Лечебно – профилактическая работа.

Осуществляют медицинская сестра, воспитатели, музыкальный руководитель.

В нее входят:

- Дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

-С- витаминизация 3-х блюд;

-Физическая культура босиком;

-Подвижные игры и физические упражнения на улице;

-Утреннюю гимнастику на улице (летом) с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;

- Дыхательную и пробуждающую гимнастику после сна;

-Спортивные игры и соревнования;

- Закаливание;

- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения.

Летне – оздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

-Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком;

- Физкультурные занятия в природных условиях (на участке ДОУ);

- Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;

- Витаминизация: соки, фрукты.

3. Работа с педагогами:

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям проекта;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

- обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;

- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;

- Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;

- Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;

- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;

- Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;

- Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;

- Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;

- Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

- Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

- Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

-Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

- Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

- Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции

- Беседы, валеологические занятия.

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачиработы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3) Дни открытых дверей.

4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6) Совместные занятия для детей и родителей.

7) Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).

Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.

Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями

Беседы с ребенком

Наблюдение за ребенком

Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.

- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.

- О питании дошкольников.

- Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.

- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.

План на ближайшие 3 – 4 года.

-Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников.

- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

- Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).

- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

- Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.

- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.

Наши рекомендации