Тема 8. Трансформация практик чтения в западноевропейском Средневековье.
Слияние античной и христианской культур как фактор, повлиявший на развитие чтения в средневековье. Усиление роли религиозной составляющей в развитии чтения в раннем средневековье.
Монастыри как центры книжной культуры раннего средневековья. Практики интенсивного чтения ограниченного корпуса текстов: чтение (lectio), исправление (emendatio), толкование (enarratio) и рассуждение (judicium).Особенности громкого чтения в монастырях. Монастырские и церковные библиотеки как институты чтения. Каролингский Ренессанс как попытка сохранения светского чтения в античной традиции.
Развитие чтения в первых европейских университетах периода зрелого средневековья. Lectio и legere в практике университетского преподавания. Роль университетских библиотек в развитии чтения;чтение как обязательный элемент обучения.Гильдии стационариев как организаторы чтения. Роль городских школ в доминировании практик светского образовательного чтения.
Подчинение чтения нуждам практической и научной жизни в периоде зрелого средневековья. Ростки профессионализации читателей. Усиление интереса к чтению с среде знати. Королевские библиотеки как явление культурной жизни. Рост книжных мануфактур в Западной Европе. Распространение книги на народных языках. Возрождение практики экстенсивного чтения.
Влияние изобретения И. Гутенберга на распространение чтения.
Тема 9. Особенности реализации религиозной модели чтения в средневековой Руси.
Принятие христианства как фактор, способствующий формированию средневековой модели чтения в Древней Руси. Влияние Византии, Сербии, Болгарии на формирование древнерусского отношения к книге и чтению. Литургическое отношение к книге и чтению. Черное духовенство и образованные князья как приоритетные читатели Древней Руси. Религиозно-дидактический характер древнерусской литературы. Чтение как инструмент формирования христианского мировоззрения. Наиболее популярные "изборники" тех лет: "Измарагд", "Часослов", "Пчела" и др.
Усиление влияния русской церкви в регуляции читательской деятельности в период падения Константинополя. Укрепление монастырей- книжных центров: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого. Чтение монашества на основе индексов истинных книг.
"Альянс" православия и самодержавия в целях преодоления ересей в чтении. Стоглавый собор о чтении правильных книг. Великие Четьи Минеи, официозная литература, открытие Печатного двора в целях сохранения древнерусского обыкновения в чтении.
Объективные факторы, способствующие усилению интереса к книге. Повышение уровня образованности, проникновение в круг чтения наиболее образованных людей произведений античной литературы (сочинений Платона, Аристотеля С., Фукидида, И. Флавия, Ю. Цезаря и др.). Знаменитые книгочеи того времени: А. Курбский, В. Патрикеев, М. Грек, Ф. Карпов. И. Грозный.
Усиление потребности в чтении в демократических средах. Печатный станок как разрушитель сакрального отношения к чтению и фактор ускорения коммерческого взаимодействия с читателями.
Раздел IV. Чтение в эпоху Возрождения
Тема 10. Влияние гуманистических идей на чтение в эпоху Ренессанса
Гуманизм как идеология Ренессанса. Идейные и культурные источники гуманизма: античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения. Усиление светской линии в культуре; центральное положение человека в системе гуманистического мировоззрения. Возращение античных текстов в круг чтения. Чтение как средство познания и самопознания, воспитания и самовоспитания. Э. Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, М. Монтень и Томмазо Кампанелла о чтении. Стремление к выразительному устному чтению и пониманию смысла прочитанного. Уроки расшифровки текстов. Ведение записей при чтении и комментирование прочитанного как технологии осмысленного чтения.
Сосуществование рукописной и печатной, большеформатной и малоформатной книги. книги. Влияние Альда Мануция на развитие чтения. Формирование культурной привычки к чтению и книгособирательству. Чтение как модное и престижное занятие. Особенности работы с книгой в этот период.