Классификация функциональных стилей
| |||
| |||
|
Схема 2.
Характеристика функциональных стилей
Стили | Функции | Сфера применения | Стилевые черты | Система языковых средств и их стилей | Изобрази-тельно-выразите-льные средства | Стиль произно-шения | |||
Лексика | Словообра-зование | Морфология | Синтаксис | ||||||
Научный | Сообщение | Передача научной информации | Объективно-сть, логичность, клиширова-нность | Термины, абстрактная | Словосложе-ние, аффиксация, аббревация | Именной характер, неличные формы глагола | Сложные союзные предложения, вводные, параллельные конструкции | Нет | Полный нейтральный монолог (преимущес-твенно) |
Офици-ально-деловой | Сообщение, администра-тивное воздействие | Официально-деловые отношения, право, политика | Точность, бессубъектив-ность, императивно-сть, стандартизи-рованность | Специальная терминология номенклату-рные единицы | Словосложе-ние, аффиксация, аббревация | Именной, характер, глаголы в императивном значении | Сложные предложения синтаксичес-кие клише | Нет | Полный нейтральный монолог |
Публици-стический | Информация + воздействие | Пресса, радио, телевидение, выступления на собраниях, митингах | Фактологич-ность, личностный характер, острота и яркость изложения, речевые стандарты | Общественно-политические термины, эмоционально-оценочная, иноязычная | Аффиксаль-ное слово-сложение, аббревация, субстантива-ция | Разнообразие словоформ всех частей речи | Разнообразие синтаксичес-ких конструкций, стилистичес-кие фигуры | Тропы, стилистиче-ские фигуры | Полный. Интонацион-ная выразительность. Монолог |
Разговор-ный | Общение | Общение людей | Непринужде-нность, неофициаль-ность, эмоциональ-ность, речевые штампы | Обиходно-бытовая, просторечно-бытовая, эмоционально-оцеочная | Аффиксация, суффиксы оценки | Разнообразие словоформ именных частей, местоимений, глаголов | Эллипсис, неполные предложения, присоедините-льные, вставные конструкции | Слова в переносном значении | Неполный, интонацион-ное разнообразие Диалог |
Схема 3
Функционально-смысловые типы речи
Композиция повествования
|
|
Композиция описания
Композиция рассуждения
Схема 1
Проверьте себя
- Что означает термин «функциональный стиль»?
- Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?
- Дайте характеристику каждому функциональному стилю.
- Дайте определение стилистической нормы.
- Что такое стилистическая синонимия?
- Что такое стилистические ресурсы речи?
- Как соотносятся стилистические и эмоционально-оценочные средства речи?
- В чем выражается интеграция функциональных стилей?
- Каковы причины стилистических ошибок?
- В чем сущность функционально-смысловых типов речи?
УПРАЖНЕНИЯ
Поразмышляем вместе
- Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к тому или иному функциональному стилю речи.
Грибы — тип низших растений, лишенных хлорофилла и питающихся готовыми органическими веществами. Ведут сапрофитный или паразитный образ жизни. Вегетативное тело представлено мицелием (или грибницей). Размножаются вегетативно и половым путем. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения, усвояемые высшими растениями...
(Энциклопедический словарь)
Образец размышления 1
Цель данной статьи — информация о грибах как биологическом виде.
В тексте употребляется научная (общеупотребительная и узкоспециальная) терминология: органические вещества, сапрофитный или паразитный образ жизни, хлорофилл, вегетативное тело, мицелии, бактерии и др., используется также абстрактная лексика: образ жизни, значение, классы. Слова употреблены в прямом, номинативном значении. Образные средства, возбуждающие эмоции, отсутствуют. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых нераспространенных и распространенных предложений, которые преимущественно имеют прямой порядок слов. Этот текст относится к научному стилю.
Болдинова Наталья,
студентка Донского
педагогического колледжа
Теперь я должен рассказать совершенно фантастический случай, связанный с шампиньонами. Если бы существовала грибная цивилизация, если бы грибы вели свою историю, отмечали наиболее выдающиеся случаи из нее, а также наиболее выдающиеся грибные личности, то, несомненно, был бы воздвигнут памятник трем шампиньонам, выросшим в городе Москве в 1956 г. Могли бы даже и люди воздать должное этим шампиньонам, если не памятником среди столицы, то хоть бы запечатленностью в сердцах и памяти. Потому что вот пример, на котором можно учиться. Событие состояло в том, что осенью 1956 года на Манежной площади, в трех шагах от стен Манежа, три шампиньона пробили из-под земли асфальт толщиной в несколько сантиметров, разворотили его, как взрывом, и вышли на свет божий. Конечно, почва около Манежа под мертвым асфальтом унавожена в течение веков: ведь в Манеже держали лошадей. Но какова сила жизни, каково стремление к свету и солнцу, к воздуху, к свободе! Спрашивается: почему же они не могли совершить свой подвиг раньше? Можно ответить, что в эти годы создались благоприятные условия, может быть, в какую-нибудь трещину просочилась вода. Но можно ответить и так: силы копили.
(В. Солоухин)
Образец размышления 2
В данном отрывке очевидна реализация двух функций — передача информации (случай в Москве) и воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Этим объясняется, с одной стороны, фактологическая точность, номенклатурные наименования (в Москве, на Манежной площади, в 1956 г.), с другой — наличие слов из разных пластов лексики: общелитературные слова — случай, цивилизация, сердце, памятник, память; высокие слова — запечатленностъ, воздать, выдающиеся личности, воздвигнут, подвиг; термины — шампиньоны, благоприятные условия, толщина, грибница, почва, сантиметры; разговорная лексика — унавожена, разворотить, свет божий. Для создания речевой выразительности используются эпитеты (выдающиеся грибные личности, фантастический случай, грибная цивилизация, выдающиеся случаи), сравнение {разворотили, как взрывом), метафора (грибы... копили силы). В тексте употребляются развернутые синтаксические конструкции с риторическими вопросом и восклицанием. Этот текст относится к публицистическому стилю.
Уварова Мария,
студентка Донского педагогического колледжа
Осень в этом году отменная, теплая. Частенько перепадают мелкие дождички. Грибов в лесу пропасть. Ты знаешь, я большой охотник до грибной солянки, поэтому в лес ходить не ленюсь. Наберу полное лукошко отборных, чистых, крупных, а мелочь всякую и вовсе не беру. А потом все это на сковородочку, да с лучком, да со сметанкой. Пальчики оближешь!
Приезжай к нам, дружок, на «грибную охоту».
(Из письма)
Образец размышления 3
Основная цель данного текста (отрывка) — общение (в письменной форме) и отчасти воздействие — вызвать чувство удовольствия. В тексте письма в основном используется нейтральная лексика, но есть и разговорные слова (перепадают, отменная, охотник в значении любитель, пропасть в значении много). Эмоциональность тексту придают слова с оценочными суффиксами (частенько, дождички, лукошко, сковородочка, сметанка, лучок, дружок), разговорные фразеологизмы (грибная солянка, грибная охота, пальчики оближешь), экспрессивное обращение (дружок). Для синтаксиса характерно использование эллиптических, коротких предложений, восклицания. Этот текст относится к разговорному стилю.
Дрюкова Лидия,
студентка Донского педагогического колледжа
- Прочтите предложения. Определите характер стилистических ошибок.
Образец размышления 4
В пламенные годы войны он получил тяжелое ранение в грудь и на всю жизнь остался инвалидом | Фраза стилистически нейтральная. Слово пламенный имеет окраску высокого стиля. Его следует устранить из предложения. В годы войны он получил тяжелое ранение в грудь и на всю жизнь остался инвалидом |
За все нововведения и реформы приходится отдуваться народу. | Фраза носит книжный характер, но глагол отдуваться употреблен в значении, известном в просторечии (нести всю тяжесть за кого-то), его следует заменить литературным расплачиваться. За все нововведения и реформы приходится расплачиваться народу. |
Несоблюдение гигиенических норм приводит к гепатиту и разнообразным болезням. | Предложение приближается к публицистическому стилю, выражает обобщение. Термин «гепатит» имеет частный характер, он здесь лишний. Несоблюдение гигиенических норм приводит к разнообразным болезням. |
В вышеназванном романе рассказывается о событиях Великой Отечественной войны. | Слово «вышеназванный» из официального стиля, оно стилистически не соответствует фразе. В романе рассказывается о событиях Великой Отечественной войны |
На стене примостился термометр. | Просторечное слово примостился употреблено в стилистически нейтральном контексте, оно может быть заменено. На стене висит термометр. |
Веселые молодчики пели, плясали, развлекали публику. | Слово молодчик имеет оценочное отрицательное значение. Его следует заменить. Веселые молодые люди пели, плясали, развлекали публику. |
Татьяна не любила тусоваться на балах, а предпочитала уединение. | Современное сленговое словечко тусоваться чужеродно книжному стилю и анахронично. Татьяна не любила бывать на балах, а предпочитала уединение. |
Нарушение стилистической нормы привело к стилистическим ошибкам.
Ефременко Ольга,
студентка Донского
педагогического колледжа
- Сопоставьте приведенные ниже тексты разных функциональных стилей. Определите, к какому стилю каждый из них относится. Сделайте стилистический анализ.
Статья 96. Произведения, на которые распространяется авторское право.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Авторское право распространяется на произведения, выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т.д.).
Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних несимметричным строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большой части камбал — широкое и относительно короткое. Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 см (беломорский палтус). Камбалы — преимущественно морские рыбы, ведущие во взрослом состоянии донный образ жизни.
(БСЭ)
Родина
И вот смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее, обступили Москву и ждут от нас величия души и велят нам: «Совершайте».
На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас — великая русская культура, впереди — наши необъятные богатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия. Но эти богатства и возможности — бескрайние земли и леса, неистощимые земные недра, широкие реки, моря и океаны, гигантские заводы и фабрики, все тучные нивы, которые заколосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под красным солнцем на склонах гор, все изобилие жизни, которого мы добьемся, вся наша воля к счастью, которое будет, — все это — неотъемлемое наше навек, все это наследство нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
Так неужели можно помыслить, что мы не победим!
(А.Н. Толстой)
Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.
На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта.
- Надо из прямого сучка, — сказал брат, взял ножик и пошел в кусты.
Вдруг он закричал оттуда:
- Мыши, мыши! Сестренка бросилась к нему.
- Рубанул сучок, — рассказывает брат, — а они как порскнут! Целая куча! Одна вон сюда под корень. Подожди, я ее сейчас...
Он перерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка.
- Да какой же он малюсенький! — удивилась сестренка. — И желтый! Разве такие бывают?
- Это дикий мышонок, — объяснил брат, — полевой. У каждой породы свое имя, только я не знаю, как этого зовут.
-Пик!
- Он говорит, его зовут Пик! — засмеялась сестренка. — Смотри, как он дрожит! Аи! Да у него ушко в крови. Это ты его ножом ранил, когда доставал. Ему больно.
- Пусти его, — взмолилась сестренка, — он же маленький.
Но мальчик не хотел слушать.
- В речку заброшу, — .сказал он и пошел к берегу. Девочка вдруг догадалась, как спасти мышонка.
- Стой, — закричала она брату. — Знаешь что? Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!
На это брат согласился: все равно мышонок потонет в реке. А с живым пассажиром кораблик пустить интересно.
Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега.
Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.
(В. Бианки)
- Найдите в тексте черты разговорного стиля. Докажите их уместность и целесообразность в данном контексте.
Помните телерекламу, где мультяшные Трус, Балбес и Бывалый открывают на льдине бутылку пива, а оттуда выскакивает белый медведь? «Ты джинн?» — спрашивает троица. — «Не джинн, а белый медведь». Подзабыли? Конечно, ведь ролик из эфира исчез. А посодействовал этому студент Иркутского технического институту Алексей Грязнов. Что ему не понравилось в сюжете? То, что выпивохи, осушив бутылки, бросают их в воду. Просто наплевательское отношение к экологии!
— Я сам не раз резал ноги на речке, потому знаю, как это больно, — пояснил борец с рекламным беспределом. — Безобразие это — водоемы захламлять!
Студент, внимательно изучивший Закон о рекламе, нашел там нужную строчку: «Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство». Позвонил юристам, в суд, в инспекцию по защите прав потребителей. Наконец, ему посоветовали отправить жалобу в столицу, в Министерство РФ по антимонопольной политике.
Пару месяцев ненавистный ролик крутился на НТВ, а потом вдруг исчез. Тут и заказное письмо с ответом из Москвы подоспело. «Рекламодатель рекламы пива «Белый медведь» ООО «ПИТ Интернешнл» предоставил письменные объяснения, в которых сообщает, что решено прекратить размещение рекламы пива «Белый медведь». Таким образом, «ПИТ Интернешнл» добровольно прекратило распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе», — сообщали из министерства.
Алексей с удовольствием принял ответ, но продолжает внимательно смотреть телевизор...
(Николай Пламенев.
«Комсомольская правда»)
- Следующие предложения разместите в порядке последовательного развития мысли. Определите функциональный стиль текста.
Первобытный человек воспринимал внешний мир с точки зрения своей практической деятельности. Названия предметам он давал только в меру трудового своего с ним соприкосновения. Область трудовой деятельности первобытного человека была узкой, столь же ограниченным был и его язык. Усложнение хозяйственной деятельности человека и усложнение общественной жизни привели к усложнению мышления и обогащению языка.
- Составьте приказ, используя следующие выражения.
Анализ указанных претензий показывает; в целях устранения указанных недостатков; проверить техническое состояние; установить порядок; обеспечить строгое выполнение; производить тщательную проверку; привлекать к ответственности.
- Подберите к приведенным словам синонимы. Соотнесите их с функциональными стилями. Составьте с ними предложения.
Безотлагательно, всемерное содействие, воспрещается, изрядно, изложенное, надлежит, оповещаем, прощение, поименованные, упомянутые, причитается, препровождаем, ходатайство, соизволить, уволить, усилие, утрачивать, порок, излишек.
- Укажите, какие из данных глаголов-синонимов употребляются: 1) только в книжном стиле; 2) только в разговорном стиле литературной речи; 3) и в разговорном и в книжном (нейтральные).
Израсходовать, ухлопать, промотать, спустить, просадить, издержать, разбазарить, растратить, прожить, убухать, ухнуть, извести, растранжирить, расточить. Прибирать, распекать, бранить, ругать, хулить, журить, порицать, разносить, пушить, чихвостить, корить, выговаривать, пилить. Трепетать, страшиться, бояться, трусить, робеть, опасаться, пугаться, ужасаться, дрейфить.
- Соотнесите одинаковые слова в парах предложений. Укажите их функционально-стилистическую окраску.
С моря тянет легкий бриз (М. Горький). — Паровоз тянет вагоны.
С гор ласково течет запах цветов (М. Горький). — Время течет быстро. — Из раны течет кровь.
Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). — Флаг развевался на ветру.
Город, похожий на старую гравюру, щедро облит жарким солнцем и весь поет, как орган (М. Горький). — Спой, светик, не стыдись (И.А. Крылов). — Ребенок облил молоком платье.
Синие волны залива бьют в камень набережной (М. Горький). — Яркий свет бьет в глаза.
Это человек умный, надежный и ответственный. — Умный какой! Что еще выдумал.
На арену цирка на велосипеде выехал медведь. — Ну ты медведь. Всем ноги оттоптал.
На поляне рос дуб. — Я дуб дубом. Ничего не понимаю.
- Превратите согласованные определения в несогласованные. Соотнесите их с функциональными стилями. Составьте предложения с соответствующими словосочетаниями.
Образец: Янтарное ожерелье — ожерелье из янтаря.
Елочные игрушки. Плюшевые мишки. Бумажные гирлянды. Металлические шарики. Свинцовые фигурки. Льняные платьица. Шерстяные костюмчики. Деревянные матрешки. Гранитный пьедестал. Березовая шкатулка. Пластмассовая рукоятка. Кожаное пальто. Питьевая вода. Серебряный подсвечник. Нотная тетрадь. Печная труба. Стеклянная колба. Инструментальный ящик. Хоккейный мяч. Квартальное задание — задание на квартал. Сезонный билет. Проездные документы. Дневная норма. Летняя мода. Осеннее платье. Субботний досуг. Заграничная поездка. Морское путешествие. Ростовский студент. Сочинский сувенир. Футбольный поединок.
- От данного в скобках глагола образуйте нужное причастие, согласуя его с определяемым словом. Выделите, где надо, причастные обороты запятыми. Соотнесите предложения с функциональными стилями.
1) Почва (лишить) всякого растительного покрова часто указывает на присутствие платиновых руд. 2) Лесные фиалки и полевые анютины глазки (относиться) к семье рудознатцев привлекают внимание геологов. 3) Пахучая гвоздика (расти) на Малайском полуострове накапливает в своих стеблях золото, в почвах (иметь) избыток бора эти растения превращаются в карликов. 4) Особенности растительного покрова (ускользать) от глаз наземного наблюдателя замечает авиация. 5) Открытия (сделать) советскими учеными умножают богатства нашей Родины. 6) Полезные ископаемые (разведывать) неутомимыми геологами найдут применение в экономике страны. 7) Геоботанические методы разведки (разрабатывать) у нас и за рубежом приведут к новым открытиям подземных кладов.
- Переделайте двусоставные предложения в односоставные (безличные). Соотнесите их с функциональными стилями.
Образец: Мать не спит. — Матери не спится. Приближается вечер. Начинается рассвет. Усиливается мороз. Я радуюсь. Сестра грустит. Он смеется. Сердце болит. Снег замел дороги. Вода снесла плотину.
- Найдите нарушение стилистической нормы. Исправьте стилистические ошибки, объясните характер ошибок.
Прозвенел звонок, возвестивший о конце третьего урока. | |
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов сверкали атмосферные осадки. | |
Наши спортсмены боролись самоотверженно, но все же начисто проиграли соревнования по стрельбе. | |
На другой день он должен был заступить в ночную смену. | |
Поэт не расплескал своих сил понапрасну. | |
Важным фактором успешной учебы является систематическое выполнение домашних заданий, и не надо прогуливать. |
- Рассмотрите употребление выделенных существительных в именительном и винительном падежах множественного числа. Различаются ли они в стилистическом отношении?
I.1. Рослые, как летние дожди, У подножья сумрачных шиханов. Спят большие ветры, Положив в изголовье Скатки из туманов (Л. Татьяничева).
2. Прозрачны дали. И ветра спокойны (Л. Татьяничева).
II. 1. Я отдых отвергал. И годы напролет Сто тысяч сил впрягал В твой чудо-звездолет (Л. Татьяничева).
2. Моя любовь, Я это твердо знала, Не на год — На бессрочные года (Л. Татьяничева).
III. 1. В ней те же луна, луга, облака, То же мироздание (А. Яшин).
2. Оставляя облаки высоки, Окуная голову в купель, Редко-редко вскрикнет одинокий Одноногий старый журавель (С. Фокина).
IV. 1. Вокруг меня снега оцепенели (С. Фокина). 2. Идут белые снеги (Е. Евтушенко).
- Определите стиль предложенного текста. Назовите функционально-смысловой тип речи. В соответствии с композицией данного типа речи составьте план к тексту.
Нефть
«Жидкое черное золото» — это нефть, один из самых замечательных минералов земли.
Он жидкий, потому что действительно течет, испаряя легкие бензины и другие газы, застывая иногда в виде сплошных масс парафина или тяжелого мазута.
Черным минерал называют потому, что действительно нефть получается из земли в виде черной пахучей массы, и только сложные операции очистки на особых заводах и перегонки ее с разделением на сорта бензина, масел, керосина и т.д. приводят нас к тем чистейшим прозрачным, совершенно бесцветным жидкостям, которые на солнце в отраженном свете светятся своеобразным зеленым или фиолетовым тоном.
Наконец, золотом называют нефть потому, что оно представляет огромное природное богатство.
Что нефть действительно золото, мы можем сказать по собственному опыту, так как мы теперь не только полностью обслуживаем всю страну своим бензином, керосином и мазутом, но и можем вывозить ее в другие страны, обменивая на золото. Как же не назвать ее золотом?
(По А. Ферсману)
- Прочитайте текст. Определите, какие типы речи в нем представлены, какие языковые средства (лексические и синтаксические) в нем используются.
Рыбачий поселок
К западу, в сторону Вентспилса, есть маленький рыбачий поселок. Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, черными моторными лодками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.
В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг друга. И все так же их баркасы бороздят море в поисках рыбы.
(К.Г. Паустовский)
- Составьте описание зимы (весны, лета, осени) в научном и художественном стилях.
- Опишите самый радостный (торжественный, тревожный и др.) эпизод из своей жизни. Подумайте, каким функционально-смысловым типом речи будет являться текст, к какому функциональному стилю он будет относиться.
- Приведите примеры сложной речевой структуры (описание-повествование, описание-рассуждение, повествование-рассуждение, описание-повествование-рассуждение) в произведениях А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова и др.
Лекция 13