Типология лексических ошибок

I Употребление слова без учета его семантики - немотивированный выбор слова - анахронизм - алогизм, подмена понятий
II Нарушение лек­сической соче­таемости - контаминация - смешение паронимов
III Неправильное использование синонимов - неточность выбора синонима - неоправданное нанизывание синонимов
IV Неверное употребление анто­нимов - смещение логических центров - включение слов с несопоста-вимы­ми признаками
V Речевая недо­статочность - затемнение смысла высказывания - неоправданная двусмысленность высказывания
VI Речевая избы­точность - немотивированные лексические повторы - плеоназмы -тавтология
VII Неверное ис­пользование слов ограничен­ной сферы рас­пространения -затемнение смысла высказывания - неуместный комизм - вульгаризация речи
VIII Нарушение функционально стилевой при­надлежности - разностилье  

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

Определите значение слова «немой» в разных кон­текстах.

Образец размышления 1

Приобретение одним и тем же словом различного значения в зависимости от контекста можно показать на примере употребления Пушкиным слова «немой».

Давно грузинки нет;

она Гарема стражами немыми

В пучину вод опущена.

(«Бахчисарайский фонтан»)

Здесь слово «немой» имеет буквальное значение, так как стражи гарема часто бывали немыми: им вырезали языки.

О, кто б немых ее страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

(«Евгений Онегин»)

Здесь слово «немой» имеет значение «невысказан­ных», «затаенных».

И бездыханна, и тепла

Немая ночь.

(«Евгений Онегин»)

Здесь слово «немая» имеет значение «тихая».

Раевская Анна,

студентка Донского

педагогического колледжа

Мотивируйте употребление в тексте диалектной лексики.

Образец размышления 2

М. Шолохов употребляет слова говора донского ка­зачества, чтобы отметить своеобразие жизни донских казаков: их домашнего быта, сельского труда, окружа­ющей природы. Взамен слова изба, хата он употребляет слово курень, место на дворе для скота называет базом, приусадебную рощу — левадой, сдобные сушеные булоч­ки — бурсаками. Употребляет Шолохов и местные на­речия: «Гусятки мои поблизу пасутся («Поднятая цели­на»); прилагательные «Корову мне уже трудно выдаи­вать. Пальцы неслуханные (непослушные) стали («Под­нятая целина»); глаголы «из казачьего сундука раздостал почти новые шаровары с лампасами» («Тихий дон»). Отмечает Шолохов в речи действующих лиц и особое употребление предлогов: «Вот дед, бывалоча, и сидит возле такого кустика с удочками. Разложит их штук семь — на какую за червя ловит, на какую за тесто, а за то и за живца щуку поджидает («Поднятая целина»).

Щепина Светлана,

студентка Донского

педагогического колледжа

2. Укажите метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художествен­ной речи?

а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется.

(И.С. Тургенев)

б) Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

(А.С. Пушкин)

в) 1. Швед, русский колет, рубит, режет.

(А.С.Пушкин)

2. В лес ли заглянешь — сосна да осина.

(Н.А. Некрасов)

3. Москва праздновала победу.

3. Укажите, чем неудачны метафоры в следующих фразах:

Пресс крепостного строя выкачивал соки из крес­тьян.

Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.

Он всех засыпал потоком слов.

Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.

Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.

а) Бродить, слоняться, шляться.

Костя Шишкин не мог без дела ... из угла в угол. Неутомимый охотник ... по полям и лесам. И страна березового ситца не заманит ... босиком. (С. Есенин)

б) Испытывать, изведать, пробовать.

Разведчики ... незаметно подползать к вспаханно­му полю. Летчик к концу боя ... огромную усталость. Солдат ... горечь поражений и радость побед.

в) Слушаться, подчиняться, покоряться.

Наш народ не ... врагу. Он привык во всем старших. Чтобы командовать, надо научиться ... .

г) Спасти, выручить, вызволить.

Друга ...— высокая честь. Воины-освободители ... узников из неволи. Сам погибай, а товарища ....

Наши рекомендации