Ложь и обман в коммуникационной деятельности.
При выполнения реферативной работы необходимо показать своеобразие лжи и обмана в коммуникационной деятельности. Поскольку это запутанные понятия, не имеющие однозначного истолкования и грани между ложью и обманом очень тонки, рекомендуем при определении лжи и обмана опираться на разграничение этих понятий, предложенное В. В. Знаковым. По мнению ученого, ложь – это сознательное искажение фактов, умышленная передача сведений, не соответствующих действительности.
Ложь всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном утверждении. Цель лжи – дезинформация. Лгущий всегда осознает, что сообщает заведомо ложные сведения. Обман же – некая полуправда, направленная на обманные ожидания. Когда человек обманывает, он сообщает малую толику правды в расчете на то, что другой сделает наиболее вероятный вывод – тот, который его устраивает. Обман не может быть ограничен только словами; он чаще основывается на приверженности определенной роли, чем на конкретном противоречащем фактам утверждении. Обман основан на сознательном стремлении одного из участников коммуникации, создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, но обманывающий не искажает факты. Отличительный признак обмана – отсутствие в нем прямых искажений истины.
В реферате необходимо кратко рассмотреть роль обмана и лжи в человеческой цивилизации, показать их неизбежность.
Показать виды лжи: мистификация, фальсификация. симуляция, самозванство, плагиат, подмена понятий, лжесвидетельство, ложь во благо, ложь во спасение, клятвопреступление, самооговор, блеф и др. Особое внимание обратить на ложь при устаревании и двусмысленности информации.
Обозначить разновидности обмана (умолчание, селекция (из потока выбирается только та часть информации, которая выгодна обманщику),передергивание (сознательное выпячивание и подчеркивание лишь тех сторон явления, которые подтверждают сказанное), искажение (преувеличение, преуменьшение и нарушение пропорций), переворачивание (замена черного на белое); конструирование (выдумывание того, чего не существует в реальности).
Попытаться показать различие во взглядах различных теоретиков на разделение лжи и обмана, их разновидности.
Постараться привести примеры названных разновидностей в современной политической жизни, в деятельности современных, в том числе – сетевых СМИ. Найти ситуации лжи и обмана в библиотечно-библиографической деятельности. Рассмотреть троллинг и информационные войны как разновидность лжи. При выполнении реферативной работы рекомендуется опираться на работы В. В. Знакова, Ю. Щербатых, С. Г. Мягких, А. М. Петрова, В. Ценева, П. Экмана и др.
Материал реферата может послужить содержанием доклада на семинарском или лекционном занятии.
Методические указания
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:
1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе.
2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы.
3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.
4. Соблюдение требований к структуре и оформлению.
Требования к структуре и оформлению
Структура. Работа состоит из введения, основной части, заключения. Во введении необходимо определить цель и задачи работы. В основной части обязательны ссылки на номера библиографических записей в списке использованной литературы. В заключении необходимо сделать основные выводы. Список использованной литературы помещается после заключения. Библиографические записи нумеруются и располагаются в алфавитном порядке.
Оформление. Шрифт гарнитуры Times New Roman, кегль 12 или 14, через 1,5 интервала. Работу печатать на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – 20 мм.
Выполненная работа должна быть скреплена. Работа открывается титульным листом. Затем следует «Оглавление». Порядковые номера страниц указываются внизу страницы с выравниванием от центра. Не допускается расстановка нумерации страниц от руки. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится. Каждый раздел всегда начинается с новой страницы.
Работа может быть иллюстрирована, но не допускается использование иллюстраций, вырезанных из книг, журналов и других изданий.