Правила, относящиеся к лицу, воспринимающему обратную связь
· Следует не сопротивляться принятию негативной информации, постараться непредвзято отнестись к мнению оценщика. Ознакомиться с внешней рецензией всегда полезно, даже при несогласии с выводами оценивающего.
· Любое недопонимание полученной информации необходимо немедленно устранить с помощью уточняющих вопросов. Полезно периодически резюмировать высказывания говорящего с получением от него подтверждения истинности, адекватности восприятия обратной связи.
· Для получения объективной оценки следует поделиться мотивами своего поведения, объяснить причины действий в той или иной ситуации.
Тема 7 « Организационная культура»
План
Сущность, структура и функции организационной культуры.
2. Типы организационной культуры.
3. Управление организационной культурой.
Сущность, структура и функции организационной культуры
«Организационная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное коллективное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения» / К. Шольц /.
«Организационная культура – это совокупность базовых предположений, изобретенных определенной группой, по мере того как она училась решать проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции» / Э. Шейн /.
«Организационная культура – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, позиции и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами» / Р. Килманн, М. Сакстон /.
«Организационная культура – коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой» / Г. Хофстеде /.
Элементы организационной культуры:
Ø предметы материальной культуры (физическое окружение) - дизайн офисов, мест их расположения, оборудование, мебель, цветовая гамма, объем пространства, удобства и др.;
Ø эталонные ценности (что считается важным и ценным для организации), представленные в Миссии, Этическом кодексе организации, девизах и поддержанные стандартами основных принципов и норм поведения;
Ø нормы поведения – писанные и неписаные правила поведения;
Ø символика организации: логотип, герб, флаг, корпоративные цвета;
Ø организационный климат, характеризующейся явной, а не эталонной культурой, системой реально доминирующих ценностей, норм поведения в организации;
Ø стиль руководства;
Ø структура организации;
Ø системы и процессы, используемые в организации.
Миссия – генеральная цель организации, ее идея, смысл существования, мировоззрение и философия.
Роль миссии
• Внешняя роль миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается и др.
• Внутренняя роль миссии – состоит в единении и сплоченности сотрудников, сопряжении целей предприятия с целями работников, повышении степени лояльности персонала к организации, формировании стандартов совершенства, высоких идеалов, благоприятного организационного климата, создании образа будущего, который лучше настоящего и др.
Требования, учитываемые при формировании миссии:
1) миссия должна быть сформулирована предельно ясно как для субъектов, взаимодействующих с организацией, так и для ее членов, исключать разнотолки;
2) миссия должна вдохновлять, мотивировать работников;
4) миссия должна включать отличительные стратегические преимущества организации, особенности ее философии, ценностей, этических принципов, отношений с работниками, характеризующие уникальность компании и выделяющие ее из множества других фирм.
Рис. 12. Виды миссий
Современные организации формируют комплексные миссии, являющиеся сочетанием различных видов миссий.
Таблица 12
Примеры миссий
Вид миссии | Примеры содержания миссии |
Общечеловеческое предназначение | Служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее, заботиться о процветании общества и др. /Panasonic - «Мы помогаем людям жить более полной жизнью, создавая возможности для более продуктивной работы и помогая каждому человеку пользоваться плодами технического прогресса»; Walt Disney – «Сделать людей счастливыми»/. |
Главная стратегическая цель | Быть лучшими в мире, завоевывать рынок, иметь лучшие результаты и др. /AT&T - «Мы созданы для того, чтобы быть лучшими в мире в объединении людей, давая им простой доступ друг к другу, к информации и услугам, в которых они нуждаются, в любое время и везде»; Mary Kay Cosmetics – «Предоставить женщинам неограниченные возможности улучшать свою внешность»/. |
Национальная идея | Отражает особенности национального менталитета, учитывает актуальные потребности разных групп населения, несет элемент национальной гордости /народные миссии: Microsoft – «Компьютер на каждом столе, в каждом доме»; Sony - «Телевизор в каждую семью». Элитарные миссии: «Подарок от Тиффани», одежда «от кутюр» и др./ |
Рекламная акция | Заверение клиентов, партнеров в приоритетности их интересов для компании /Ингосстрах – «Постоянный рост надежности и качества страховых услуг при индивидуальном подходе к нашим клиентам»/. |
Миссия компании Gillette
«Наша стратегическая цель - создать общую ценность торговых марок компании через инновации, чтобы удовлетворять потребности покупателей и торговых партнеров быстрее, лучше и более полно, чем конкуренты. Эта стратегическая цель подкреплена двумя фундаментальными принципами, которые обеспечивают основу нашей деятельности: совершенствование организации и основные ценности.
Совершенствование организации.Достижение нашей стратегической цели требует высокого и постоянно улучшающегося качества работы в каждой сфере деятельности и на каждом уровне организации.
Основные ценности:
1) стремление к успеху. Мы намерены достичь самых высоких стандартов во всех областях нашей деятельности. Мы стремимся постоянно превосходить ожидания внешних и внутренних клиентов;
2) порядочность. Взаимное уважение и этическое поведение являются основой наших отношений с клиентами и обществом, в котором мы работаем. Порядочность – определяющий принцип компании;
3) сотрудничество. Во всем мире мы работаем единой командой для того, чтобы каждый день улучшать наши методы ведения бизнеса. Мы открыты в общении и устанавливаем четкую ответственность за принятие решений, определение проблем и способов их разрешения и за максимальное использование возможностей бизнеса».
Рис. 13. Структура организационной культуры по Э. Шейну