Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы

Изящность слога русского основана на правилах, языку свойственных.

М.В. Ломоносов

План

1. Орфографическая и пунктуационная грамот­ность как неотъемлемая часть речевой культуры.

2. Орфография как раздел лингвистики.

3. Основные принципы русской орфографии.

4. Правила русской орфографии.

5. Пунктуация как система постановки знаков препинания.

6. Интонационно-мелодические законы русской речи.

7. Правила русской пунктуации.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Культура письменной речи состоит, прежде всего, в том, насколько грамотно каждый носитель языка мо­жет передать на письме особенности графического изоб­ражения слов, входящих в общую систему языка, и насколько точно пунктуационно, то есть при помощи знаков, отражены интонационно-мелодические особенности звучащей речи. «Говорить есть мысли своим го­лосом изъявлять; а писать есть то же начертанием пред­ставлять», — писал Н.Г. Курганов в 1793 году. Вот образец текста этого автора: «Утро. Сквозь лъдяныя кружева, покрывающгя оконные стекла, пробивается въ дътскую яркш солнечный свътъ. Ваня, мальчикъ лътъ шести, стриженый, съ носомъ, похожимъ на пу­говицу, и его сестра Нина, четырехлътняя дъевочка, кудрявая, пухленькая, малорослая неполътамъ, про­сыпаются и черезъ ръшетки кроватокъ глядятъ сер­дито другъ на друга. У-у-у, безстыдники! — ворчитъ нянь».

Всё ли понятно? Думается, что читалось с трудом. А ведь текст написан на русском языке, но по нормам орфографии 18 века. Как видим, без орфографии, оди­наково понятной всем, читать письменный текст очень трудно.

Раздел науки о языке, исследующий правила на­писания слов, получил название орфография — «пра­вильное письмо». Правила постановки на письме зна­ков препинания изучает грамматика, так как именно ей отводится в языке роль смыслового определителя, а пунктуация служит средством обозначения смысловых отрезков текста, значение которых особо подчеркива­ется.

Таким образом, орфографическими нормами сле­дует, считать научно обоснованные и утвержденные государством правила написания слов, а пунктуаци­онными нормами — правила постановки знаков пре­пинания на письме в соответствии с логической струк­турой мысли. Орфографические нормы помогают еди­нообразному, то есть понятному для всех говорящих на языке, выражению мысли и ее адекватному воспри­ятию. Именно соблюдение правил позволит сэкономить время при письменном общении и не доставит трудно­стей при расшифровке письменной информации. Пунк­туационные нормы помогают человеку выразить содер­жание своей мысли, а читающему или слушающему — безошибочно понять этот смысл, вложенный автором в содержание речевого высказывания.

Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с про­блемами орфографии и пунктуации применительно к языковой норме. Орфография русского языка не слу­чайно считается самой сложной языковой дисципли­ной. Проблема орфографической безграмотности ос­тается часто неразрешенной в течение всей человечес­кой жизни. И причина здесь обычно не в сложности правил, а в отсутствии интереса к работе со словом, в непонимании взаимосвязи, существующей между эле­ментами языка. Видимо, принцип подачи орфографи­ческого материала в начальной и основной школе усу­губляет проблему, заставляя школьников заучивать большое количество правил, не закрепляя их в доста­точной степени, не давая возможности вникнуть в суть языкового явления.

Живые фонетические процессы, происходившие в системе языка в течение довольно длительного перио­да, привели к тому, что между произношением и на­писанием установились сложные отношения. Общеиз­вестно, что гласные О и А, И и Е в потоке речи в различных фонетических позициях звучат одинаково (в/а/да = вода, р/а/бота, л/и/са, л/и/са = лес), один и тот же звук произносится на месте написания сочета­ний — жч (мужчина), сч (счастье), а буквосочетание чн в речи произносится^ двояко: було/шн/ая, коне/шн/о, сердечная (боль), серде/шн/ый (друг). В словах и сло­воформах одной и той же буквой обозначаются звуки, совершенно различные по своему качеству: например, звук, обозначенный буквой 3 в следующих словах звучит не в одном, а в нескольких вариантах: зорька /з/, зима /зь/, без сна /с/, без шерсти /ш/, безжалостный /ж/.

В современной языковой системе существует 156 правил произношения, зафиксированных в Орфоэпи­ческом словаре под ред. Р.И. Аванесова, которые, ви­димо, и создают определенные проблемы при написа­нии. Возможно, следует соотнести эти правила и, как следствие, не допускать ошибок при письме. Но этого, оказывается, недостаточно. Чтобы правильно писать, необходимо относиться к слову не как к набору букв и звуков. Слово — это живой организм, со своей историей, особенностями существования и развития. Грамотному человеку следует научиться отличать друг от друга те группы слов, которые называются частя­ми речи. Обязательна для безошибочного написания тренировка фонематического слуха, без которого не­возможно порой отличить одно слово от другого при его произнесении. Нужно вдумываться в значение каж­дого отдельного слова, чтобы понять тайный смысл, в нем сокрытый, и не ошибиться в буквенном его выра­жении.

Нормы русского правописания складывались долго и трудно. Не от незнания грамматических правил, не от своенравия или упрямства, а по причине отсутствия норм в письменной речи даже в работах столь выдаю­щихся ученых и мыслителей прошлого, как М.В. Ло­моносов, В.К. Тредиаковский, Я.К. Грот, встречалось написание вить (вместо ведь), бутто (вместо будто), му-щина (мужчина), может-быть (может быть), тритцать (тридцать). Список можно было бы продолжать беско­нечно, так как степень орфографического разнобоя была настолько велика, что даже заглавные и строчные бук­вы употреблялись совершенно произвольно, писались и в середине слова.

Вне всякого сомнения, должна была появиться ор­фографическая норма, стандартизировавшая русскую орфографию. Поставив перед собой цель «историческим путем уяснить мыслящему читателю настоящее состоя­ние русской орфографии и способствовать к большему единообразию письма», Я.К. Грот, выдающийся линг­вист, исследователь и большой знаток языка, В.Я. Стоюнин, председатель Орфографической комиссии, а так­же их последователи и единомышленники сочли необ­ходимым разработку единых, общих для пишущих правил, чтобы покончить с пестротой и неупорядоченнос­тью письма. Вплоть до середины 20 века в области ор­фографии царил полный хаос, как писал об этом СП. Обнорский. И только в 1956 году появился первый свод правил русского правописания — «Правила русской орфографии и пунктуации», установившие общую для всех правописную норму.

Правила давали возможность не только писать ор­фографически грамотно, но и осознавать условия, оп­ределяющие выбор той или иной орфограммы. В тече­ние небольшого для истории периода времени были тщательно исследованы все сложности, которые могли бы возникнуть при передаче звукового состава слов на письме, определены основные разделы орфографии и на основе полученных данных выработаны принципы русского правописания.

Вся система орфографии была представлена пятью основными разделами:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитное, раздельное и дефисное написание;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила сокращения слов.

Таким образом, все проблемы орфографии уклады­вались в рамки пяти основных разделов, отражающих проблемы, возникающие при письме. После этого необ­ходимо было представить способы и приемы работы по каждому из этих разделов.

Для этого следовало выработать и обосновать принципы русского письма. Именно выбор принципа определяет наше понимание правописания в целом и каждого отдельного правила, в частности. Долгое время считалось, что основным принципом русского правописания является морфологический принцип, суть которого сводится к тому, что независимо от произношения в слове должны писаться одинаковые морфемы, значащие части слова. Так, в словах САД, САДОВНИК, САДОВЫЙ, ПАЛИСАДНИК, САДИК и др. в корне слова пишется только буква А. К сожа­лению, морфологический принцип не в состоянии был объяснить те факты отступлений от единообразной передачи письма, как, например, различные чередо­вания.

Фонетический принцип письма ориентировал на вы­бор звука из нескольких вариантов в строго определен­ных позициях: например, в позиции после приставок на согласный, когда пишущий выбирает без — или бес-,низ — или нис-, чрез — или чрес---- низвергнуть, но нисходящая, безграмотный, но бесчеловечный и т.д.. Традиционный принцип письма предполагал за­учивание той информации, которую трудно было объяс­нить и осмыслить, так как написание не опиралось на грамматическую теорию; потому в разряд словарных слов попадали слова собака, капуста, морковь и т.п. Дифференцирующее написание предполагает раз­личное написание ряда одинаковых по звучанию слов — ожог (существительное) и ожег (глагол).

Мощным стимулом в развитии теории русского пись­ма послужило появление фонологии, науки, которая по­зволила «возвести звук к той определенности, которая обусловлена внутренними законами языка». М.В. Панов убедительно показал, что лингвисты 19 века стреми­лись найти основание нашей орфографии в чем-то бо­лее постоянном, более системночшределенном, чем кон­кретная звуковая стихия. Потребность в теории пись­ма была важнейшим стимулом создания фонологии. До появления фонологии письмо рассматривалось через устную речь, а фонологическая теория привела к пони­манию мельчайшей единицы языка — фонемы, облада­ющей смыслоразличительными и форморазличительны-ми функциями, и, следовательно, рождению еще одно­го принципа написания — фонематического. При не­фонологическом подходе к описанию орфографии ис­следователи исходили из того, что письмо есть сред­ство передачи звучащей речи, а правила орфографии для них — это правила, устанавливающие соответствие между буквами и звуками, то есть правила передачи звуков на письме. При фонологическом же подходе отношения между звуком и буквой устанавливаются через фонему. Процесс записи звучащей речи, как счи­тают исследователи, состоит из двух этапов: переход звучащей речи в фонемную запись и затем переход от фонемной транскрипции к буквенной записи. Все это возможно только при осмыслении своей речевой дея­тельности.

Как видим, фонематический и морфологический принципы орфографии одинаково проявляют себя во всех морфемах: и в приставке, и в суффиксе, и в корне, и в окончании. Обе трактовки ведущих принципов пра­вописания едины в том, что фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но морфологи­ческий принцип лишь констатирует, что каждая мор­фема сохраняет единое написание, но не объясняет это­го явления, в то время как фонематический принцип предполагает выбор букв из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию.

Рассмотрим на конкретных примерах влияние того или иного принципа на написание русских слов. Для всех носителей языка совершенно очевиден тот факт, что в русском языке нет приставок: з-, па-, но-, по­этому не может быть и слов /з/делатъ, /па/просить, /но/писатъ. Нет в русском языке суффиксов -асть, -лев-, поэтому не может быть и слов мудр/асть/, удач/ лев/ый. Это несложно запомнить и понять, даже если еще не очень хорошо разбираешься в таких поняти­ях, как приставка и корень, суффикс и окончание. Чтобы подобрать к слову родственные слова, необхо­димо как минимум знать, что называется в науке о языке родственными словами. Это проблемы, кото­рые затрудняют овладение орфографическими норма­ми при использовании только морфологического принципа. Гораздо легче, на наш взгляд, использование фо­нематического принципа для объяснения написания многих слов. Понимание сильной и слабой позиций звуков оказывается несложным делом даже для перво­классника. Сильная позиция для гласных — та, что находится под ударением. Сильная позиция для соглас­ных — та, что находится перед гласным. Все осталь­ные позиции будут слабыми. Таким образом, чтобы пра­вильно написать слово, следует отыскать сильную по­зицию для звука, и проблема будет решена. Почему в слове лесной в первом слоге будет писаться Е? Потому что в сильной позиции для буквы Е можно подобрать слово лес, оно и поможет выбрать вариант буквы. На­пример, в предложении: Лошадь узнают в езде — прак­тически в каждом слове есть сложные с точки зрения орфографии места, которые в 60-х годах прошлого века стали называть орфограммами, а для младших школь­ников ошибкоопасными местами. Итак, позиция зву­ка А в слове лошадь — слабая, так как она безудар­ная, подберем слово лошадка — исправим ситуацию; позиция звука Д — конец слова, значит, слабая, по­ставим в сильную позицию — лошади — найдем вари­ант ответа, кроме того, звук Д — мягкий, в противном случае, в слове на конце должен был бы появиться Ы, следовательно, в начальной форме ему нужен мягкий знак. В слове узнают проблема в написании буквы А. Поставим в сильную позицию — знать. Проблема ре­шена. Продолжим: езда — едет. Постановка слабой позиции звука в сильную позицию дала правильный вариант написания.

Конечно, не все так просто в орфографии. Сочета­ние различных принципов при анализе слов и слово­форм, несомненно, помогает, но без правил все-таки не обойтись.

Сколько в языке правил? Каковы отношения меж­ду ними? Возможно ли на самом деле усвоить рус­скую орфографию в соответствии с теми требования­ми, которые школа, общество и сама жизнь предъявляют человеку? Думается, что решение проблемы не в количестве выученных правил и в их умелом ис­пользовании, а в верном осмыслении проблем орфо­графии.

В соответствии с первым разделом орфографии выделяют 3 основных правила правописания:

1. Безударные гласные обозначаются той же бук­вой, что и под ударением в той же части слова: стол — столовая — столоваться; на аллее — на земле.

2. «Сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, сонорными и в: сад — сада; просьба — просить.

3. Мягкость согласного перед мягким согласным обо­значается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердым согласным или на конце слова: зонтик — зонт, брось­те — брось.

А из общей природы орфографических правил вы­текает, согласно фонематическому принципу написания, единый образец решения орфографической задачи. Чтобы верно написать слово, следует:

A) найти орфограмму;

Б) определить ее тип;

B) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

Г) определить последовательность шагов в решении задачи;

Д) выполнить намеченную последовательность;

Е) написать слово в соответствии с решением ор­фографической задачи.

Только на первый взгляд такое количество этапов для решения одной орфографической проблемы кажет­ся огромным. Быть грамотным человеком означает легко обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, а в сложных случаях уметь обращаться с системой конкретных правил на­писания русских слов.

Запомните!

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

А

Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, аван­тюра, авторитет, агиткампания, агрегат, агроном, ад­вокат, адъютант, академия, аккомпанемент, аккуму­лятор, алебастр, аллегория, аллитерация, алфавит, амальгама, амбулатория, аморальный, амортизация, амплитуда, амфитеатр, аналогия, аномалия, аноним­ный, апельсин, аплодисменты, апогей, аристократия, арматура, аромат, артиллерия, арьергард, астрономия, атака, атеист, ателье, атлетика, атмосфера, аудиенция, аудитория.

Б

Багаж, багровый, базар, бакалея, баклуши (бить), балаган, балагур, балалайка, баланс, балерина, балла­да, баллон, барабан, барометр, бархат, баскетбол, ба­тальон, батарея, бахрома, белена, беллетристика, бен­зин, беседовать, бетон, бечева, библиотека, бидон, би­нокль, блокада, блондин, богатырь, бойкот, бокал, бо­лото, бордовый, борозда, браслет, брезент, бренчать, брикет, бриллиант, брошюра, бутерброд, бюллетень.

В

Вагон, вазелин, вакансия, вакуум, вакцина, вале­рьяновый, варежка, вариант, ватрушка, велосипед, вен­тилятор, верблюд, вереница, веретено, вермишель, ве­стибюль, ветеран, ветеринар, ветчина, визит, винегрет, виолончель, виртуоз, високосный, витрина, влачить, вокзал, волейбол, волокита, волокно, волшебство, во­робей, вымпел.

Г

Габарит, гавань, газета, газон, галантерея, гале­рея, галоша (калоша), гараж, гардероб, гармония, гар­низон, гарпун, гастрономия, гвоздика, гегемония, ге­моглобин, генеалогия, генерал, гениальный, геология, георгин, герань, гербарий, герметический, герой, гиб­рид, гигиена, гиена (животное), гимнастика, гипербо­ла, гипотеза, гирлянда, гобелен, говядина, гонорар, го­ризонт, горностай, готовальня, градация, графин, гри­маса, гуманизм.

Д

Дебаркадер, девиз, дезертир, дезинфекция, дезори­ентация, декламация, декларация, декольте, декрет, де­легация, деликатес, дельфин, демисезонный, демобили­зация, демократия, демонстрация, десант, десерт, дес­пот, деталь, дефект, дефис, джентльмен, диагноз, диа­гональ, диалект, диалог, диаметр, диапазон, диапози­тив, диафрагма, диван, диверсия, дивизия, диета, дик­татура, дилетант, динамо, дипломат, директива, ди­ректор, дирижабль, дирижер, диспансер, диспетчер, диссимиляция, диссонанс, дистиллированный, дисцип­лина, дифференциация, диэлектрик, долото, домини­он, домкрат, донор, досконально, доцент, дубликат.

Е

Егерь, егоза, енот, еретик, есаул.

Ж

Жаворонок, жакет, жаргон, жасмин, желанный, жемчужина, жерло, жестикулировать, жетон, жилет, жираф (жирафа), жонглер.

З

Завтрак, запонки, зефир, зигзаг.

И

Игнорировать, идиома, иезуит, иерархия, иероглиф, иждивенец, иллюминация, имитация, импровизация, инвентарь, инверсия, индеветь, индивидуальный, ин­дифферентный, иней, инженер, инициал, интеллект, интеллигенция, интенсивный, интервал, интернат, ин­терьер, интимный, интонация, информация, инцидент, искони, испещренный, испокон веку (веков), исполин, истина, истязать.

К

Кабала, кабан, кабель, кабина, кавалерия, кавыч­ка, каземат, каламбур, каланча, калейдоскоп, калека, календарь, калибр, каллиграфия, калория, камбала, камертон, каморка, кампания (поход), канава, канал, канарейка, канат, кандалы, кандидат, каникулы, ка­нитель, канонада, канцелярия, капелла, капиллярный, карабин, каравай, каракатица, каракули, карандаш, карантин, карапуз, караул, карикатура, каркас, кар­ман, карнавал, карниз, картон, карьер, касатик, каст­рюля, каталог, катастрофа, каторга, кашне, каштан, каюта, квитанция, кенгуру, керамика, кессон, кефир, кибернетика, кипарис, кисея, клавиатура, кларнет, клевер, клиент, коалиция, кобура, ковбой, коврижка, ковыль, коготь, кодекс, кожимит (имитация кожи), кокетство, коклюш, кокон, колбаса, коленкор, колесо, колибри, коллега, коллектив, колобок, колодец, коло­ния, колонна, колорит, колос (у злаков), колосс (вели­кан), колпак, колхоз, комбайн, комбинат, комедия, комета, комиссия, коммуна, коммунизм, комната, ко­мод, компания (общество), компас, компенсация, ком­плимент, композитор, компонент, компостер, компот, компресс, компромисс, комфорт, конвейер, конопатить, конопляник, консерватор, консерватория, конспирация, констатировать, контингент, континент, контрабанда, контракт, контролер, конферансье, конфета, конфет­ти, конфисковать, конфорка, концентрат, корабль, ко­ралл, коренастый, корзина, коридор, корова, король, коромысло, корыто, косметика, космонавт, котлета, котлован, кочан, коченеть, кочерга, кошелек, кощей, коэффициент, крамола, крапива, кредит, крематорий, кремень, кристалл, критерий, кровать, кропотливый, кульминация, культиватор, купорос, куролесить.

Л

Лабиринт, лаборатория, ладонь, лазарет, лаконич­ный, лауреат, лачужка, лебеда, лебедь, легенда, леги­он, лекало, ликвидация, лимит, лимонад, линолеум, литература, логарифм, лодыжка, ложбина, локомотив, лопата, лопух, лоскут, лотерея, лохмотья, лощина.

М

Мавзолей, магазин, магистраль, магнетизм, маета, макароны, макулатура, малярия, мандарин, манекен, манера, манжета, маникюр, манифест, мановение, ма­нометр, маргарин, мариновать, марионетка, мармелад, математика, медиана, медикаменты, медицина, мезонин, меланхолия, мелиорация, мелодия, мельхиор, меморан­дум, мемориальный, мемуары, менингит, меридиан, метаморфоза, метеор, метрополитен, меценат, мигрень, мизерный, милитаризм, миниатюра, мириады, мобили­зация, молекула, монолог, мораль, морковь, мошен­ник.

Н

Наваждение, накануне, наполеон (пирожное), нега­тив, негодовать, некролог, неологизм, нивелировать, нигилист, никотин, новелла, нумерация.

О

Оазис, обаяние, обезьяна, обелиск, облако, облига­ция, обморок, обоняние, обсерватория, одеколон, одо­левать, окаймлять, оккупация, окорок, олифа, омлет, омоним, опера, операция, оранжерея, ореол, оригиналь­ный, ориентация, орфография, орхидея, офицер, офи­циальный, официант, оцепенеть, ошеломить.

П

Павильон, палатка, палисадник, палуба, пальто, паникер, панорама, пантомима, папоротник, параграф, парад, парадокс, парапет, парашют, паркет, парламент, пародия, партизан, парфюмерия, парчовый, пастила, патриот, пациент, педагог, пелена, пельмени, пенал, пергамент, перила, периметр, перипетия, перископ, периферия, перламутр, персонал, перспектива, пескарь, пехота, пианино, пипетка, пирамида, планер, планта­ция, планшет, пластилин, плафон, пломбир, плотва, полемика, полигон, поликлиника, половодье, полотно, помидор, понедельник, понтон, попона, портмоне, пор­трет, портьера, постамент, потолок, потроха, превали­ровать, президент, прекословить, премьера, препарат, престиж, претендовать, преткновение, прецедент, при­вередливый, привилегия, приоритет, проблема, прови­ант, провинциал, провокация, прогноз, проект, прокламация, пролетариат, пропаганда, пропеллер, псев­доним, пульверизатор, пьедестал.

Р

Раковина, рацион, реализм, реванш, революция, регламент, реестр, режиссер, резеда, резервуар, рези­денция, резонанс, рекорд, реле, реликвия, ремешок, рентабельный, репей, репертуар, репетиция, репортаж, реставрация, реферат, рефрижератор, рецепт, рецидив, риторика, роман, рояль.

С

Саботаж, саксофон, салат, салфетка, сапоги, сарай, саранча, сарафан, свирель, свобода, сеанс, семантика, семафор, сенсация, сентиментализм, сепаратный, сер­виз, сержант, сертификат, силуэт, симпатичный, сино­ним, синтаксис, сирень, ситуация, скафандр, скелет, скорлупа, собака, солдат, солидарность, соловей, соло­ма, солярий, соната, соперник, социализм, сочинение, спартакиада, спектакль, специалист, спираль, стаби­лизатор, стадион, стамеска, стандарт, статистика, стел­лаж, степень, стипендия, стратосфера, сувенир, суве­ренитет, судорога, суматоха, сутолока.

Т

Тавтология, талант, таможня, таракан, тарелка, та­совать, телевидение, телефон, темперамент, тенденция, тирания, томат, топор, тормоз, торпеда, трагедия, тра­диция, траектория, трамбовать, трамвай, трамплин, транспарант, транспортер, трансформатор, траншея, трапеция, трафарет, тренер, тренировка, трибуна, тро­туар, трофей, тунеядец, тюбетейка.

У

Удовлетворение, ужин, ультиматум, ультрамарин, универмаг, университет, уникальный, упоение, ураган, учреждение.

Ф

Фазан, факультет, фаланга, фамилия, фанатик, фа­нера, фанфарон, фармацевт, фарфор, фасад, фасовать, фаянсовый, федерация, феерия, фейерверк, фельетон, феномен, феодализм, фестиваль, фиалка, фиктивный, филармония, филиал, финал, флакон, фланель, фоли­ант, фонетика, фонтан, формат, форсировать, форте­пьяно, фрезеровать, фронтон, фуникулер, фюзеляж.

X

Хамелеон, хаотический, холера, хомут, хомяк, хо­реография, хребет, хрестоматия.

Ц

Целебный, целлофан, целовать, цемент, цепенеть, цистерна.

Ч

Чеканить, чемодан, чемпион, чердак, черепаха, че­репица, черешня, черемуха, чеснок, чечевица, чучело.

Ш

Шаблон, шакал, шалаш, шампиньон, шантаж, ша­рада, шарахаться, шарнир, шаровары, шатен, швей­цар, швея, шедевр, шелест, шелуха, шеренга, шерша­вый, шимпанзе, шинель, шкатулка, шлагбаум, шофер, шпагат, шпингалет, штатив.

Щ

Щавель, щеколда, щенок, щиколотка, щипцы.

Э

Эвакуация, эвкалипт, эволюция, эгоист, эквивалент, экзаменатор, экземпляр, экипаж, экскаватор (землерой­ная машина), экспедиция, эксплуатация, экспонат, эк­спорт, эластичный, элеватор, элегантный, эликсир, эмигрант, энциклопедия, эпидемия, эпидиаскоп, эпи­зод, эпопея, эскалатор (движущаяся лестница), эстака­да, этажерка, эшафот, эшелон.

Ю

Юбилей, ювелир, юродивый.

Я

Ябедничать, яичница, якорь, ярмарка, яростный, ясень, яхонт, ящерица.

Предлагаем свод основных орфографических пра­вил, существующих в современной орфографии.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ

1. Правописание гласных в корне:

1.1 Безударные гласные в корне проверяйте под ударе­нием (развиваться — развитие, развеваться — развеять);

1.2. Непроверяемые безударные гласные смотрите по словарю (коридор, аромат, вокзал):

1.3. Чередующиеся гласныеА- О:

ГАР-, ГОР- (нагар, нагореть, под ударением — А, без ударения — О), искл.: изгарь, пригарь, выгарки.

ЗАР-, ЗОР- (зори — заря, под ударением — О, без ударения — А), искл.: зорянка, зарево, зоревать, зоревой;

КАС-, КОС-, ЛАГ-, ЛОЖ — (касательная, кос­нуться, предлагать, предложить) — за корнем А — пиши А;

ПЛАВ-, ПЛОВ- (в словах пловец, пловчиха — пи­шите О, в остальных А), искл.: плывун;

PACT-, РОС- (перед СТ и Щ пишите А: вырасти, выращенный, в остальных случаях О: вырос, водо­росль), искл.: отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав и производные от них;

СКАК-, СКОЧ- (перед К — А, перед Ч — О, ска­кать, заскочить), искл.: скачок, скачу;

МАК-, МОК-(А — в значении «погружать в жид­кость» — обмакнуть перо в чернила, О — в значении «пропускать жидкость» — промокательная бумага);

РАВН-, РОВН- (А — в значении «равный» — рав­нозначный, О — в значении «ровный» — сровнять), искл.: равнина;

1.4. Чередование И — Е (пишите в корне И, если за корнем стоит суффикс А — вычитать, блистать, в ос­тальных случаях пишите Е — блестеть, вычесть), искл.: сочетание, сочетать.

2. Правописание согласных:

— неясные согласные нужно проверить родствен­ным словом с гласным звуком или согласными Л, М, Н, Р (косьба — косить, вперемешку — перемешать и т.д.);

— непроверяемые согласные проверяйте по слова­рю (бутсы, варежка и др.);

— непроизносимые согласные в сочетаниях СТН, СТЛ, ЛНЦ, РДЦ, СТБ проверяются однокоренными сло­вами (радостный — радостен, поздно — опаздывать);

— двойные согласные пишутся в сложносокращен­ных словах (главврач), в иноязычных словах (терраса, баррикада), в производных с удвоенной согласной (про­грамма — программный).

3. Правописание приставок:

— приставки НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, НА-, ЗА-, ОБ-, ОТ-, ДО-, ПО-, ВЫ-, О-, В-, С-, У- — пишут­ся всегда одинаково;

— приставки на 3- (ИЗ-, НИЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, ЧРЕЗ-, ВЗ-) перед звонкими согласными и гласными пишутся с буквой 3, перед глухими — С (раздать, без­аварийный, бессердечный, ниспадать);

— приставка С пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными (спилить — сбить). В сло­вах здание, здоровье 3 входит в состав корня;

— приставка РОЗ- (РОС-) пишется под ударением, без ударения РАЗ- (РАС-) (розыск, разыскивать); за­помните: расчет, расчетный, расчетливый, но рассчи­тывать, рассчитаться, рассориться;

— после иноязычных приставок (КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-), а также после приставок МЕЖ-, СВЕРХ- со­храняется начальное И (изысканный — сверхизыскан­ный, игра — контригра);

— после русских приставок на согласную вместо И пишется Ы в соответствии с произношением (играть — разыграть, идейный — безыдейный);

— приставка ПРА — обозначает давность и пишет­ся с некоторыми словами (прародина, прабабушка, пра-язык), в остальных случаях пишется приставка ПРО-(проколоть, проехать, продумать и т.д.);

— приставка ПРЕ- обозначает: а) высшую степень качества (= очень): предобрый, преуспеть; б) значение «через» (= пере): прервать, преступник;

— приставка ПРИ- указывает: а) на близость к чему-то (приморский); б) на приближение, прибавление к чему-то (придвинуть, пристроить); в) на неполноту дей­ствия (приоткрыть); г) на конечный результат (приду­мать); д) на совершение действия в чьих-либо интере­сах (припрятать).

4. Правописание Ъ и Ь:

— разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

а) после приставки на согласную (подъем);

б) в сложных словах, первую часть которых обра­зуют числительные двух-, трех-, четырех- (двухъярус­ный);

в) в иноязычных словах с приставкой на согласную (адъютант, инъекция, субъект);

— разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корнях, суффиксах, окончаниях (шьет, обезьяна, ручьи);

— буква Ь употребляется для обозначения мягко­сти согласного (мальчик, просьба), сочетания НЧ, НЩ, ЧН пишутся без Ь.

5. Правописание О и Е после шипящих и Ц:

— О пишется под ударением в окончаниях имен существительных и прилагательных (ножом, чужого), в суффиксах -ОК, -ОНК, -ОНОК, -ОВ (пастушок, вол­чонок, речонка, грошовый), на конце наречий (свежо);

— Е (Ё) пишется под ударением в суффиксах -ЕВЫ, { -ВА, -ЕВК, -ЕР, -ЕНН, -ЕН (разжевывать, корчевка, стажер, орошенный, копченый), в личных окончаниях глаголов (печет);

— в корнях слов под ударением пишется Ё, если в родственных случаях Ё чередуется с Е (шёпот — шеп­тать, чёрный — чернеть), в остальных случаях — О (шорох, шоссе). Следует различать: ожог, поджог, изжога — существительные, ожёг, поджёг, изжёг — глаголы;

— после Ц в суффиксах и окончаниях под ударени­ем пишется О, без ударения -Е (концом — танцем).

Правописание частей речи

1. Правописание имен существительных:

— существительные на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ в предлож­ном падеже (женский род в дательном) в безударном положении пишутся с -И (на линии, о гении, при уси­лии);

— существительные женского рода 3 склонения и существительные среднего рода на -МЯ в дательном и предложном падежах единственного числа пишутся с -И (к степени, о степени, ко времени, во времени);

— существительные среднего рода на -ЬЕ в пред­ложном падеже имеют Е (в ущелье, в Закавказье);

— суффиксы -ИК (-НИК, -ЧИК) сохраняют глас­ный звук при склонении (ключик — ключика), суф­фикс -ЕК имеет беглый гласный (орешек — орешка);

— в существительных мужского рода суффикс -ЕЦ с беглым Е (горец — горца), в существительных женс­кого рода -ИЦ (красавица), в существительных средне­го рода -ЕЦ, если ударение стоит после суффикса (пись­мецо), и суффикс -ИЦ, если ударение предшествует суф­фиксу (именьице);

— суффикс -ИЧК пишется в существительных жен­ского рода, образованных от слов с суффиксом -ИЦ (пу­говица — пуговичка), в остальных случаях пишется -ЕЧК (темечко);

— сочетание -ЕНК пишется в уменьшительных су­ществительных, образованных от слов на -НЯ, -НА (баш­ня — башенка, сосна — сосенка), сочетание -ИНК в существительных, образованных от слов на -ИНА (впа­дина — впадинка);

— суффиксов -АНЬК и -ИНЬК в современном рус­ском языке нет, искл.: баиньки, заинька, паинька;

— суффикс -ЧИК пишется в существительных со значением лица после согласных Д, Т, 3, С, Ж после других согласных----ЩИК (возчик, бетонщик);

— перед суффиксом -ЩИК буква Ь пишется только после Л (кровельщик, но банщик);

— перед суффиксом -ЧИК конечные согласные К, Ц, Ч заменяются буквой Т (раздача — раздатчик).

2. Правописание имен прилагательных:

— в кратких прилагательных после шипящих нет Ь (шипуч, колюч);

— суффикс -ИВ ударный, -ЕВ — безударный (лени­вый, краевой);

— с суффиксом -К образуются качественные прилага­тельные, имеющие краткую форму (дерзкий — дерзок);

— с суффиксом -СК образуются относительные при­лагательные, не имеющие краткой формы (матрос — матросский), после Н и Р перед суффиксом -СК Ь не пишется (рязанский, рыцарский), искл. названия ме­сяцев (сентябрьский, но январский);

— НН пишется в прилагательных, образованных от существительных:

а) в суффиксах -ОНН, -ЕНН (соломенный, лекцион­ный), искл.: ветреный день (но безветренный);

б) после основы на -Н (сон — сонный);

— Н пишется в суффиксах -АН, -ЯН, -ИН (кожа­ный нефтяной, гусиный), искл.: стеклянный, оловян­ный, деревянный. Запомните: багряный, румяный, юный, пряный, синий и др. (Н входит в основу);

— сложные прилагательные пишутся слитно:

а) образованные от сочетания слов, связанных по способу подчинения (народнохозяйственный);

б) употребляемые в качестве терминов (грудобрюш­ная преграда);

в) первая часть — числительное (девятилетний);

— сложные прилагательные пишутся через дефис: а) образованные из равноправных понятий, между ними можно поставить сочинительные союзы (учебно-воспитательный);

б) образованные от существительных через дефис (юго-запад — юго-западный);

в) обозначающие оттенки цветов, качество с допол­нительным оттенком (ярко-красный);

г) образованные из сочетаний прилагательное + су­ществительное (с перестановкой этих элементов): ли­тературно-художественный — художественная литера­тура.

3. Правописание местоимений:

— Неопределенные и отрицательные местоимения, образованные прибавлением частиц НЕ и НИ к вопро­сительным местоимениям, пишутся слитно: ничего, ничем, никакому.

— У отрицательных местоимений под ударением пи­шется НЕ, без ударения НИ: некого — никого, некому — никому.

— Если отрицательное местоимение употребляется с предлогом, то частица, предлог и местоимение пи­шутся в три слова: не у кого.

— Неопределенные местоимения, образованные от вопросительных путем прибавлением частиц -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -КОЕ, пишутся через дефис: кто-то, какой-либо, кое-кем.

4. Правописание личных окончаний глаголов:

— глаголы 1 спряжения имеют окончания: делаЮ, идУ (1 лицо, ед.ч.), делаЕШЬ, идеЕШЬ (2 лицо, ед.ч.), делаЕТ, идЕТ (3 лицо, ед.ч.), делаЕМ, идЕМ (1 лицо, мн.ч.), делаЕТЕ, идЕТЕ <2 лицо, мн.ч.), делаЮТ, идУТ (3 лицо, мн.ч.);

— к первому спряжению относятся глаголы на -УТЬ (сохнуть), на -ЕТЬ (белеть), на -ЫТЬ (быть), на -ОТЬ (молоть), на -ТИ (цвести), а также глагол СТЕЛИТЬ (ср.: стлать);

— глаголы 2 спряжения оканчиваются на: говорЮ, говорИШЬ, говорИТ, говорИМ, говорИТЕ, говорЯТ;

— ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчиваю­щиеся на -ИТЬ (кроме глаголов зиждиться и брить, а также пить, вить и т.п.); 11 глаголов-исключений: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и смотреть, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть.

5. Правописание причастий:

— В действительных причастиях настоящего време­ни пишутся суффиксы -УЩ/-ЮЩ, если причастие обра­зовано от глаголов 1 спряжения, и суффиксы -АЩ/-ЯЩ, если причастие образовано от глаголов 2 спряжения: говорящий от говорить, но пишущий от писать.

— В страдательных причастиях настоящего време­ни пишется суффикс -ЕМ, -ОМ, если причастие образо­вано от глагола 1 спряжения, и суффикс -ИМ, если причастие образовано от глагола 2 спряжения: читае­мые, ведомый, видимый.

— В страдательных причастиях прошедшего вре­мени перед НН пишется -А/-Я, если в неопределенной форме перед -ТЬ пишется -А/-Я — задержанный, об­стрелянный; если же перед -ТЬ стоит -И или -Е, то в страдательном причастии пишется суффикс -ЕНН — простреленный, покалеченный.

6. Правописание Н и НН в причастиях и отгла­гольных прилагательных:

Н пишется

— если в слове нет приставки и пояснительного слова: рваный сапог, раненый солдат;

— в кратких причастиях в функции сказуемого: поле засеяно;

— в словах: кованый, жеваный, приданое, смыш­леный, посаженый (отец), званый (вечер);

— приставка НЕ не влияет на количество Н в слове;

НН пишется

— если есть приставка и пояс<

Наши рекомендации