Приблизительный период возраста
Рис. 5. Стадии развития профессиональной карьеры
Таблица 9
Стадии развития карьеры и проблемы, связанные с конкретными
Периодами развития
Стадии | Проблемы | Специфичные задачи |
Формирование ожиданий по поводу развития карьеры Вход в рабочую жизнь Базисное обучение в рамках организации Равноправное членство в период раннего развития карьеры Равноправное членство в период середины развития карьеры Кризис этапа середины развития карьеры Поздний период развития карьеры (выполнение нелидерской роли) Поздний период (выполнение лидерской роли) Закат карьеры Уход в отставку | Развитие основы для реалистичного выбора сферы приложения труда. Получение образования, профессиональных навыков. Экспериментирование. Устройство на работу. Становление членом организации. Ответственность за выполнение определенного вида работ. Развитие и демонстрация рабочих навыков. Выбор специализации. Пребывание в состоянии профессиональной компетентности. Переоценка личных качеств, способностей, профессиональных компетенций. Оценка достигнутых результатов, прогресса в соответствии с личными амбициями. Выполнение роли ментора, наставника. Использование знаний, навыков, опыта для организационного успеха. Отбор и развитие подчиненных. Снижение власти и ответственности. Коренные изменения стиля жизни. | Осознание и развитие личных потребностей и интересов. Получение максимальной информации о возможностях развития карьеры. Обучение поиску и получению работы. Преодоление отсутствия профессионального опыта, навыков. Установление взаимодействий с менеджерами и коллегами Повышение эффективности деятельности. Принятие статуса подчиненного. Развитие инициативы и реалистичных ожиданий. Получение определенной степени независимости. Реалистичная оценка возможностей развития внутриорганизационной карьеры. Осознание карьерных достижений / провалов. Принятие решения по поводу настоящего и будущего рабочей жизни. Сохранение профессиональной компетентности. Развитие навыков взаимодействия. Управление молодыми работниками. Возрастание ответственности за деятельность организации. Умелое применение власти. Балансирование между карьерой и семьей. Нахождение новых источников удовлетворения. Обретение смысла жизни вне работы. |
Кризис личностного развития / развития карьеры
Кризис (от греч.поворотный пункт, исход) индивидуального развития / развития карьеры –нестабильность, неустойчивость (лабильность), тяжелое переходное состояние. Кризис - естественная составляющая личностного и профессионального развития.
Квазиангедония – отсутствие удовольствий от того, что ранее их приносило.
Эскапизм – уход от действительности, социальная изоляция.
Дауншифтинг – понижение социального статуса.
Выход из кризиса связан с обновлением моделей сознания и поведения, разработкой и реализацией стратегии личностного и профессионального роста. В организационной среде эта проблема решается в рамках реализации функции развития персонала (обучение + планирование и развитие карьеры).
Таблица 10
Модели развития карьеры
Модель | Ориентация в сфере развития карьеры | Потребности | Период смены должности (в годах) | Желательный вид вознаграждения |
Линейная | Непрерывное движение вверх по служебной лестнице | Получения власти, достижения успеха, высокого социального статуса, возрастания влияния на окружающих, повышения ответственности | 1-3 | Продвижение по службе |
Спиральная | Расширение профессиональных специальных знаний, навыков, интересов, сопряженных с выполняемой работой | Развития, проявления творчества, новизны, профессионального роста | 5-10 | Обучение, переподготовка |
Транзитная / Горизонтальная | Получение новых знаний, навыков, удовлетворение интересов, не сопряженных с ранее выполняемой работой | Новизны, разнообразия | 1-4 | Ротация, увольнение |
Устойчивая / Стабильная | Постоянное совершенствование знаний и навыков в рамках выполняемой работы | Безопасности, компетентности, экспертной власти | 8-10 и более | Признание экспертной власти |
Тема 4 «Мотивация к труду»
План
1. Сущность и эволюция трудовой мотивации.
2. Теории содержания мотивации.
3. Теории процесса мотивации.
4. Основные практические выводы к теориям мотивации.