистанционные олимпиады и конференции;
– вебинары;
– подготовка проектов с использованием электронного офиса.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине