Расставьте ударения. Сверьтесь со словарем.

Важный, важна, важны; ведомость, ведомости (мн. ч.)» ведомостей; вить, вила, вили; гнать, гнала, гна­ли; десна, десны (мн. ч.), десен; драть, драла, драли; задарить, задарит, задарят; задолбить, задолбит, за­долбят, задолбленный; земля, земли (мн. ч.), земля­ми; изрешетить, изрешетит, изрешетят, изрешечен­ный; клясть, кляла, кляли; лапоть, лапти, лаптей; налиться, налилась, налились; развести, разведенный, разведена, разведены; река, реки (мн. ч.), рекам; ска­терть, скатерти, скатертей; склеить, склеит; скло­нить склонюсь, склонишься; туфля, туфли (мн. ч.), туфлями; шестерня, шестерни (мн. ч.), шестерен; щуплый, щупла, щупло, щуплы; ясли, яслей; ясный, ясна, ясны.

9. Проанализируйте данные отрывки из стихотворений: укажите отступления от современных акцен­тологических норм. Чем они вызваны? Выделите акцентологические варианты, фонетические ар­хаизмы.

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

(Ф. Тютчев)

Желанье счастия в меня вдохнули боги:

Я требовал его от неба и земли

И вслед за призраком, манящим издали,

Жизнь перешел до полдороги.

(Е.А. Баратынский)

Как свежей утренней порою

В жемчуге утреннем цветы,

Она пленяла красотою,

Своей не зная красоты.

(В.А. Жуковский)

И гусары в модном свете,

В вицмундрирах, в башмаках,

Вальсируют на паркете!

(Д.В. Давыдов)

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

(А.С. Пушкин)

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары,

да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем

от засухи.

(А.С. Пушкин)

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права...

(А.С. Пушкин)

Так! перенес я годы заточенья,

Изгнание, и срам, и сиротство;

Но под щитом святого вдохновенья,

Но здесь во мне пылало божество!

(В.К. Кюхельбекер)

Закрадется ль печаль в тайник души твоей,

Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,__

Не выходи тогда на шумный пир людей...

(М.Ю. Лермонтов)

Что пыльных арф, висящих на стенах,

Таинственно касаются их руки

И пробуждают в дремлющих струнах

Печальные и сладостные звуки.

(И.А. Бунин)

С помощью толковых словарей русского языка, «Словаря трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой подберите по 3 пары слов, которые в зависимости от места ударения различаются как ва­рианты: 1) общеупотребительный и профессиональный; 2) стилистически нейтральный и стилистически мар­кированный; 3) современный и устарелый.

Образец:

Компас — (проф.) компас

Астроном — (проф.) астроном

Фреза — (проф.) фреза

Факсимиле — (разг.) факсимиле

Украинский — (уст.) украинский

Филёр — (прост.) филер

Запомните!

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Императивные нормы Диапозитивные нормы
А Августовский Агент Алкоголь Алфавит Апостроф Асимметрия А апартаменты - (доп.) апартаменты
Б Баловать - балованный Безудержный Бензопровод Блокировать Боязнь Бряцание Бюрократия Бочковый Б баржа и баржа близки и близки
В Валит валом Верба Вероисповедание Включит Вменит в обязанность Возраст - возрастов Втридорога В вперегонки и вперегонки
Г Гастрономия Генезис Гербовый Гусеница Грушевый Г гренки - (доп.) гренки
Д Давнишний Дефис Диспансер Донельзя Досуг Древко Дремота Духовник Д договор - (доп.) договор деньгам - (доп.) деньгам
Е Еретик  
Ж Ждало, ждала  
Завидно Заглянет Загнутый Загодя Задолго Законнорождённый Закупорить Звонит Заплесневеть Запломбированный Знамение завихриться и завихриться заискриться и заискриться
И Икс - икса Иконопись Индустрия  
К Каталог Кашлянуть Квартал Кедровый Километр Кладовая Коклюш Корысть Костюмированный Кулинария Кухонный Крапива Красивее Кремень К кожанка - (доп.) кожанка колледж - (доп.) колледж казаки и казаки
Л Ломоть Лубочный Л лосось и лосось
М Маркетинг - маркетинговый Маркировать Мастерски М мельком - (доп.) мельком мизерный - (доп.) мизерный мышление и мышление
Н Надолго Наискось Намерение - Насквозь Насорит Некролог Н наперчит- (доп.) наперчит накрошит и накрошит насолит и (доп.) насолит
О Обеспечение Облегчить, облегчение Ободрить Опериться Оптовый Осуждённый Осведомить Осмысление О отморожение и отморожение отсвет - (доп.) отсвет
П Памятуя Паралич Партер Первенствовать Подралась Похороны - похорон - похоронам Предвосхитить Премировать Приговор Приданое Призыв Принудить П переходный и переходной пиццерия и пиццерия подростковый - (доп.) подростковый
Р Радушный Ремень Рассредоточение Р ржаветь и ржаветь ракушка - (доп.) ракушка
С Сабо Санитария Сирота - сироты Сироты - сирот Сливовый Соболезнование Созыв Средства Статуя Столяр С сосенка и сосенка строчной и строчный счастлива - (доп.) счастлива судья - судей - судей
Т Танцовщица Торт-торты-тортам Третировать Туфля - туфли - туфель Т табели - (доп.) табеля
У Убыстрить - убыстренный Уведомить - уведомленный Углубить Украинский Умерший Усугубить Ушибить У устьевой и устьевый
Ф Фарфор Феномен (явление) Форзац Ф феномен - (доп.) феномен (человек) фобия и фобия
X Ходатайство Хозяева Христианин X хаос и хаос холеный - (доп.) холеный
Ц Цемент Центнер Цепочка Цепь - цепей Цыган Ц церковка и церковка
Ч Черпать Ч черкать и черкать
Ш Швея Шмыгнуть  
Щ Щавель Щекотка Щель - щели - щелей Щёлка  
Э Эксперт - экспертный  
Ю Юродивый  
Я Ягодицы Языковой (о языке) Языковая (колбаса)  


Методические рекомендации по изучению акцентологического минимума

1. Методически эффективно самостоятельно состав­лять тексты, содержащие максимальное количе­ство слов, имеющих трудности в произношении в связи с необычностью, как нам кажется, постанов­ки ударения. Предлагаем несколько вариантов ре­шения этой задачи.

Вариант 1

Стоял жаркий августовский день. Агент запыхал­ся и мельком взглянул на осужденного с золотой це­почкой на шее, который не так давно углубил путь нефтепровода, чтобы облегчить жизнь новорожденным сиротам, которых в поселке насчитывалось более двух третей. Эксперт кашлянул, чихнул, словно у него был коклюш, и сорвал с дерева — грушу-дичку.

По улице шла костюмированная процессия, и впе­реди нее девушка, красивее которой агент не видел. Про­цессия двинулась вверх по кварталу. По негласному договору агент и эксперт двинулись за ней. Их ждала встреча с хозяином, живущим в апартаментах. Рань­ше он был столяр, а теперь стал важным человеком.

Хозяева встретили их радушно — ходатайство они получили. Гостей ждало угощение: свекла, трюфели, кедровые орешки, творог, тефтели, несколько разных тортов — все с оптового рынка. После обеда гости почувствовали, как ими овладели дремота, зевота и даже какая-то ломота.

Расплатившись с хозяином деньгами, они вернулись в свой дом. Левая туфля эксперта страшно жала, и нога приняла уродливый вид. Но это совсем не смуща­ло и даже не раздражало его: дело было сделано. Неф­тепровод они продали втридорога.

Раевская Анна,

студентка Донского

педагогического колледжа

Вариант 2

Агент 007, чтобы облегчить себе дорогу в апарта­менты и не покупать нефть и нефтепродукты втридоро­га, проник на нефтепровод на самолете. Он более двух третей пути, запыхавшись, пробежал, не дожидаясь напарника. Хотя его напарник был экспертом по неф­тепродуктам, он решил без него взглянуть мельком на квартал №5, где находился бензин всех марок. Там он увидел осужденного Иванова, который охранял огром­ные емкости. Он когда-то расплачивался с ним фальши­выми деньгами за золотые цепочки. Иванов работал столяром и часто ходатайствовал перед своими хозяе­вами об оптовых ценах на золото в те далекие времена.

Агент чихнул, кашлянул, зевнул, таким образом он подавал знаки своему напарнику. Его ждало разоча­рование, так как вместо квартала №5 за стеклом он увидел витрину: на полках стояли баллоны с соком, сливовым и грушевым, торты, пачки с творогом, ле­жало килограммов пять баклажанов. А внизу, на полу, стояла целая этажерка с туфлями разных размеров и с фотографиями детей различных возрастов. «Куда я попал! — подумал Агент. — Наверное, произошли кад­ровые изменения, и мне об этом не сообщили. А где же бензин, куда делся нефтепровод? »

Но эти мысли не облегчили его состояние, а лишь на­пугали - Договор был нарушен. Вероятно, подвел компас.

Савенко Анна,

студентка Донского

педагогического колледжа

2. Не менее эффективен способ запоминания с по­мощью так называемых учебных стихов мнемони­ческого характера (мнемоника — наука об укреп­лении памяти), в которых сложные для запомина­ния слова рифмуются с хорошо известными и не проблемными. Предлагаем некоторые из возмож­ных вариантов текстов.

Мой любимый цвет — зеленый.

Мой любимый торт — слоеный,

Я пиджак ношу кроеный.

Запах не люблю паленый.

Утащил багдадский вор

Очень важный договор.

А ведет свой разговор

О любви багдадский вор.

Очень любит среди строф

Появляться апостроф.

Заменяет твердый знак.

Не читается никак.

Где цыплята —

Там и квочка.

Очень легкая цепочка.

Ну какая тут работа?!

То зевота, то дремота,

То покушать мне охота,

То находит вдруг ломота.

Быстро не влезает в шорты

Тот, кто очень любит торты.

Не надеть тогда ботфортов

Всем любительницам тортов.

Любоваться только кортами ,

Наслаждаться только тортами.

Жил балованный ребенок,

Он капризничал с пеленок.

Плакал, злился и сердился

И остался без силенок.

Самойлова Анна,

студентка Донского

педагогического колледжа

Попробуйте использовать эти рекомендации, и тогда

акцентологическая норма станет вашим другом.

Лекция 9

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Наш русский язык... способен прибли­зиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, оби­лию форм. Но чтобы воспользоваться все­ми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н.А. Добролюбов

План

1. Словообразовательная система русского языка. Основные терминологические понятия.

2. Словообразовательная норма как система пра­вил построения слов в языке.

3.Понятие окказиональной нормы в словообразо­вании.

Словарный состав русского языка постоянно изме­няется. Одна из важных черт, характеризующих сло­варную систему, — это пополнение словаря новыми еди­ницами, возникающими в языковой системе путем ви­доизменения слов, издавна существующих в языке. Сло­вообразование — особый раздел языкознания, в ко­тором изучаются способы образования слов, а также собственно процесс образования новых слов. В атом разделе языка изучается роль значимых частей слова (морфем) в создании новых слов и исследуются процес­сы словообразования.

Еще не так давно сведения о словообразовании вклю­чались в описание грамматического строя языка. И лишь в начале 20 века благодаря усилиям, прежде все­го, Ф.Ф. Фортунатова, Г.О. Винокура, В.В. Виногра­дова словообразование оформилось в самостоятельную научную дисциплину.

Вопрос о важности словообразовательных знаний и их влиянии на речевую культуру личности широко не рассматривался в научной литературе, и, видимо, на­зрела необходимость определения места словообразова­тельной нормы в общей системе языковых норм. В свя­зи с этим следует выяснить сущность ряда словообра­зовательных понятий — словообразовательный тип, словообразовательное значение, словообразователь­ный способ, словообразовательная модель, производ­ная основа, производящая основа, что поможет не только уяснить значение собственно терминов, суще­ствующих в словообразовании, но и объяснит многие процессы, происходящие в языке и влияющие на куль­туру создания слов и, следовательно, на культуру упот­ребления этих слов в речи.

Словообразовательным типом называют схему по­строения слов определенной части речи, независимо от значения единицы. В словообразовательном типе все единицы относятся к одной части речи и имеют одинаковый элемент, служащий для образования ново­го слова. Так, слова учитель, воспитатель, основа­тель, строитель относят к одному словообразователь­ному типу, потому что все они образованы от глаголов при помощи суффикса -тель, вносящего в слова общее значение «тот, кто производит действие, указанное в слове, от которого образовано новое слово», а слова укрывший, разбивший, застывший относятся к друго­му словообразовательному типу, имеющему значение «тот, который совершил действие, указанное в глаго­ле, от которого слово образовано», и это значение вносит суффикс -вш-. Словообразовательные типы могут быть продуктивными, то есть активно использующи­мися в языке при построении новых слов (стекольщик, строение, заботливый), и непродуктивными, то есть мало или редко используемыми носителями языка для образования новых единиц, например, приставка су- в слове сугроб, супруг, суглинок; суффикс -арь: рыбарь, пахарь.

Словообразовательное значение — это то общее значение, которое отличает все вновь образованные сло­ва (мотивированные) от тех, которые послужили им основой для их образования (мотивирующие). Так, суф­фикс -тель, как мы могли видеть в предыдущем приме­ре, имеет значение представителя какой-либо профес­сии, а суффикс -вш----показатель причастия со значе­нием «тот, кто осуществлял данное действие».

Схема построения единиц, которая характеризует­ся их формальной общностью, называется словообра­зовательной моделью. Таким образом, мы строим сло­ва всегда по определенной модели. Например, мудрость, сухость, активность, ловкость, верность и т.п. обра­зованы от имен прилагательных при помощи суффикса -ость со значением свойства, обозначенного в том сло­ве, от которого они образованы.

Образование нового слова на основе уже имеюще­гося в языке возможно лишь при условии, если не нарушены законы словообразования. Первый закон гласит: слова образуются только на основе семан­тической выводимости. Это означает, что все вновь созданные слова связаны по смыслу с тем словом, ко­торое стало первым, исходным для остальных еди­ниц. Так, слово старый стало исходным для слов ста­рец и старик, стареть и старить, старость, ста­рина, старомодный и старорежимный, старуха и старье. Словообразовательная структура вновь создан­ного слова состоит как бы из двух блоков — фунда­мента слова и строительного материала в виде слово­образовательных элементов. Для обозначения блока фундамента традиционно принят термин производя­щая основа, то есть основа того слова, от которого образовано производное.

Второй закон словообразования — слова образу­ются от производящих слов или их основ. Основа мо­жет быть непроизводной, состоящей только из корня (дом, вода, белый), либо производной, состоящей из корня и еще как минимум одного словообразовательно­го элемента (домик, подводный, пароход). В непроиз­водной основе содержатся части слова, которые не важ­ны для словообразовательной структуры данного сло­ва. Новая же единица образуется при помощи одного словообразовательного компонента. Так, непроизводная основа учу является производящей основой для слова уч-и-(тъ), учи----производящая основа для слова учи­тель, учитель — производящая основа для слова учи­тельство.

Рассмотрим основные способы словообразования, традиционно использующиеся в языке для образования новых слов. Способом образования называют возмож­ность создания слова в языке по определенной моде­ли с теми или иными элементами (приставками, суф­фиксами, постфиксами, путем сложения или сокраще­ния основ, путем перехода одной части речи в другую или путем слияния компонентов). В связи с этим в лин­гвистике выделяют морфологический (аффиксация — суффиксация, префиксация, смешанная аффиксация и сложение основ) и неморфологический (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический) способы образования слов.

При этом ведущим способом является морфоло­гический. Префиксацией называют образование слов при помощи приставок: неудача, аморальный, побе­леть. Суффиксацией называют образование слов при помощи суффиксов и постфиксов, как выраженных ма­териально, так и невыраженных: увлечь, внучок, синь, заплыв и др. Суффиксы образуют слова двух видов: с тем же значением, но с новым оттенком (оценочные суффиксы): сапожище, полюшко и с новым значением (смысловые суффиксы): мужество, испытатель, удар­ник. Смешанная аффиксация — это способ образова­ния, при котором используются различные элементы: приземлиться, безголовый, вдуматься, перелесок. Об­разовываются слова в языке и путем сложения основ, полных или сокращенных: ПК (буквенное сложение), ГУМ (звуковое сложение), ООО (звуко-буквенное сло­жение), КАМаз (смешанное сложение), самолет (сложе­ние основ), диван-кровать (сложение полных слов).

Неморфологические способы позволяют образовать новое слово, соединяя два воедино: впередсмотрящий, сегодня — это лексико-синтаксический способ, рас­ширив или изменив значение слова: молния (явление природы) и молния (застежка), мышь (животное) и мышь (компьютерная) — это лексико-семантический способ, переведя слово из одной части речи в другую: столо­вая, отдыхающие, воннослужащий — это морфолого-синтаксический.

Знание основ теории словообразования поможет выяснить, что же представляет собой словообразова­тельная норма. Существует ли такое понятие в лингви­стике? Нужна ли она? Ведь богатство и красота речи заключаются и в словообразовательных возможностях, которые служат для четкости и полноты выражения задуманной мысли. Следовательно, без осознания сущ­ности словообразовательной нормы нам не обойтись.

Словообразовательная норма — правила постро­ения слов по словообразовательным моделям в полном соответствии со словообразовательным значением язы­ковых единиц. Словообразовательная норма регули­рует употребление таких слов в языке, которые извест­ны всем носителям языка. Вспомним хотя бы некото­рые слова с суффиксом -лив-, существующие в языко­вой системе, и обнаружим совершенно неожиданно для себя системно проявляющиеся закономерности. У слов со значением признака с суффиксом -лив----дождли­вый, талантливый, смешливый, говорливый — словообразовательное значение определено как «характе­ризующийся отношением к тому, что названо в слове, от которого образовалось прилагательное» , или «име­ющий свойства того, о чем говорится в данном слове, склонный к тому или иному действию». Сама словооб­разовательная система открыта, то есть дает возмож­ность носителям языка создавать неограниченное ко­личество новых слов по уже существующим языковым моделям. И те, и другие демонстрируют возможности, заложенные в системе языка. Только в одном случае это возможности, которые уже пробили себе дорогу, а в другом — это не нормированные, а скорее глубин­ные, с трудом выбивающиеся на поверхность возмож­ности. И в этом случае главным регулятором, ограни­чивающим отбор слов, является норма. Таким обра­зом, словообразовательная норма — это не только правила создания слов в языке, но и правила их употребления в речи.

Императивная словообразовательная норма ог­раничивает возможность создания в языке слов по про­извольно выбранным словообразовательным моделям без учета производящей основы и не позволяет исполь­зовать в речи слова, не принятые в данном языковом коллективе. Например, слова разговаривателъ, спа-телъ (из детской речи) нарушают общеязыковую нор­му (правильно собеседник, спящий) — они образова­ны не по традиционной словообразовательной модели, как и слова толстец (ср.: толстяк), скупяк (ср.: ску­пец). Таким образом, словообразовательная норма оп­ределяет, какие слова можно использовать в речи как литературные, обязательные для всех говорящих, а какие нельзя употреблять, несмотря на то, что теоре­тически они возможны в языке. Норма определяет выбор слова в соответствии со словообразователь­ной моделью, общеупотребительной на данном этапе развития общества.

Но норма, как видим, не исключает использования подобных слов в случае их функциональной необходимости. В.А. Звягинцев утверждал, что человек на уровне системы оперирует не словами, а понятиями, из соста­ва которых он и подбирает нужное слово, чтобы с воз­можной точностью выразить в речи свою мысль: «В процессе подыскивания нужного слова человек мысленно бродит по закоулкам имеющегося в его распоряжении семантического поля (смыслового), испытывая много­кратно описываемые «муки слова», стремясь поймать за хвост ускользающее из памяти самое точное, самое подходящее». Всем понятны, слова нервотрепатель, горовсходителъ, не правда ли? А вызывают ли недо­умение и непонимание такие прилагательные, к&кжур-чливый, склерозливый, будоражливый? Они прозрач­ны по словообразовательной структуре и значению. Они созданы по общим языковым моделям. Но они не при­няты системой языка, их употребление ограничено раз­говорным (индивидуальным) стилем речи, и, следова­тельно, они нарушают словообразовательную норму. Такие слова получили в языке название «окказиона­лизмы» («родившиеся по случаю»), или «индивидуаль­но-авторские образования». Окказионализмы можно считать вариантами литературных слов с пометой — «стилистические».

Важно понять, что в языке нет ничего случайно­го, и даже случайно, казалось бы, появившиеся слова лишь заполняют пустующие места в огромной слово­образовательной системе. Их появление реализует по­тенциальные возможности языковой системы. Так, число слов, обозначающих цвет (колоративных), мо­жет быть существенно пополнено словами красненъ, голубень, беленъ, желтенъ, синенъ и т.п. «На выцвет­шей голубени неба — нещадное солнце, бестучье да коричневые полудужья распростертых крыльев кор­шуна». «Раньше времени высветлила седина лисью рыжевень коршуновской бороды» (М. Шолохов). За­метьте, у окказиональных образований снимается яр­кость цвета в значении слова. Расширение объема зна­чения слова тоже возможно при таком потециальном словообразовании: непроглядъ, непролазъ, невидь — «дорога манила людей шагать туда, за изумрудную, неясную, как сон, нитку горизонта, в неизведанное пространство, текла в невидъ» (М. Шолохов). Слово­образовательная норма отделяет общеупотребительные единицы от индивидуально употребительных: седина (от седой) — норма, седость — нарушение; славный (от слава) — норма, славнецкий — нарушение; крик — норма, кричня — нарушение. Как видим, наруше­ние возникает при условии невыполнения хотя бы од­ного из требований словообразовательной языковой мо­дели: смелость, мудрость — постоянные качества, се­дость (ср.: седина — непостоянное); глубина, ширина, толщина — выражается значение признака, проявля­ющегося в различной степени (ср.: устаревшие слова тонина, сутулина, пестрина). Значение пренебрежи­тельности — ласкательности, придаваемое слову суф­фиксом -ИШК-, дает широкие возможности в словот­ворчестве и уступает место норме стилистической: ад-вокатишко, конишко, ружьишко, катеришко. «Воз­никновению новообразований внутри продуктивного словообразовательного типа препятствует формальная и семантическая невозможность присоединения оп­ределенного форманта (элемента, образующего сло­ва, — уточнение наше) к основе слова. Это означает, что норма накладывает ограничения на возможнос­ти образования слов по тому или иному типу, если слово с подобным значением уже есть в системе языка в другом словообразовательном типе. Вспомним: седи­на - седость - седота - седение; враг - вражина - враженок. Во всех новых словах реализуется нереали­зованная часть системы.

Диспозитивные нормы в словообразовании, пред­ставляющие равноправные единицы, отмечены в слова­рях незначительно: полнехонький и полнешенький, ле­гохонький и легошенький, радехонек и радешенек, здо­ровехонький и здоровешенький, лебедь и лебедушка, во­робушек и воробышек. Эти слова взаимозаменяемы, то есть не обладают стилистическими отличиями. Есть единицы, отличающиеся по стилю или времени упот­ребления, но существующие параллельно в системе: акушер и уст. акуш\о\р, въедливый и доп. въедчивый, летчик и уст. летун.

Важно помнить, что все функции языка взаимно обусловлены, следовательно, языковая система должна служить выполнению одной функции — быть непосред­ственным отражением мысли. Таким образом, следова­ние словообразовательной норме в речи связано, преж­де всего, с глубоким знанием законов, существую­щих в языке, а умение тонко чувствовать нюансы, возникающие при образовании слов, — это талант, который необходимо воспитывать в себе.

Словообразовательная норма не столь жестко рег­ламентирует словоупотребление, как акцентология и орфоэпия, но обязательно учитывает уместность ис­пользования той или иной языковой единицы. Когда хочется уйти от шаблона и условностей, проявить свой творческий дар, создать в речи тонкую игру красок, следует подумать, целесообразно ли это. И если да, то можно попробовать — словообразовательная система языка вам поможет. Русский язык совершенствуется по законам соответствия мира слов миру мыслей, по­этому нужно проникать в суть вещей, а не скользить по поверхности. Только тогда языковая система откро­ет нам свои тайны, законы и возможности.

Соотнесите полученные знания со схемой, отража­ющей основные положения лекции.

Схема 1

Словообразовательные нормы

ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ
языковые учитель воспитатель поскользнуться насмехаться охранник обольщение чёрствость владелец языковые легонький и легенький летчик и (доп. уст.) летун воробушек и воробышек
  речевые (индивидуально-авторские) Охранитель Забыватель реализователь бояка обольщаемость плохиш черствятина дрыхач владетель

Схема 2

Общая схема способов словообразования

 
  Расставьте ударения. Сверьтесь со словарем. - student2.ru

Проверьте себя

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие понятия в лингвистике существуют для обозначения словообразовательных явлений?
  3. Что представляет собой словообразовательная норма?
  4. Какие способы словообразования вам известны?
  5. Что такое функциональная необходимость при создании новых слов?
  6. Как представлены в системе языка диспозитивные нормы?
  7. Для чего служит словообразовательная окказио­нальность?
  8. Жестко ли регламентирует словообразователь­ная норма свои правила?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

Наши рекомендации