Поверхностные узлы и корневые системы.
Теперь, когда мы понимаем, какую роль адаптивные заблуждения, традиции и религиозные фестивали выполняют в поддержании территориальных династий, мы должны усвоить еще один, последний, урок. Он касается осмысления разницы между «поверхностными узлами» и «корневыми системами». По причине не разработанности этого учения воины Христовы в своем стремлении определить территориальные твердыни часто обманываются, принимая поверхностное за суть.
Хорошим тому примером является утверждение многих верующих, которые несколько лет назад настаивали на отождествлении духовных твердынь, контролирующих Албанию, с духами коммунизма сталинского типа. Нет сомнений, этот дух действительно был видимой, но поверхностной зависимостью на тот момент, однако его посчитали и корневой проблемой. Однако становится совершенно очевидным отсутствие тщательного анализа ситуации, поскольку коммунизм в этой стране стал главенствующей идеологией лишь после 1944 года. А это значит, что, несмотря на гнусный и разрушительный характер этой атеистической системы он господствовал в Албании всего лишь чуть более пятидесяти лет. История же Албании восходит к библейскому Иллирику и насчитывает многие тысячи лет.
Тоже можно сказать о странах, находящихся на территории Месопотамии, о Японии и других частях мира. Подобного рода поверхностные проблемы исчезают с дуновением ветра. Конечно, все эти проявления нельзя игнорировать, однако их также нельзя принимать за духовный барьер, который следует преодолеть, чтобы свет Евангелия успешно сокрушил территориальные твердыни.
Распространение тьмы.
Рассмотрев вопросы о том, как устанавливаются и поддерживаются духовные твердыни, перейдем к теме об их распространении. Нам нужно понять, может ли царство тьмы
распространяется в географическом смысле, и если да, то каким образом характеристики определенных твердынь воспроизводя в других регионах.
В моей книге о сумеречном лабиринте вопросу, о территориальной динамике посвящена целая глава, которую я назвал «Путь баньяна». Как можно догадаться по заглавию, я использовал аналогию с тропическим деревом баньян, с его длинными ветвями и спускающимися к земле воздушными корнями, чтобы показать, как царство тьмы постепенно захватывает новые пространства.
Вырастая на одном массивном стволе, вьющиеся ветви баньяна простираются практически во всех направлениях. Самым примечательным свойством этого дерева является то, что эти ветви, выполняющие также функции воздушных корней, опускаются до земли, образуя новые стволы. Таким образом, дерево баньян фактически передвигается на огромные расстояния — и по мере своего продвижения оно часто создаст непреодолимые заросли переплетенных ветвей и стволов.
Эти растущие ветви с опускающимися корнями могут послужить для нас иллюстрацией к тем двум способам, при помощи которых происходит захват новой территории: «идеологический экспорт» и «твердыни, вызванные травмами». Идеологический экспорт, являясь буквально экспансией территориальных твердынь, осуществляется через распространение идеологического или духовного влияния, сосредоточенного на радиостанциях или в центрах экспорта, рассыпанных по всему миру. Примерами таких центров могут послужить Каир, Триполи, Карбала и Мекка в мусульманском мире, Аллахабад и Варанаси в мире индуизма, Дхарамсала и Токио в буддистском мире, Амстердам, Нью-Йорк, Париж и Голливуд в западном мире. Если отражающее защитное устройство иудео-христианских ценностей когда-то могло предотвратить проникновение подобного яда в Северную Америку, то нарушение христианских обязательств в последние годы, к сожалению, означает, что во многих случаях врагом себе теперь являемся мы сами.
Враг применяет и другой способ распространения своего царства в этом мире — нанесение новых травм. Осознав по опыту прошлого, насколько эффективно он может затягивать людей в свою паутину, используя отчаянные обстоятельства, он часто использует жадность, похоть и нечестность некоторых развращенных индивидуумов, чтобы создать для своей жертвы новую кризисную обстановку.
Ярким примером твердыни, возникшей в Западном полушарии в результате нанесенной травмы, является Гаити. Воспользовавшись жадностью племен эфик и французских работорговцев, в район Карибского бассейна завезли огромное количество западных африканцев, где они дошли до последней степени отчаяния. Пытаясь разрешить возникший конфликт новым обращением к миру духовного, эти рабы установили систему поклонения, основанную на анимизме и секретных правилах, известных как вуду. Сегодня все знают мрачные последствия этой системы, как показывает в следующей главе Питер Вагнер.
Может быть, согласно Божьему плану, Его Церковь должна завершить Великое поручение на той самой почве, где когда-то первой семье на земле была дана первая заповедь?
Пограничное поколение.
Интересно отметить, что армии Иисуса Христа начали евангелизацию с окна 10/40, то есть с геофизического центра того региона, который когда-то был Эдемским садом (это
район современного Ирака, см. также Быт.2:8-14). Может быть, согласно Божьему плану, Его Церковь должна завершить Великое поручение на той самой почве, где когда-то первой семье на земле была дана первая заповедь? (См. Быт. 1:27,28).
В любом случае совершенно ясно, что христианские войны, осмелившиеся ступить на этот финальный путь, встретятся с яростным сопротивлением со стороны непримиримого и невидимого врага. Если они хотят преуспеть в своей миссии спасения заколдованных пленников, то им потребуются отличные разведывательные данные о вражеских командных пунктах и центрах управления. Им так же понадобятся духовные аналоги военных приборов ночного видения.
Совершенно невозможно вместить трехлетий опыт духовной картографии в рамки одной небольшой главы. Тем не менее, я надеюсь, что эта информация, по крайней мере, поможет привести в состояние боевой готовности тех читателей, которые уже сейчас размышляют о скором создании спасательных экспедиций. Они теперь знают, что им становятся доступны новые средства, которые проведут их к намеченной цели через крутые повороты и опасности сумеречного лабиринта.
Вопросы к теме
1. Обсудите тему «духовной территориальности». Вы согласны с тем, что духовные начальства и власти сил зла были назначены сатаной, править над конкретными регионами?
2. В этой главе было сказано, что религиозные фестивали могут усилить власть и авторитет сил зла над определенным регионом. Назовите те фестивали, которые могут подойти под это определение, и обсудите эту тему.
3. Вы когда-нибудь ощущали почти физическое присутствие тьмы и угнетения в каком-то районе вашего города или страны? Поделитесь своими мыслями и впечатлениями с другими.
4. Демонические твердыни над городом или страной могут возникнуть в результате полученных травм. Какие твердыни могли появиться вследствие травм, нанесенных в ходе истории вашему городу или стране?
5. Обсудите разницу между концепциями «вне библейского» и «небиблейского». Вы согласны с Джорджем Отисом?
Глава 2
Видимое и невидимое.
Питер Вагнер.
Попытка увидеть мир вокруг нас таким, каким он является на самом деле, а не таким, каким он кажется. Это классическое определение духовной картографии.
Важным постулатом в духовной картографии является утверждение о том, что реальность — нечто большее, чем то, что мы видим на поверхности. Видимые предметы и явления нашей повседневной жизни — деревья, люди, города, звезды, правительства, животные, профессии, искусство, модели поведения — проявляются повсюду и принимаются нами как само собой разумеющееся. Однако за многими видимыми аспектами мира вокруг нас сокрыты духовные силы, невидимые области реальности, которые могут иметь намного более важное значение, чем видимый нашими физическими глазами мир.
Именно это имел в виду Павел, когда сказал, что «мы смотрим не на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18).
Павел говорит, что осознание разницы между видимым и невидимым позволяет нам »не унывать» (см. 2Кор.4:16). О каком унынии идет речь? Павел упоминает об унынии еще в первом стихе этой главы, а затем сокрушается о том, что его благовествование не было столь эффективным, как бы ему хотелось «Закрыто благовествование наше… закрыто для погибающих», — говорит он. Но почему? Потому что «бог века сего ослепил умы» этих людей (см. 2Кор.4:3,4).
Я понимаю послание Павла следующим образом: мы должны признать, что самая главная битва за всемирную евангелизацию — это духовная битва, и орудия в этой войне не плотские, но тоже духовные. Мы также должны признать, что Бог повелел нам вести мудрую и наступательную духовную борьбу. Чем лучше мы поймем это, тем успешнее будет идти процесс евангелизации мира. Осознание разницы между видимым и невидимым — очень важный компонент всего плана битвы, направленного на разрушение оков, в которых враг содержит потерянные и заблудшие души.
Возбуждение гнева Божьего.
Ключевой библейский отрывок, о различении видимого и невидимого мы находим в первой главе Послания к Римлянам, и он также касается гнева Божьего. Естественно, что гнев Божий не самая наша любимая тема, а потому у нас не так много книг или проповедей об этом. Тем не менее, гнев также является одним из качеств нашего Бога. Это значит, что гнев нельзя назвать преходящим настроением, которое-то появляется, то исчезает. Гнев есть часть самой природы Бога. Бог есть Бог гнева. Он также является Богом справедливости. Богом любви, Богом милости и Богом святости. И этот перечень можно продолжить и далее. Но Послание к Римлянам (1:18-31) выделяет именно это качество, присущее Богу, — гнев.
Павел говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Это безрассудное нечестие напрямую связанно с миром видимого и невидимого. Позвольте мне объяснить это точнее.
Бог сотворил мир, чтобы явить Свою славу. Каждый человек был сотворен, чтобы прославить Бога. Люди занимают более высокое положение, чем другие объекты творения, потому что мы — единственные, кто был сотворен по образу и подобию Бога.
Но зачем Бог сотворил мир? Он сотворил мир, чтобы явить свою славу. Павел объясняет, что «через рассматривание творений», или, точнее, видимых аспектов творения, становится видимым «невидимое Его». Все, что мы видим в Божьем творении, без исключения изначально было создано для того, чтобы проявить «вечную силу Его и Божество» (см. Рим. 1:19,20).
Но что это должно значить для нас? Это значит в первую очередь, что каждый человек был сотворен, чтобы прославить Бога. Люди занимают более высокое положение, чем другие объекты творения, потому что мы — единственные, кто был сотворен по образу и подобию Бога. Каждое ангельское существо было также создано, чтобы прославить Бога. Как и любое животное, как все растения, небесные тела, горы, айсберги, вулканы и уран, как и все остальное. Человеческая культура также относится к Божьему творению, признанному прославить Его. Об этом мы поговорим несколько подробнее чуть позже в этой же главе.