Типология лексических ошибок
I | Употребление слова без учета его семантики | - немотивированный выбор слова - анахронизм - алогизм, подмена понятий |
II | Нарушение лексической сочетаемости | - контаминация - смешение паронимов |
III | Неправильное использование синонимов | - неточность выбора синонима - неоправданное нанизывание синонимов |
IV | Неверное употребление антонимов | - смещение логических центров - включение слов с несопоста-вимыми признаками |
V | Речевая недостаточность | - затемнение смысла высказывания - неоправданная двусмысленность высказывания |
VI | Речевая избыточность | - немотивированные лексические повторы - плеоназмы -тавтология |
VII | Неверное использование слов ограниченной сферы распространения | -затемнение смысла высказывания - неуместный комизм - вульгаризация речи |
VIII | Нарушение функционально стилевой принадлежности | - разностилье |
УПРАЖНЕНИЯ
Поразмышляем вместе
Определите значение слова «немой» в разных контекстах.
Образец размышления 1
Приобретение одним и тем же словом различного значения в зависимости от контекста можно показать на примере употребления Пушкиным слова «немой».
Давно грузинки нет;
она Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
(«Бахчисарайский фонтан»)
Здесь слово «немой» имеет буквальное значение, так как стражи гарема часто бывали немыми: им вырезали языки.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
(«Евгений Онегин»)
Здесь слово «немой» имеет значение «невысказанных», «затаенных».
И бездыханна, и тепла
Немая ночь.
(«Евгений Онегин»)
Здесь слово «немая» имеет значение «тихая».
Раевская Анна,
студентка Донского
педагогического колледжа
Мотивируйте употребление в тексте диалектной лексики.
Образец размышления 2
М. Шолохов употребляет слова говора донского казачества, чтобы отметить своеобразие жизни донских казаков: их домашнего быта, сельского труда, окружающей природы. Взамен слова изба, хата он употребляет слово курень, место на дворе для скота называет базом, приусадебную рощу — левадой, сдобные сушеные булочки — бурсаками. Употребляет Шолохов и местные наречия: «Гусятки мои поблизу пасутся («Поднятая целина»); прилагательные «Корову мне уже трудно выдаивать. Пальцы неслуханные (непослушные) стали («Поднятая целина»); глаголы «из казачьего сундука раздостал почти новые шаровары с лампасами» («Тихий дон»). Отмечает Шолохов в речи действующих лиц и особое употребление предлогов: «Вот дед, бывалоча, и сидит возле такого кустика с удочками. Разложит их штук семь — на какую за червя ловит, на какую за тесто, а за то и за живца щуку поджидает («Поднятая целина»).
Щепина Светлана,
студентка Донского
педагогического колледжа
2. Укажите метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художественной речи?
а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется.
(И.С. Тургенев)
б) Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
(А.С. Пушкин)
в) 1. Швед, русский колет, рубит, режет.
(А.С.Пушкин)
2. В лес ли заглянешь — сосна да осина.
(Н.А. Некрасов)
3. Москва праздновала победу.
3. Укажите, чем неудачны метафоры в следующих фразах:
Пресс крепостного строя выкачивал соки из крестьян.
Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.
Он всех засыпал потоком слов.
Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.
Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.
а) Бродить, слоняться, шляться.
Костя Шишкин не мог без дела ... из угла в угол. Неутомимый охотник ... по полям и лесам. И страна березового ситца не заманит ... босиком. (С. Есенин)
б) Испытывать, изведать, пробовать.
Разведчики ... незаметно подползать к вспаханному полю. Летчик к концу боя ... огромную усталость. Солдат ... горечь поражений и радость побед.
в) Слушаться, подчиняться, покоряться.
Наш народ не ... врагу. Он привык во всем старших. Чтобы командовать, надо научиться ... .
г) Спасти, выручить, вызволить.
Друга ...— высокая честь. Воины-освободители ... узников из неволи. Сам погибай, а товарища ....