Средних веков и Возрождения»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на Iкурсе студентам отделения журналистики во 2-ом семестре.
Цель курса – дать аудитории представление о наиболее характерных явлениях и памятниках средневековой и ренессансной литературы в их связи с культурным комплексом соответствующих эпох.
Курс состоит из двух основных частей – истории литературы Средних веков и истории литературы Ренессанса; каждая из них, в свою очередь, имеет свою структуру.
Первая часть делится на два тематических блока, посвященных литературе раннего и зрелого Средневековья. Тематический блок «Литература раннего Средневековья» предполагает знакомство с классическими памятниками двух противоборствовавших в этот период культур – христианской и языческой.
Задача этого раздела курса – сравнивая системы ценностей и базовые типы личностей в этих культурах, показать их исходную несовместимость, обусловившую процессы ассимиляции и христианизации германских племен.
Второй раздел первой части – «Литература зрелого Средневековья»; он посвящен трем сословным литературам этого периода: духовной, рыцарской и бюргерской. Анализ всех трех сословных литератур подчинен одной задаче: показать связь между системой жанров каждой из них и противоречиями двух этических систем – сословной и христианской.
Вторая часть курса также состоит из двух основных разделов: «Литература итальянского Возрождения» и «Литература Северного Возрождения» (точнее – возрождения вне Италии). Первый раздел, в свою очередь, посвящен литературе Предвозрождения, представленной творчеством Данте, и литературе раннего Ренессанса, представленной фигурой Петрарки. При изучении «Божественной комедии» акцент делается на особой роли и особом месте Данте в истории литературы. При изучении творчества Петрарки ставится задача показать, что он стал и зачинателем нового мировоззрения, и создателем адекватного этому мировоззрению поэтического языка.
Второй раздел этой части посвящен литературе Ренессанса за пределами Италии. Тут центральные фигуры – Эразм Роттердамский, Шекспир и Сервантес. На примере «Похвалы Глупости» Эразма демонстрируются принципиальные отличия в понимании человеческой природы северными и итальянскими гуманистами. Драматургия Шекспира во всех ее жанрах (хроники, комедии и трагедии) рассматривается как всеобъемлющий художественный синтез, охватывающий Историю, Природу и становление человеческой личности, и в то же время – как самый глубокий и точный анализ проблем, порожденных культурой Ренессанса. Роман Сервантеса «Дон-Кихот» рассматривается с двух точек зрения: историко-литературной – как синтез основных романных форм эпохи, и с культурно-исторической – как критическое осмысление «начал и концов» Ренессанса, его исходных надежд – и его итога.
Далее даются определения ассимиляции и христианизации: ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре; христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев.
В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп - сословий.
Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.
Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
Содержание понятия «Средние века»; история понятия «Средние века»; сложности в понимании средневековой литературы; периодизация эпохи Средневековья; события, породившие Средневековье; процессы, сформировавшие средневековое общество; общество раннего и зрелого Средневековья: основные различия.
Словосочетание «Средние века» имеет два значения: 1) научный термин; 2) само название эпохи. Научный термин впервые введен немецким историком XVIIвека И.Келлером для обозначения временного интервала между Античностью и Ренессансом.
Самоназвание эпохи – «Средний век» («mediumacvum») современно самой эпохе и указывает на время от первого до второго пришествия Христа, имплицитно содержа представление о неизбежном конце света, которым заканчивается «промежуточное время».
История термина «Средние века» включает созданную Просвещением «черную легенду» («Средние века - время религиозного фанатизма, невежества и упадка искусств»), созданную романтизмом «золоту легенду» («Средние века – время единства искусства и жизни, одинаково одухотворенных религиозным чувством») и культурно-историческую интерпретацию, предложенную французскими историками школы «Анналов» в начале ХХ века. Эта концепция предполагает оценку людей другой эпохи критериями их собственной, а не современной культуры. С этой точки зрения информативность термина «Средние века» ниже, чем самоназвания эпохи - «mediumacvum», из которого мы узнаем о важном психологическом феномене - преследовавшем людей того времени ужасе светопреставления.
Чтобы понять и оценить разрыв между нами и людьми Средневековья, можно привести пример, когда их поведение кажется нам нелепым, но на самом деле оно вполне адекватно по меркам их культуры, которых мы не принимаем в расчет. С этим различием мы будем постоянно сталкиваться при изучении средневековой литературы, поэтому о нем лучше знать заранее.
Периодизация эпохи Средневековья. Для нашего курса понадобится не школьная 3-х частная, а более подробная 5-ти членная схема: 1-й период – IV-VIвв. – переход от Античности к Средневековью, 2-й период –VI-VIIIвв. – «темные века» или эпоха варварских королевств, 3-й период –IX-XIвв. – эпоха раннего феодализма, 4-й период –XI-XIIIвв. – эпоха зрелого феодализма или Высокое Средневековье, 5-й период –XIV-XVвв. – кризис феодализма, закат Средневековья.
Критически важный период – переход от Античности к Средневековью. Эти три века (IV-VI) ознаменованы тремя революциями, предопределившими «сценарий» средневековой истории: религиозной, геополитической, этнокультурной. Религиозная революция – принятие христианства Римской Империей; геополитическая революция – раздел Римской Империи на Западную и Восточную; этнокультурная революция – Великое переселение народов. Христианизация Империи легализовала на ее территории вторую власть помимо государственной – церковь. Раздел Империи отделил бедный и слабый латинский Запад от богатого и сильного греческого Востока. Великое переселение народов в конце концов сделало Западную Империю добычей германских племен, поделивших ее провинции.
Однакопобеда поставила пришельцев в трудное положение, отмеченное опасными для них противоречиями с покоренным населением - религиозными, культурными, языковыми. Чтобы в этих условиях сохранить завоевания, германцы должны были иметь с враждебным для них романским окружением некую существенную общность. Поэтому вожди франков, саксов, англов, лангобардов и прочих германских племен приняли крещенье из рук римской церкви. Это событие положило начало нескольким важнейшим процессам средневековой истории: ассимиляции варваров, христианизации варваров, конфронтации светской и духовной власти в Европе.
Далее даются определения ассимиляции и христианизации. Ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре, христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев. В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху Высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп – сословий.
Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.