Назовите, по каким признакам определяется род следующих существительных.
Адвокат, акварель, Астрахань, бистро, боа, визави, войско, врач, гантель, Гарибальди, Дели, директор, доктор, егерь, ель, ересь, жилье, Золя, зрение, зубр, иго, имя, крис, какаду, картофель, кофе, Кюре, моль, мышь, наставник, невежа, новость, окулист, отечество, пароль, пилот, Поти, редкость, Ротару, самбо, секретарь-машинистка, сель, стержень, «Тайме», туннель, тюль, умница, хлебушко, человечище, чистилище, ябеда.
19. Образуйте форму родительного падежа множественного числа. Распределите существительные по трем группам: с нулевым окончанием, с окончанием — ей и с вариативными окончаниями.
Образец: туфель — голубей — баклажан (баклажанов).
Антресоли, баржа, вафля, двойня, западня, кастрюля, колени, корневище, кухня, межа, миля, няня, пекарня, простофиля, простыня, сотня, ставня, тетя, ханжа, ходули, цапля, ясли, аллея, баклажан, болгарин, брошь, голубь, дерево, заказ, карандаш, книга, красавец, крыло, мелодия, море, награда, общежитие, очередь, очко, пейзаж, перебой, платье, платьице, поле, прорубь, раз, самолет, склонение, стекло, теленок, трубач.
20. Образуйте формы предложного падежа единственного числа существительных с предлогами в, на, о.
Аэропорт, бег, берег, бой, бок, бред, быт, вал, ветер, вечер, глаз, год, город, долг, дом, дуб, жар, зуб, катер, клей, корпус, лес, лоб, луг, мел, мех, мозг, мох, невод, нос, отпуск, пар, песок, порт, пух, ров, рот, сад, свет, суп, таз, ток, тыл, угол, узел, флот, хлев, холод, цех, чад, шаг, шар, шарф, шелк, шкаф, якорь, яр.
21. Раскройте скобки. Объясните разницу форм прилагательного. Найдите речевые ошибки и исправьте их.
Осень (теплая, тепла). Мысль (умная, умна). Комната (маленькая, мала). Мальчик (болен, больной). Комната самая (светлая, светлейшая). Ученики четвертого класса (активнее, более активны, более активнее, наиболее активнее, самые активные, самые активнейшие).
22. Образуйте краткие формы от прилагательных. Если есть параллельные формы, то какие из них предпочтительнее для современной устной речи? Составьте пять предложений с краткими прилагательными.
Дерзновенный, торжественный, мужественный, могущественный, медленный, уверенный, пустынный, искусственный, преднамеренный, бессмысленный, многочисленный, ценный, длинный, неожиданный, величественный, могучий, дремучий, колючий, скрипучий, горячий, сыпучий, хороший, свежий.
23. Перепишите текст, выбирая нужную форму прилагательных, заключенных в скобках. Обоснуйте свой выбор.
Фольклор русский (богат, богатый), (разнообразен, разнообразный), (поэтичен, поэтичный), (мудры, мудрые) пословицы, (хитры, хитрые) загадки, (увлекательны, увлекательные) сказки, героические былины. (Внимателен, внимательный) глаз народа, (чутко, чуткое) его ухо, (отзывчив, отзывчивый) его ум, (ярка, яркая) его речь, (неиссякаем, неиссякаемый) ключ устного творчества.
(А.Михайлов)
Укажите случаи ошибочного использования форм прилагательных. Исправьте ошибки.
Ф.П. Федотов был мужественен и решителен. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением. Петров оказался в более лучшем положении. Компот слишком кисл. Этого человека жальчее. Ваш вывод беспочвенен и необоснован. Поезд начал двигаться несколько побыстрее. Машина требует наиболее серьезного ремонта. Этот метод наиболее лучший. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. Эта птичка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче.
Спишите, заменяя цифры словами.
К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на 100.
26. Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами имени числительного. Ошибочные словосочетания исправьте.
1) Четверо детей — четыре ребенка. Трое незнакомых лиц — три незнакомых лица. Двое учеников — два ученика. Трое работниц — три работницы. Их было пятеро — их было пять.
2) По пяти рублей — по пять рублей. По двумстам рублям — по двести рублей.
3) С тысячью книгами — с тысячей книг.
4) К тысяче рублей — к тысяче рублям.
5) С двумястами рублями — с двести рублями.
6) Проэкзаменовал тридцать три студента — проэкзаменовал тридцать трех студентов.
27. Раскройте скобки, согласуя числительные с существительными.
(Один, одна, одно, одни) щипцы, человек, страница, упражнение, дети, задания, ворота.
(Два, оба, две, обе, двое) река, юноша, дом, женщина, сутки, ребята, учебник, девушка.
(Четыре, четверо) сани, студент, ножницы, чулки, ученик, магазин, мальчик.