Тема 14. Хронология общественных коммуникационных систем.
Пракультура, археокультура, палеокультура, неокультура, постнеокультура как этапы эволюции культуры.
ОКС как часть овеществленной коммуникационной системы. Смена ОКС как результат кризиса коммуникационных каналов. Уровни коммуникационной культуры (словесность, книжность, мультимедийность). Хронология общественных коммуникационных систем.
Археокультурная словесность, ее соответствие общинной ОКС. Синкретичность коммуникационных каналов, обожествление слова, опора на вербальную социальную память. Зарождение документального канала.
Особенности палеокультурной книжности. Изобретение письменности и возникновение рукописной книжности. Особенности палеокультурной книжности.
Мануфактурная неокультурная книжность. Роль книгопечатанья в развитии книжности. Социально-коммуникативные последствия развития книжного производства. Характерные черты мануфактурной книжной культуры. Особенности развития мануфактурной книжности в России.
Индустриальная книжность и мультимедийность.
Тема 15. Индустриальная книжность и масс-медиа
Становление индустриальной общественной коммуникационной системы. Характерные особенности индустриальной книжной культуры. Промышленная революция в полиграфии. Расцвет книжно-журнального дела. Зарождение литературоцентризма. Особенности развития индустриальной неокультурной книжности в России.
Влияние первой технической революции на развитие социальных коммуникаций (изобретение телеграфа, фотографии, телефона, звукозаписи. радио и др.).
Зарождение масс-медиа и массовой культуры как реакция на формирование "общества потребления".
Тема 16.Мультимедийная культура информационного общества
Маршал Маклюэн как пророк мультимедийной культуры. Мультимедиа как информационно-коммуникационные технологии. Коммуникационные аспекты мультимедийной культуры: интерактивность, распространени6е гипертекстов, виртуализация общественной жизни, развитие компьютерного искусства, медиаобразование, развитие мобильной цифровой коммуникации и др.
Интернет как глобальный коммуникационный канал, его признаки и функции.
Противоречия мультимедийной культуры. Риски информационного общества. Настоящее и будущее библиотеки в мультимедийном обществе.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Общие положения
Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.
Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:
– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, подготовке выпускных квалификационных работ, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;
– без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.
Целью самостоятельной работы обучающегося является:
- формирование приверженности к будущей профессии;
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;
- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);
- развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие исследовательского и творческого мышления.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:
знать:
– систему форм и методов обучения в вузе;
– основы научной организации труда;
– методики самостоятельной работы;
– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
уметь:
- проводить поиск в различных поисковых системах;
- использовать различные виды изданий;
- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;
иметь следующие навыки и опыт деятельности:
– планирование самостоятельной работы;
– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;
– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Таблица 5
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
Наименование разделов, темы | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов с/р | Форма контроля |
Раздел 1. Начала теории социальной коммуникации | |||
Тема 1. Понятие социальной коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. | Самостоятельная работа №1, эссе"Мое социальное время" Самостоятельная работа №2, эссе "Мое социальное пространство". | Проверка самостоятельной работы | |
Тема 2. Виды социальной коммуникации: устная, документальная, электронная | Самостоятельная работа № 3. Тема «Устный коммуникационный канал»; | Проверка самостоятельной работы | |
Тема 3. Семиотика и коммуникация | |||
Раздел 2. Коммуникационная деятельность | |||
Тема 4. Формы коммуникационной деятельности | Самостоятельная работа №4 по теме "Устная коммуникация " | Проверка конспектов, устный опрос | |
Тема 5. Виды и уровни коммуникационной деятельности | |||
Тема 6. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория | Самостоятельная работа №5 по теме "Манипуляция сознанием как коммуникативная деятельность" Подготовка к семинарскому занятию №1 | Проверка реферата, устный опрос | |
Тема 7. Игровое общение | Написание реферата "Игра как спутник развития человечества" | Проверка реферата, устный опрос | |
Тема 8. Мода как коммуникационное явление | Подготовка к семинарскому занятию №2 | Проверка готовности к семинарскому занятию, устный опрос | |
Тема 9. Межкультурная коммуникация | Подготовка к семинарскому занятию №3 | Проверка готовности к семинарскому занятию, устный опрос | |
Тема 10. Правда и ложь в коммуникационной деятельности | Самостоятельная работа №6 по теме «Правда и ложь в коммуникационной деятельности»; Написание реферата "Ложь и обман в коммуникационной деятельности" | Проверка реферата; проверка самостоятельной работы | |
Раздел 3. Социальная память | |||
Тема 11. Смысловая память и мнемические действия | Самостоятельная работа №7 по теме "Смысловая память и мнемические действия". | Проверка самостоятельной работы | |
Тема 12. Национальная память общества | Самостоятельная работа №8 по теме "Проекты общечеловеческой памяти" | Проверка конспектов | |
Тема 13. Проекты общечеловеческой памяти | |||
Раздел 4. Эволюция социальных коммуникаций | |||
Тема 14. Хронология общественных коммуникационных систем. | |||
Тема 15. Индустриальная книжность и масс-медиа | |||
Тема 16. Мультимедийная культура информационного общества | Подготовка к семинарскому занятию №4 | Проверка готовности к семинарскому занятию, устный опрос |
5.2.2. Методические указания по выполнению
самостоятельной работы
Самостоятельная работа№1.Эссе "Мое социальное пространство". При написании реферата необходимо сначала уяснить, что такое социальное пространство, чем оно отличается от пространства физического и как с ним соотносится. Охарактеризовать свое социальное пространство как совокупность родственных, служебных, соседских связей, знакомств, литературных и медийных пристрастий в реальном и виртуальном пространстве.
Для грамотного написания эссе рекомендуется использовать следующие источники:
1. Гобозов, А. И. Социальное пространство и социальное время [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //sbiblio.com/. – Дата обращения: 12. 02. 2016.
2. Социальное пространство и время [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.telenir.net/filosofija/vvedenie_v_socialnuyu_filosofiyu_uchebnik_dlja_vuzov/p8.php. – Дата обращения: 12. 02. 2016.
3. Соколов, А. В. Социальное пространство и время / А. В. Соколов // Метатеория социальной коммуникации. – СПб., РНБ. – 2003. – С. 26–28.
Самостоятельная работа №2. Эссе"Мое социальное время".
Здесь должна присутствовать должна быть характеристика социального времени, в которое мы живем. Необходимо объяснить, что такое социальное время, чем оно отличается от хронологического, разграничить календарное и историческое время. Пояснить, чем определяется социальное время в современной жизни, как оно определяет бытие человека. Нужно охарактеризовать также социальное время отдельного человека и показать это на личном примере. показать это на личном примере.
Для грамотного написания эссе рекомендуется использовать следующие источники:
1. Гобозов, А. И. Социальное пространство и социальное время [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //sbiblio.com/. – Дата обращения: 12. 02. 2016.
2. Социальное пространство и время [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.telenir.net/filosofija/vvedenie_v_socialnuyu_filosofiyu_uchebnik_dlja_vuzov/p8.php. – Дата обращения: 12. 02. 2016.
3. Соколов, А. В. Социальное пространство и время / А. В. Соколов // Метатеория социальной коммуникации. – СПб., РНБ. – 2003. – С. 26–28.
Самостоятельная работа № 3. Тема «Устный коммуникационный канал»
Цель работы: углубить знания обучающихся о споре как разновидности речевой коммуникации.
Задание и методика выполнения:
В основе выполнения творческого задания лежит работа с текстом учебника по социальным коммуникациям ( Основы теории коммуникации: Учебник / под. ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2005. – с. 202-220).
Задание включает работу размышления над вопросами по двум темам: "Спор как разновидность речевой коммуникации" и "Стратегия и тактика коммуникации".
А. Спор как разновидность речевой коммуникации
Ответить на вопросы:
- Как различаются полемика и спор?
- В чем заключается отличие полемики от дискуссии?
- По каким основаниям классифицируется спор?
- Какой способ подтверждения собственной правоты – убеждение или доказательство кажется Вам наиболее предпочтительным?
- Какую функцию в споре выполняет аргумент?
- Какие признаки отличают сильные аргументы?
- Приведите пример несостоятельного аргумента.
- Чьи правила обоснования истинности тезиса – Гомера, Сократа, Паскаля -представляются Вам наиболее убедительными?
Б. Стратегия и тактика аргументации
- В чем заключается функция стратегии аргументации?
- Какую роль в аргументации выполняет критическое мышление?
- Почему при построении стратегии аргументирования необходимо диагностировать коммуникационный процесс?
- Дайте оценку психотехническим нормам коммуникации. Насколько они применимы в реальной жизни?
- Чем технологический принцип коммуникации отличается от психотехнического?
- От каких критериев зависит выбор стиля общения?
- Ваши аргументы в пользу конструктивного стиля общения.
- Ваши аргументы в пользу силового стиля общения.
- Во всех ли ситуациях применим мягкий стиль общения?
- Какие виды аргументирования характерны для коммуникативной модели «монолог»?
- Как коммуникативные цели в споре влияют на выбор аргументов?
- На что ориентирован процесс аргументации в дискуссии?
- Чем корректные тактические приемы аргументации отличаются от некорректных?
- Какие правила осуществления устной коммуникации Вам представляются «золотыми»?
2. Самостоятельная работа №4по теме "Устная коммуникация".
Цель работы: углубить знания обучающихся о речевом поведении человека.
Задание и методика выполнения
При выполнении творческого задания необходимо использовать книгу Л. Г. Викуловой:
Викулова Л. Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. – М.: АСТ; Восток – Запад, 2008 – С. 165-176 – (Режим доступа: http://litra.studentochka.ru/.).Прочитав рекомендованный фрагмент, необходимо ответить на вопросы.
1. Как Вы думаете, правомерно ли такое понятие – «языковая личность»? Если да, то что значимо для ее характеристики?
2. Как Вы считаете, какие признаки коммуникатора определяют его роль в общении?
3. Как Вы считаете, от каких факторов зависит речевое поведение человека?
4. Какие психологические роли человек может играть в общении, в том числе – речевом?
5. Приведите примеры речевого общения с позиций
- взрослого;
-ребенка.
Используйте собственные, известные Вам по жизненным ситуациям примеры.
6. Что Вы понимаете под статусом человека? Как речевое поведение зависит от статуса человека?
6. Как Вы считаете, различается ли речевое поведение мужчин и женщин? Если да, то как именно?
После выполнения задания вернуться к тексту, сверить свои ответы с материалом, содержащимся в книге и проанализировать допущенные ошибки (если они есть, конечно).
Самостоятельная работа №5. Манипуляция сознанием как коммуникативная деятельность
Цель работы: помочь студенту распознавать манипулятивные технологии
Задание и методика выполнения
Предлагается рассмотреть манипуляцию как акт скрытого влияния на людей или управления ими с целью изменения их поведения. вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Отличительными признаками манипуляции является стремление к достижению одностороннего выигрыша, скрытый характер психологического вторжения, расхождение между декларируемыми и истинными целями взаимодействия, сохранение иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия. Манипулятивное воздействие проявляет себя и на микросоциальном, и на макросоциальном уровнях. Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности; он умело играет на слабостях, комплексах, чувствах вины, долга, жалости, любви, на низкой самооценке, стереотипах общественного сознания.
Рассмотрев основные виды манипуляции (любовью,страхом, неуверенности в себе, чувствами и др.) манипулятивные приемы(техника случайной утечки информации, техника утаивания части информации, оговор или клевета, совершаемые якобы по неведению, техника «невинного шантажа», демонстрация преувеличенной слабости и беспомощности), следует более детально остановиться на техниках сопротивления манипуляции: бесконечное уточнение, внешнее согласие, "испорченная пластинка", "английский профессор" и т. д.
При отборе литературы для раскрытия темы следует отдать предпочтение работам Е. Доценко, С. А. Зелинского, В. П. Шейнова.
2. Самостоятельная работа №6 по теме "Социальная память".
Цель работы: углубить представления обучающихся о социальной памяти
Задание и методика выполнения:
В процессе выполнения работы необходимо прочитать лекцию А. В. Соколова "Структура социальной памяти общества" (nashaucheba.ru›v42616/Соколов_А. В…) и ответить на вопросы, связанные с ее содержанием:
- Что является содержанием социальной памяти?
- Из каких слоев состоит социальная память?
- Как называются неовеществленная и овеществленная части культурного наследия?
- Что такое социальный менталитет? Как оно формируется? Назовите очевидные для Вас черты российского менталитета.
- Что такое архетипы, как они соотносятся с менталитетом?
- Как соотносится естественный язык с духовной культурой, в чем его ценность?
- Что такое недокументированные смыслы, как они соотносятся с духовной культурой?
- Какую функцию выполняют такие элементы духовной культуры как социальные нормы и обычаи?
- Какую ценность для духовной культуры представляют технологические умения?
- Из каких составных частей состоит овеществленное культурное наследие или материальная культура?
- В чем особенность определения понятия «документ», предложенного А. В. Соколовым? Известны ли Вам другие определения документа?
- Какие типы документов Вам известны?
- Какие учреждения мы относим к институтам социальной памяти, почему?
- Что собой представляют артефакты как элемент материальной культуры?
- В чем отличие освоенной природы от артефактов?
- Какое отношение к структуре социальной памяти имеют новация и традиция?
- В чем ценность новации? Приведите примеры из реальной жизни.
- В чем ценность традиции? Приведите примеры из реальной жизни.
- Что такое общественный тезаурус, зачем он нужен человечеству?
- Как соотносятся социальная память и история?
- Существует ли объективная история?
В. Ответить на вопросы, связанные с собственными переживаниями и ощущениями в процессе чтения:
-что нового Вы узнали?
- как соотносится это знание с тем, что Вы знали раньше?
- что Вас удивило в этом тексте?
- что Вас порадовало в этом тексте? Испытали ли Вы какие-то иные эмоции?
- есть ли в этом тексте информация, которая показалась Вам избыточной?
- как Вы оцениваете форму подачи материала?
- как Вы собираетесь использовать приобретенное знание?
С. Изложите содержание этого текста в предельно сжатой форме; желательно – своими словами, не обращаясь к тексту.
3. Самостоятельная работа №6 по теме «Правда и ложь в коммуникационной деятельности».
Цель работы: ознакомить учащихся с разновидностями лжи.
Задание и методика выполнения:
Суть задания – работа со статьей В. Э. Разуваева «Правовые вопросы борьбы со спамом как средством ведения информационной войны».
1. Перед тем, как читать статью, выскажите свои предположения, о чем здесь идет речь.
2. Что Вы знали об информационных войнах раньше, до прочтения этой статьи? Сталкивались ли Вы с этим явлением в своей жизни?
3. Какая ситуация актуализирует изучение информационных войн сегодня? Приведите примеры.
4. Представляется ли Вам приведенное определение информационных войн точным и исчерпывающим?
5. Назовите основные причины, которые обусловливают возникновение информационных войн.
6. Каковы цели ведения информационных войн?
7. По каким признакам вы можете считать, что ведется информационная война? Можете ли Вы добавить что-либо к перечисленным в статье признакам?
8. Какие средства ведения информационных войн используются в Интернет- пространстве?
9. Что общего есть у обычного оружия и оружия информационного?
10. Что общего есть у обычных войн и информационных?
11. Почему спам считается одним средств ведения информационной войны? Согласны ли вы с этим?
12. Согласны ли Вы с определением спама, данным В. Э. Разуваевым?
13. Считаете ли Вы признаки спама, приведенные автором, исчерпывающими?
14. Какие меры борьбы со спамом Вам представляются самыми разумными?
15. Считаете ли Вы эффективным средством борьбы со спамом гражданско-правовые нормы, принятые в России?
16. Дайте свою оценку этой статьи. Узнали ли Вы что-то новое, полезное для себя?
Самостоятельная работа № 7Тема: "Смысловая память и мнемические действия"
Цель работы: научить студентов приемам активизации запоминания в процессе чтения.
Задание и методика выполнения:
Прочитать предложенный преподавателем текст три раза. Воспроизвести его по памяти.
Прочитать предложенный преподавателем текст один раз, используя приемы активизации внимания: смысловая догадка, высказывание гипотез, постановка вопросов в процессе чтения, формирование эмоционального отношения к прочитанному, тезирование материала, синквейн, высказывание суждений о спорных моментах, возможностях применения прочитанного.
Сравнить оба результата, сделать выводы.
Самостоятельная работа №8.Тема: "Проекты общечеловеческой памяти"
Цель работы: ознакомить студентов с основными проектами общечеловеческой памяти.
Задание и методика выполнения:
Охарактеризовать следующие проекты общечеловеческой памяти:
1. Проект ЮНЕСКО "Память мира".
2. Проект общероссийской библиотечной сети Либнет.
3. Российский проект Национальная электронная библиотека.
Охарактеризовать уровни каждого из них (международный региональный, национальный), стоящие перед ними задачи, содержание, проблемы разработки, использования и развития.
Для выполнения задания используйте следующие ресурсы: сайт РНБ, страница Международная деятельность РНБ (режим доступа: http://www.nlr.ru/md/mpro/memory.html, официальный сайт Либнет (режим доступа: http://www.nilc.ru"), официальный сайт Национальной библиотеки России (режим доступа: http://нэб.рф).