Проблематика исследования физической культуры и спорта с позиции андрогогики, ювенологии.
Андрагогика представляет собой раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом. В последние десятилетия внимание к андрагогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни и т.д., в связи с чем открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров.
В Российском педагогическом энциклопедическом словаре 2003 года издания (гл. ред. Б.М.-Бад) дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». Наряду с термином «Андрогогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. Термин сразу вызвал бурную дискуссию в среде учёных. Известно, что «против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как Гербарт. В первой половине ХIХ века образование взрослых не приобрело широких масштабов и термин не получил распространения. В 20-е годы прошлого столетия образование взрослых становится областью теоретизирования, например, в Германии. Термин «андрагогика» получает второе рождение, теперь описывая совокупность размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым. Сегодня в европейских странах существует в основном три толкования термина:
Во-первых, во многих странах растёт восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.
Во-вторых, главным образом в США, андрагогикой в традиции Малколма Ноулза называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов процесса учения.
В-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».
В России понятие «андрагогика» появилось в результате заимствования из концепции андрагогики М.Ш. Ноулза. Изучение литературы вопроса[ показывает, что многие российские учёные рассматривают её как самостоятельную науку и научную дисциплину, в разных работах авторы определяют андрагогику как область научного знания и как отрасль педагогической науки, как сферу социального знания и гуманитарную сферу знания. В одном и том же исследовании андрагогика может рассматриваться с разных сторон: как направление в системе наук об образовании, учебная дисциплина, наука об образовании взрослых. Так, например,Б.М. Бим-Бад и С.Н. Гавров определяют эту совокупность, дополняя её экскурсами из истории западной педагогической мысли, как «Ребёнок отец старика». Подобный разброс мнений свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения андрагогики в России.
При обучении должны быть учтены следующие особенности взрослых:
· осознанное отношение к обучению;
· стремление к самостоятельности;
· стремление к осмысленности обучения: знания нужны для решения конкретной проблемы и достижения конкретной цели;
· практическая направленность: стремление к применению полученных знаний и навыков;
· наличие жизненного опыта;
· влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов.
С позиции андрогогики главный интерес представляет совершенствование системы образования взрослых в сфере физической культуры, способы самообразования взрослого человека в сфере физической культуры, организация курсов повышения квалификации профессионалов в сфере физической культуры, построение работы в институтах развития образования взрослых и др. Специфика этой проблематики заключается в том, что взрослому человеку труднее учиться, чем молодому – мешает работа, семья, ухудшаются умственные способности, память, внимание, мышление и прочие трудности, которые нужно преодолевать взрослому человеку.
Ювеноло́гия представляет собой междисциплинарную область знаний, связанную с изучением молодежи, как особой социально-возрастной группы, объединяющая социологический, психологический, политологический, культурологический и другие подходы. Она тесно переплетается с педагогикой и психологией. В настоящее время эта наука больше по своему содержанию социологическая, но предназначение ее педагогическое. Ее связь с физической культурой вполне органична, потому что именно в юношеском и молодежном возрасте добиваются наибольших спортивных результатов. Во многих странах основной состав сборных команд по видам спорта состоит из старшеклассников и студентов вузов. Проблематика физической культуры в союзе с ювенологией лежит в плоскости изучения таких проблем: современная социально-идеологическая дифференциация молодежи и физическая культура; здоровый образ жизни и вредные привычки среди молодежи; доминирующий вид деятельности современной молодежи и ее отношение к физической культуре; досуг молодежи и место в нем физической культуры; профессиональные притязания молодежи и физическая культура; спортивная мода среди молодежи и др.
7.4 Проблематика исследования физической культуры и спорта с позиции традиционных спортивно-педагогических дисциплин.
Традиционными спортивно-педагогическими дисциплинами считаются те, которые входят в программу Олимпийских игр, которые включены в качестве обязательных разделов в учебную программу по предмету «физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях. В общеобразовательных школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Это такие дисциплины, как спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол). В теории и методике физической культуры научные данные по этим дисциплинам накоплены в разном объеме. Наибольший научный багаж в истории науки о физической культуре был внесен спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми – остальные дисциплины внесли знаний значительно меньше. Проблематика новых исследований имеет общий и специальный характер, определяющийся особенностями вида спорта.
В частности, в гимнастике, как и в легкой атлетике и спортивных играх выполнено немало биомеханических исследований, исследований, посвященных совершенствованию техники гимнастических упражнений, устранению ошибок в технике отдельных упражнений, развитию физических качеств спортсменов, спортивному отбору для конкретной спортивной специализации, различиям в спортивной тренировке девушек и юношей. Меньше работ выполнено, например, по проблеме индивидуально-дифференцированного подхода, синергетического подхода к развитию физических качеств, совершенствования педагогического контроля и управления спортивной тренировкой. В остальных вида спорта необходимо еще вести активный поиск решения проблем начальной подготовки спортсменов и их отбора для занятий спортом, планирования нагрузки в круглогодичном цикле подготовки и в олимпийском цикле, повышение качества владения техникой вида спорта, построения циклов подготовки в системе многолетней тренировочной программы и т.д.
7.5 Проблематика исследования физической культуры и спорта с позиции новых спортивно-педагогических дисциплин.
Новые спортивно-педагогические дисциплины еще не все утвердились среди традиционных видов спорта и не стали очень популярными, но некоторые из них постепенно распространяются среди населения. Например, шахбокс, эстетическая гимнастика и многие другие. Вот один из них: херлинг.
Хёрлинг
Этот вид спорта сочетает в себе футбол, бейсбол и хоккей. Такая игра существует в Ирландии. Экипировка игрока-хёрлера состоит из футбольной формы, защитного шлема и деревянной клюшки. Цель этой игры состоит в том, чтобы заработать как можно больше очков, забивая мячи в ворота соперника.
Бузкаши
Национальный спорт Афганистана, в котором игроки, будучи верхом на лошади, должны схватить тушу козы и удерживать её до тех пор, пока не достигнут линии ворот. Бузкаши напоминает поло без клюшки и мяча, а по грубости его сравнивают с американским футболом, так как в Бузкаши не обходится без ударов, лягания и даже стрельбы.
Итонский пристенок
Традиционная спортивная игра, проводящаяся исключительно для студентов Итонского колледжа в Англии. Некоторые сравнивают ее с регби или футболом, но это ошибочно, так как итонский пристенок – совершенно другая игра, в которой игровым полем является стена. Игроки передвигаются вдоль стены и наваливаются друг на друга в борьбе за мяч. Если игрок достаточно близок к краю стены, он получает право пробить мяч по цели, которая может быть деревом или дверью. Это игра не так проста, как кажется, если учесть, что последний раз гол был забит в далеком 1909 году.
Джай-алай
Джай-алай рассматривается фанатами спорта как смесь бадминтона и гандбола. Обычно в него играют по одному или парами. Цель игры в том, чтобы ракеткой, похожей на черпак, швырнуть мяч в стену, стоящую в зоне оппонента. А соперник, в свою очередь, должен поймать мяч прямо в воздухе или же при первом отскоке от стены. В противном случае игрок или команда теряют очки.
Шахбокс
Представьте картину: шахматисты, передвигающие пешки и ладьи боксерскими перчатками, и боксеры, которые сидят на стуле и думают, как обыграть соперника в шахматы. Странно, не так ли? Вы удивитесь, но в Финляндии уже существует определенная игра, где бокс и шахматы идут рука об руку. Шахбокс не похож ни на один вид спорта, о котором вы знаете. Сначала игроки играют шахматный раунд, потом боксерский и так на протяжении 11 раундов.
Кабадди
Эта интересная игра начинается с того, что одна команда посылает «захватчика» на территорию противника. Если захватчик дотрагивается до кого-либо из противоположной команды и убегает на свою территорию, то он зарабатывает очко. Но если до захватчика дотронулись или он был схвачен, не успев сбежать, то очко достается соперникам. Любой игрок, до которого коснулись, выбывает из игры. И так до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех участников.