Проблематика исследования физической культуры и спорта с позиции педагогики и психологии
Педагогика и психология являются сопряженными дисциплинами науки с теорией и методикой физической культуры. Их знания органично включаются в межпредметные связи с ТМФК, в исследование и изучение проблем физической культуры. В результате взаимодействия этих наук (в том числе и педагогики с психологией) появляются знания, ценные для дальнейшего физического совершенствования человека и всего общества. Теория и методика физической культуры заимствовала из педагогики и творчески адаптировала принципы обучения, принципы воспитания, основные положения, касающиеся построения системы образования в сфере физической культуры, представления о сути педагогического процесса, а также педагогические методы, средства, формы проведения занятий, многие педагогические идеи, концепции. Наука о физической культуре активно использует педагогический материал, включая его даже в качестве методологии научного исследования, она можно сказать насквозь пропитана педагогикой и даже ученые, которые защищают диссертационные работы по научной специальности 13.00.04 по физической культуре получают ученую степень кандидата или доктора педагогических наук.
Учитывая данные факты, все же следует сказать, что далеко не всегда педагогика удачно сочетается с теорией и методикой физической культуры, сложилось много современных актуальных проблем, которые одновременно касаются педагогики и ТМФК. Поэтому с позиции педагогики можно выделить ряд следующих проблем: исследование вопросов особенностей нравственного, патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры; педагогические технологии формирования и укрепления здоровья учащейся молодежи; разработка новых подходов к обучению учащейся молодежи с применением средств физической культуры; использование и внедрение новых образовательных технологий в сфере физической культуры; обоснование способов совершенствования содержания педагогического, физкультурного образования; мало еще в ТМФК используется наработанный опыт в изучении проблем педагогики с позиции культурологического подхода (научная школа профессора Исаева И.Ф.) и многие другие проблемы. В результате такого взаимного притяжения относительно недавно появилась интегральная новая наука – педагогика физической культуры и спорта, которая уже включается в учебные планы подготовки физкультурных кадров в вузах, выпускаются первые учебники по этой дисциплине (Неверкович С.Д. с соавт., 2010 и др.).
Что касается психологии, то она также сближается с теорией и методикой физической культуры по многим вопросам. Используя материал общей психологии, педагогической психологии, психологии развития и других ее разделов, физическая культура решает свои актуальные проблемы. Но психология еще мало используется в ТМФК. Наибольшими достижениями можно считать результаты исследований, проведенных в теории и методике спортивной подготовки. В этой области знания получены в результате разработки проблемы психологического отбора спортсменов, психологической подготовки спортсменов к тренировкам и соревнованиям, психологической совместимости спортсменов в командах и спортсменов с тренером, технологии волевой психологической подготовки, методики диагностики различных свойств личности спортсменов, их индивидуально-психологических особенностей и состояний. Вместе с тем даже появление новой области знания – спортивной психологии с большим трудом внедряется в сферу спорта. Возможно, это связано с отсутствием в системе образования целенаправленной профессиональной подготовки кадров для спортивной психологии. В то же время существует серьезная проблема – спортивному психологу очень сложно попасть работать в команду спортсменов, включая сборную России, трудно найти взаимопонимание и заслужить авторитет. Одна из ключевых причин – тренеры не желают чужого вмешательства в их устоявшиеся отношения взаимодействия со спортсменами. Генеральная линия взаимодействия психологии и знания о физической культуры лежит, прежде всего, в области исследования не только проблем спорта, но и других видов физической культуры.