Восприятие ценностных ориентиров современной молодежи
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования таких отраслей знания как философия, социология, этика, психология. Найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота философы пытаются уже в античности. Впервые понятие «ценность» («аксиа» - достоинство) используют стоики, например, Диоген, в понимании которых ценности носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое есть конечная, идеальная цель.
Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Подростковый и юношеский возраст - время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы человека, его убеждений и идеалов.
Процессы, происходящие в России в постперестроечный период, изменили не только экономическую и политическую жизнь общества, но и обыденные представления людей о смысле и ценностях индивидуального и общественного бытия. Трансформировалось понимание жизненного успеха, целей и средств его достижения. При этом молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к происходящим изменениям.
Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность.
С вступлением в юношеский возраст многие молодые люди отворачиваются от семьи, ищут те социальные связи, которые должны защитить их от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых.
Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности. В то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. На самом деле эти группы охватывают лишь незначительный процент молодежи[5].
Современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. Атомизация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологические компенсационные механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга.
В основе досуговой активности значительной части российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения, она стала более потребительской и вестернизированной, что отвлекает от более высокой культуры. Неотъемлемой частью досуга становятся музыкальные шоу, танцы, телевидение, кино, Интернет.
Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи – отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания и поведения российской молодежи можно лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, а с другой – усиление процессов глобализации, мировоззренческой неопределенности и секуляризации религиозных ценностей. Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойственность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе. Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России.
В целом следует отметить, что идеологический вакуум, образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, пока не удается заполнить другой какой-либо целостной системой светского характера. Поэтому многие молодые люди обращаются к религиозным представлениям и ценностям, которые носят, однако, в сознании молодежи весьма поверхностный характер.
Как показывают результаты многочисленных исследований, лидирующее положение в системе ценностей современной молодежи занимает семья, наряду с ценностью материального благополучия. Взаимоотношения полов окончательно десакрализуются и сводятся до уровня биологических инстинктов. Сексуальные отношения полов оказываются все менее связаны с процессом детопроизводства. Показательно, что в современной России на десять новорожденных детей приходится тринадцать совершенных абортов. Итогом сексуальной революции явилось то, что физиологическое удовольствие, всегда являвшееся средством для продолжения рода, становится самоцелью.
Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.
Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации [6].
Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.
Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.
Таким образом, главная миссия образовательных учреждений состоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала.