Лечебно – профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра, воспитатели, музыкальный руководитель.
В нее входят:
- Дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия.
-С- витаминизация 3-х блюд;
-Физическая культура босиком;
-Подвижные игры и физические упражнения на улице;
-Утреннюю гимнастику на улице (летом) с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;
- Дыхательную и пробуждающую гимнастику после сна;
-Спортивные игры и соревнования;
- Закаливание;
- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения.
Летне – оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
-Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком;
- Физкультурные занятия в природных условиях (на участке ДОУ);
- Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;
- Витаминизация: соки, фрукты.
3. Работа с педагогами:
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа по направлениям проекта;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
- обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
- Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
- Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
- Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;
- Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
- Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
-Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
- Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
- Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции
- Беседы, валеологические занятия.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачиработы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- пропаганда общественного дошкольного воспитания;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:
1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3) Дни открытых дверей.
4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.
5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6) Совместные занятия для детей и родителей.
7) Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.
Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями
Беседы с ребенком
Наблюдение за ребенком
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
- О питании дошкольников.
- Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
План на ближайшие 3 – 4 года.
-Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
- Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.