Назовите, по каким признакам определяется род следующих существительных.

Адвокат, акварель, Астрахань, бистро, боа, виза­ви, войско, врач, гантель, Гарибальди, Дели, дирек­тор, доктор, егерь, ель, ересь, жилье, Золя, зрение, зубр, иго, имя, крис, какаду, картофель, кофе, Кюре, моль, мышь, наставник, невежа, новость, окулист, отечество, пароль, пилот, Поти, редкость, Ротару, самбо, секретарь-машинистка, сель, стержень, «Тайме», тун­нель, тюль, умница, хлебушко, человечище, чистили­ще, ябеда.

19. Образуйте форму родительного падежа множе­ственного числа. Распределите существительные по трем группам: с нулевым окончанием, с оконча­нием — ей и с вариативными окончаниями.

Образец: туфель — голубей — баклажан (баклажа­нов).

Антресоли, баржа, вафля, двойня, западня, каст­рюля, колени, корневище, кухня, межа, миля, няня, пекарня, простофиля, простыня, сотня, ставня, тетя, ханжа, ходули, цапля, ясли, аллея, баклажан, болга­рин, брошь, голубь, дерево, заказ, карандаш, книга, красавец, крыло, мелодия, море, награда, общежитие, очередь, очко, пейзаж, перебой, платье, платьице, поле, прорубь, раз, самолет, склонение, стекло, теле­нок, трубач.

20. Образуйте формы предложного падежа единствен­ного числа существительных с предлогами в, на, о.

Аэропорт, бег, берег, бой, бок, бред, быт, вал, ве­тер, вечер, глаз, год, город, долг, дом, дуб, жар, зуб, катер, клей, корпус, лес, лоб, луг, мел, мех, мозг, мох, невод, нос, отпуск, пар, песок, порт, пух, ров, рот, сад, свет, суп, таз, ток, тыл, угол, узел, флот, хлев, холод, цех, чад, шаг, шар, шарф, шелк, шкаф, якорь, яр.

21. Раскройте скобки. Объясните разницу форм при­лагательного. Найдите речевые ошибки и исправь­те их.

Осень (теплая, тепла). Мысль (умная, умна). Ком­ната (маленькая, мала). Мальчик (болен, больной). Комната самая (светлая, светлейшая). Ученики чет­вертого класса (активнее, более активны, более ак­тивнее, наиболее активнее, самые активные, самые активнейшие).

22. Образуйте краткие формы от прилагательных. Если есть параллельные формы, то какие из них предпоч­тительнее для современной устной речи? Составьте пять предложений с краткими прилагательными.

Дерзновенный, торжественный, мужественный, мо­гущественный, медленный, уверенный, пустынный, ис­кусственный, преднамеренный, бессмысленный, много­численный, ценный, длинный, неожиданный, величе­ственный, могучий, дремучий, колючий, скрипучий, горячий, сыпучий, хороший, свежий.

23. Перепишите текст, выбирая нужную форму прила­гательных, заключенных в скобках. Обоснуйте свой выбор.

Фольклор русский (богат, богатый), (разнообразен, разнообразный), (поэтичен, поэтичный), (мудры, мудрые) пословицы, (хитры, хитрые) загадки, (увлекательны, ув­лекательные) сказки, героические былины. (Внимателен, внимательный) глаз народа, (чутко, чуткое) его ухо, (от­зывчив, отзывчивый) его ум, (ярка, яркая) его речь, (не­иссякаем, неиссякаемый) ключ устного творчества.

(А.Михайлов)

Укажите случаи ошибочного использования форм прилагательных. Исправьте ошибки.

Ф.П. Федотов был мужественен и решителен. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движени­ем. Петров оказался в более лучшем положении. Ком­пот слишком кисл. Этого человека жальчее. Ваш вы­вод беспочвенен и необоснован. Поезд начал двигаться несколько побыстрее. Машина требует наиболее серь­езного ремонта. Этот метод наиболее лучший. Мы стол­кнулись с самой наисложнейшей проблемой. Эта птич­ка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче.

Спишите, заменяя цифры словами.

К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на 100.

26. Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами имени числитель­ного. Ошибочные словосочетания исправьте.

1) Четверо детей — четыре ребенка. Трое незнако­мых лиц — три незнакомых лица. Двое учеников — два ученика. Трое работниц — три работницы. Их было пятеро — их было пять.

2) По пяти рублей — по пять рублей. По двумстам рублям — по двести рублей.

3) С тысячью книгами — с тысячей книг.

4) К тысяче рублей — к тысяче рублям.

5) С двумястами рублями — с двести рублями.

6) Проэкзаменовал тридцать три студента — про­экзаменовал тридцать трех студентов.

27. Раскройте скобки, согласуя числительные с суще­ствительными.

(Один, одна, одно, одни) щипцы, человек, страни­ца, упражнение, дети, задания, ворота.

(Два, оба, две, обе, двое) река, юноша, дом, жен­щина, сутки, ребята, учебник, девушка.

(Четыре, четверо) сани, студент, ножницы, чулки, ученик, магазин, мальчик.

Наши рекомендации