Основы коммуникативной культуры

Основы коммуникативной культуры

Рабочая программа дисциплины

Челябинск 2016

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Культурологический факультет

Кафедра социально-культурной деятельности

Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2016 г.

Основы коммуникативной культуры

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность

Уровень высшего образования бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»

Квалификация: бакалавр

Форма обучения: очная

срок изучения – 1 семестр

Форма обучения: заочная

срок изучения – 1 семестр

Челябинск 2016

УДК 374 (075)

ББК 77.0я73

О 75

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность.

Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)

Автор(ы)-составитель(и): Т. П. Степанова, доцент кафедры социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета культурологическогофакультета рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 31.10.2016.

Экспертиза проведена 03.11.2016, акт № 2016/СКДБ(м)

Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018    
2018–2019    
2019–2020    
2020–2021    
О75 Основы коммуникативной культуры: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.03 социально-культурная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация: бакалавр / авт.-сост. Т. П. Степанова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – с. – (ФГОС ВО версия 3+). Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

© Челябинский государственный

институт культуры, 2016

Содержание

Аннотация  
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы  
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся  
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий  
4.1. Структура преподавания дисциплины  
4.1.1. Матрица компетенций  
4.2. Содержание дисциплины  
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  
5.1. Общие положения  
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы  
5.2.1. Содержание самостоятельной работы  
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы  
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы  
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы  
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине  
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы  
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания  
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования  
6.2.2. Описание шкал оценивания  
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (пятибалльная система)  
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы  
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы  
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы  
6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену  
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине  
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы  
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций  
6.3.4.1. Планы семинарских занятий  
6.3.4.2. Задания для практических занятий  
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий  
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)  
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)  
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению  
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций  
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  
7.1. Основная литература  
7.2. Дополнительная литература  
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины  
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем  
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине  
12. Иные сведения и материалы  
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  
Лист изменений в рабочую программу дисциплины  


Аннотация

Код и название дисциплины по учебному плану Б1.В.ДВ.1 Основы коммуникативной культуры
Цель дисциплины дать студентам знания в области продуктивного общения.
Задачи дисциплины заключаются в: - формирование знаний по психологии общения; - трансляция информации по культурологии общения; - формирование социальных знаний как фактора эффективного общения; - развитие этнической культуры студентов (понятий, знаний, чувств); - формирование эстетических представлений как условия взаимодействие; - развитие у студентов практических навыков общения; - формирование поведенческих навыков в различных ситуациях в соответствии с требованиями этикета; - развитие технологий и техник общения; - развитие умений и навыков общения в нестандартных коммуникативных ситуациях (конфликт, выбор оптимальной стратегии поведения, конструктивного преобразования энергии конфликта, управления конфликтом); - развитие эмоциональной культуры; - развитие у студентов навыков проектирования коммуникативных ситуаций; - развитие креативности как фактора эффективных коммуникаций.
Коды формируемых компетенций ОК-5, ПК-12, ПК-15
Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести: знания: – коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровнепонимания; – организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне понимания; – целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне применения; умения: – классифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; – приводит примеры творческо-производственной деятельности работников; – изменяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные); навыки и (или) опыт деятельности: – приводит примеры коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; – Использует навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности; – реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры изменяя цели и приоритеты творческо-производительной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах – 5 в академических часах – 180
Разработчики Т. П. Степанова, доцент кафедры социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций
Пороговый (обязательный для всех обучающихся) Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) Повышенный (максимальная сформированность компетенции)
Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровнепонимания знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровне воспроизведения знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровне синтеза
умения: классифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия умения: идентифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия умения: категоризирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
навыки и (или) опыт деятельности: приводит примеры коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия навыки и (или) опыт деятельности: маркирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия навыки и (или) опыт деятельности: идентифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Готовность к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК- 12) знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне понимания знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне оценивания знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне воспроизведения
умения: приводит примеры творческо-производственной деятельности работников умения: объясняет творческо-производственную деятельность работников умения: определяет творческо-прои зводственную деятельность работников
навыки и (или) опыт деятельности: Использует навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: применяет навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: разрабатывает навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности
Готовность к разработке целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) (ПК-15) знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне применения знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне синтеза знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне оценки
умения: изменяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) умения: объясняет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) умения: рассматривает цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные)
навыки и (или) опыт деятельности: реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры изменяя цели и приоритеты творческо-производительной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры объединяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: Применять цели и приоритеты на практике в реализации социально-культурных технологии

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы коммуникативной культуры» является дисциплиной по выбору.

Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Психология», «Теория и история социально-культурной деятельности», «Сценарно-режиссерские основы», «Ораторское искусство»

В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 семестре (или с 1 семестра), входные знания у обучающихся сформированы недостаточно.

Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин «Деловое общение», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Арт-менеджмент», «Возрастные (дифференциальные) технологии социально-культурной сферы», прохождении практик: Научно-исследовательской работы, подготовке к государственной итоговой аттестации.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе 45 часов на экзамен.

Таблица 2

Вид учебной работы Всего часов
Очная форма Заочная форма
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
– Контактная работа (по учебным занятиям) (всего)    
в том числе:    
лекции
семинары
практические занятия    
мелкогрупповые занятия    
индивидуальные занятия    
– Внеаудиторная работа:    
консультации текущие 5 % от аудиторной работы 15 % от аудиторной работы
курсовая работа 3 часа 3 часа
– Самостоятельная работа обучающихся (всего)
– Промежуточная аттестация обучающегося (зачет/экзамен) (всего часов по учебному плану):

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура преподавания дисциплины

Таблица 3

Очная форма обучения

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в академ. час.) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с/р
лек. сем. практ. инд.
Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения
Тема 1. Сущность и особенности общения              
Тема 2. Основные типы и виды общения            
Тема 3. Общение как информационный процесс            
Тема 4. Психология восприятия человека человеком            
Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.              
Тема 6. Коммуникативные качества личности и их развитие              
Тема 7. Значение эмоций в процессе общения              
Тема 8. Досуговое общение              
Раздел 2. Технологии и техники общения
Тема 9. Специфика межличностных коммуникаций            
Тема 10. Технологии межличностных коммуникаций            
Тема 11. Вербальные средства общения, их характеристика            
Тема 12. Ораторское искусство: понятие, исторический экскурс, особенности            
Тема 13. Логико-композиционное построение речи, логическое ударение, отношение            
Тема 14. Характеристика невербальных средств общения              
Тема 15. Этикет как компонент культуры общения              
Тема 16. Имидж как инструмент общения. Технология создания имиджа              
Раздел 3. Конфликтология
Тема 17. Конфликты в процессе общения. Виды, структура, динамика конфликтов.            
Тема 18. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации              
Экзамен 1 сем.             Экзамен 45 час.
Итого в 1 сем.                
Всего по дисциплине            

Заочная форма обучения

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в академ. час.) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с/р
лек. сем. практ. инд.
Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения
Тема 1. Сущность и особенности общения          
Тема 2. Основные типы и виды общения          
Тема 3. Общение как информационный процесс            
Тема 4. Психология восприятия человека человеком            
Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.            
Тема 6. Коммуникативные качества личности и их развитие            
Тема 7. Значение эмоций в процессе общения            
Тема 8. Досуговое общение            
Раздел 2. Технологии и техники общения
Тема 9. Специфика межличностных коммуникаций          
Тема 10. Технологии межличностных коммуникаций          
Тема 11. Вербальные средства общения, их характеристика            
Тема 12. Ораторское искусство: понятие, исторический экскурс, особенности            
Тема 13. Логико-композиционное построение речи, логическое ударение, отношение            
Тема 14. Характеристика невербальных средств общения            
Тема 15. Этикет как компонент культуры общения            
Тема 16. Имидж как инструмент общения. Технология создания имиджа            
Раздел 3. Конфликтология
Тема 17. Конфликты в процессе общения. Виды, структура, динамика конфликтов.            
Тема 18. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации            
Экзамен 1 сем.             Экзамен 9 час.
Итого в 1 сем.        
Всего по дисциплине        

Таблица 4

Матрица компетенций

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Коды компетенций
ОК-5 ПК-12 ПК-15 Общее кол-во компетенций
Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения
Тема 1. Сущность и особенности общения       +
Тема 2. Основные типы и виды общения   +    
Тема 3. Общение как информационный процесс   +    
Тема 4. Психология восприятия человека человеком       +
Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.     +  
Тема 6. Коммуникативные качества личности и их развитие     +  
Тема 7. Значение эмоций в процессе общения     +  
Тема 8. Досуговое общение     +  
Раздел 2. Технологии и техники общения
Тема 9. Специфика межличностных коммуникаций     +  
Тема 10. Технологии межличностных коммуникаций       +
Тема 11. Вербальные средства общения, их характеристика       +
Тема 12. Ораторское искусство: понятие, исторический экскурс, особенности   +    
Тема 13. Логико-композиционное построение речи, логическое ударение, отношение   +    
Тема 14. Характеристика невербальных средств общения     +  
Тема 15. Этикет как компонент культуры общения       +
Тема 16. Имидж как инструмент общения. Технология создания имиджа       +
Раздел 3. Конфликтология
Тема 17. Конфликты в процессе общения. Виды, структура, динамика конфликтов.       +
Тема 18. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации       +
Экзамен 1 сем.   + + +
Итого в 1 сем.    
Всего по дисциплине    

4.2. Содержание дисциплины

Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения

Тема 1. Сущность и особенности общения. Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ко­тором происходит обмен информацией информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Полифункциональная сущность обще­ния. Информационная функция межличностного взаимодействия, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием-передача определенных сведе­ний в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. Ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в изменении личностно-смысловых структур партнера, включая его взгляды, установки, намерения, представления, потребности.

Регулятивно-координационная функция: согласованность действий при осуществлении совместной деятельно­сти. Аффективно-коммуникативная функция: направленность на изме­нение своего эмоционального состояния или на возбуждение в партнере определенных чувств и эмоций.

Общение и деятельность. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Общение и коммуникация: сходства и различия. Коммуникация как действие, сознательно ориентированное на смы­словое восприятие другими людьми.

Общение как способ передачи культуры. Усвоение духовных ценно­стей посредством литературы, искусства, средств массовой коммуни­кации. Распредмечивание культурных ценностей как условие сближения, организации и консолидации социальных групп, общностей.

Общение и формирование личности. Влияние общения на развитие и изменение гносеологического, аксиологического, праксиологического потенциалов человека. Обусловленность общения уровнем нравственного развития личности. Общение и «золотое правило» нравственности.

Тема 2. Основные типы и виды общения.Понятие деловое общение. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком.

Общение, обслуживающее разнообразные виды любительской дея­тельности, и общение ради общения. Досуговое взаимодействие как условие совместной познавательной деятельности, восприятии про­изведений искусства, социального, художественного, прикладного, тех­нического и других видов творчества.

Сущность и особенности самоцельного общения. Дружеские кон­такты, стимулируемые потребностью душевного сближения с людьми. Общение, не связанное с решением конкретных жизненных проблем и осуществляемое ради удовольствия от самой встречи. Характерные черты свободного общения: полная добровольность вступления в контакты, вы­бор партнеров по собственному желанию, нерегламентированность кон­тактов функциональными обстоятельствами.

Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредствен­ный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дис­танция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Личностно-ориентированное общение как взаимодействие по принципу тет-а-тет. Сущностные особенности социально-ориентированного общения, построенного построенного на обращения к группе в форме аудитории, публики и т. д. Роль средств мас­совой коммуникации в организации социально-ориентированного общения.

Классификация общения в зависимости от особенностей партнера. Общение с реальным партнером. Общение человека с иллюзорным партнером. Воображаемый партнер и особенности взаи­модействия с ним. Специфика партнерства в сфере художественного об­щения.

Тема 3. Общение как информационный процесс.Взаимодействие и информация. Информация как знания, которые передаются. Основные компоненты коммуникативного процесса: источ­ник информации, передатчик информации, приемник информации, канал связи. Важнейшие свойства информации: количество, ценность, истин­ность, полнота, оперативность. Семантическая, синтаксическая и прагма­тическая характеристика информационной деятельности. Межсубъектный характер общения.

Типология коммуникации. Классификация коммуникаций по типу отноше­ний между участниками (межличностная, публичная, массовая) и по средствам общения (речевая, паралингвистическая, вещественно-зна­ковая).

Основные виды сообщений: информативные, побудительные, экс­прессивные. Использование в коммуникативных целях средств инфор­мационной технологии. Понятие о содержании общения. Возможности обмена в процессе межличностных коммуникаций сведениями, знаниями, оценками, опытом, переживаниями.

Возможности педагогической корректировки содержания общения. Основные задачи корректировки. Пути корректировки: сублимация инте­ресов, постановка альтернатив, сообщение неординарной информации, вы­движение проблем, которые ранее не привлекали внимание, и др.

Тема 4. Психология восприятия человека человеком.Человек в роли субъекта, познающего и оценивающего других лю­дей. Общее понятие о коммуникативно-перцептивных умениях и навы­ках.

Внешне наблюдаемые данные о человеке. Физиогномика и установ­ление психологических качеств личности по внешним признакам. Дост­раивание образа на основе ограниченной информации. Стереотипизация как распространение на человека характеристик определенной со­циальной группы. Временная и устойчивая ап

Наши рекомендации