Расставьте ударения. Сверьтесь со словарем.
Важный, важна, важны; ведомость, ведомости (мн. ч.)» ведомостей; вить, вила, вили; гнать, гнала, гнали; десна, десны (мн. ч.), десен; драть, драла, драли; задарить, задарит, задарят; задолбить, задолбит, задолбят, задолбленный; земля, земли (мн. ч.), землями; изрешетить, изрешетит, изрешетят, изрешеченный; клясть, кляла, кляли; лапоть, лапти, лаптей; налиться, налилась, налились; развести, разведенный, разведена, разведены; река, реки (мн. ч.), рекам; скатерть, скатерти, скатертей; склеить, склеит; склонить склонюсь, склонишься; туфля, туфли (мн. ч.), туфлями; шестерня, шестерни (мн. ч.), шестерен; щуплый, щупла, щупло, щуплы; ясли, яслей; ясный, ясна, ясны.
9. Проанализируйте данные отрывки из стихотворений: укажите отступления от современных акцентологических норм. Чем они вызваны? Выделите акцентологические варианты, фонетические архаизмы.
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
(Ф. Тютчев)
Желанье счастия в меня вдохнули боги:
Я требовал его от неба и земли
И вслед за призраком, манящим издали,
Жизнь перешел до полдороги.
(Е.А. Баратынский)
Как свежей утренней порою
В жемчуге утреннем цветы,
Она пленяла красотою,
Своей не зная красоты.
(В.А. Жуковский)
И гусары в модном свете,
В вицмундрирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!
(Д.В. Давыдов)
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
(А.С. Пушкин)
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары,
да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем
от засухи.
(А.С. Пушкин)
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...
(А.С. Пушкин)
Так! перенес я годы заточенья,
Изгнание, и срам, и сиротство;
Но под щитом святого вдохновенья,
Но здесь во мне пылало божество!
(В.К. Кюхельбекер)
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,__
Не выходи тогда на шумный пир людей...
(М.Ю. Лермонтов)
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
(И.А. Бунин)
С помощью толковых словарей русского языка, «Словаря трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой подберите по 3 пары слов, которые в зависимости от места ударения различаются как варианты: 1) общеупотребительный и профессиональный; 2) стилистически нейтральный и стилистически маркированный; 3) современный и устарелый.
Образец:
Компас — (проф.) компас
Астроном — (проф.) астроном
Фреза — (проф.) фреза
Факсимиле — (разг.) факсимиле
Украинский — (уст.) украинский
Филёр — (прост.) филер
Запомните!
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Императивные нормы | Диапозитивные нормы |
А Августовский Агент Алкоголь Алфавит Апостроф Асимметрия | А апартаменты - (доп.) апартаменты |
Б Баловать - балованный Безудержный Бензопровод Блокировать Боязнь Бряцание Бюрократия Бочковый | Б баржа и баржа близки и близки |
В Валит валом Верба Вероисповедание Включит Вменит в обязанность Возраст - возрастов Втридорога | В вперегонки и вперегонки |
Г Гастрономия Генезис Гербовый Гусеница Грушевый | Г гренки - (доп.) гренки |
Д Давнишний Дефис Диспансер Донельзя Досуг Древко Дремота Духовник | Д договор - (доп.) договор деньгам - (доп.) деньгам |
Е Еретик | |
Ж Ждало, ждала | |
Завидно Заглянет Загнутый Загодя Задолго Законнорождённый Закупорить Звонит Заплесневеть Запломбированный Знамение | завихриться и завихриться заискриться и заискриться |
И Икс - икса Иконопись Индустрия | |
К Каталог Кашлянуть Квартал Кедровый Километр Кладовая Коклюш Корысть Костюмированный Кулинария Кухонный Крапива Красивее Кремень | К кожанка - (доп.) кожанка колледж - (доп.) колледж казаки и казаки |
Л Ломоть Лубочный | Л лосось и лосось |
М Маркетинг - маркетинговый Маркировать Мастерски | М мельком - (доп.) мельком мизерный - (доп.) мизерный мышление и мышление |
Н Надолго Наискось Намерение - Насквозь Насорит Некролог | Н наперчит- (доп.) наперчит накрошит и накрошит насолит и (доп.) насолит |
О Обеспечение Облегчить, облегчение Ободрить Опериться Оптовый Осуждённый Осведомить Осмысление | О отморожение и отморожение отсвет - (доп.) отсвет |
П Памятуя Паралич Партер Первенствовать Подралась Похороны - похорон - похоронам Предвосхитить Премировать Приговор Приданое Призыв Принудить | П переходный и переходной пиццерия и пиццерия подростковый - (доп.) подростковый |
Р Радушный Ремень Рассредоточение | Р ржаветь и ржаветь ракушка - (доп.) ракушка |
С Сабо Санитария Сирота - сироты Сироты - сирот Сливовый Соболезнование Созыв Средства Статуя Столяр | С сосенка и сосенка строчной и строчный счастлива - (доп.) счастлива судья - судей - судей |
Т Танцовщица Торт-торты-тортам Третировать Туфля - туфли - туфель | Т табели - (доп.) табеля |
У Убыстрить - убыстренный Уведомить - уведомленный Углубить Украинский Умерший Усугубить Ушибить | У устьевой и устьевый |
Ф Фарфор Феномен (явление) Форзац | Ф феномен - (доп.) феномен (человек) фобия и фобия |
X Ходатайство Хозяева Христианин | X хаос и хаос холеный - (доп.) холеный |
Ц Цемент Центнер Цепочка Цепь - цепей Цыган | Ц церковка и церковка |
Ч Черпать | Ч черкать и черкать |
Ш Швея Шмыгнуть | |
Щ Щавель Щекотка Щель - щели - щелей Щёлка | |
Э Эксперт - экспертный | |
Ю Юродивый | |
Я Ягодицы Языковой (о языке) Языковая (колбаса) |
Методические рекомендации по изучению акцентологического минимума
1. Методически эффективно самостоятельно составлять тексты, содержащие максимальное количество слов, имеющих трудности в произношении в связи с необычностью, как нам кажется, постановки ударения. Предлагаем несколько вариантов решения этой задачи.
Вариант 1
Стоял жаркий августовский день. Агент запыхался и мельком взглянул на осужденного с золотой цепочкой на шее, который не так давно углубил путь нефтепровода, чтобы облегчить жизнь новорожденным сиротам, которых в поселке насчитывалось более двух третей. Эксперт кашлянул, чихнул, словно у него был коклюш, и сорвал с дерева — грушу-дичку.
По улице шла костюмированная процессия, и впереди нее девушка, красивее которой агент не видел. Процессия двинулась вверх по кварталу. По негласному договору агент и эксперт двинулись за ней. Их ждала встреча с хозяином, живущим в апартаментах. Раньше он был столяр, а теперь стал важным человеком.
Хозяева встретили их радушно — ходатайство они получили. Гостей ждало угощение: свекла, трюфели, кедровые орешки, творог, тефтели, несколько разных тортов — все с оптового рынка. После обеда гости почувствовали, как ими овладели дремота, зевота и даже какая-то ломота.
Расплатившись с хозяином деньгами, они вернулись в свой дом. Левая туфля эксперта страшно жала, и нога приняла уродливый вид. Но это совсем не смущало и даже не раздражало его: дело было сделано. Нефтепровод они продали втридорога.
Раевская Анна,
студентка Донского
педагогического колледжа
Вариант 2
Агент 007, чтобы облегчить себе дорогу в апартаменты и не покупать нефть и нефтепродукты втридорога, проник на нефтепровод на самолете. Он более двух третей пути, запыхавшись, пробежал, не дожидаясь напарника. Хотя его напарник был экспертом по нефтепродуктам, он решил без него взглянуть мельком на квартал №5, где находился бензин всех марок. Там он увидел осужденного Иванова, который охранял огромные емкости. Он когда-то расплачивался с ним фальшивыми деньгами за золотые цепочки. Иванов работал столяром и часто ходатайствовал перед своими хозяевами об оптовых ценах на золото в те далекие времена.
Агент чихнул, кашлянул, зевнул, таким образом он подавал знаки своему напарнику. Его ждало разочарование, так как вместо квартала №5 за стеклом он увидел витрину: на полках стояли баллоны с соком, сливовым и грушевым, торты, пачки с творогом, лежало килограммов пять баклажанов. А внизу, на полу, стояла целая этажерка с туфлями разных размеров и с фотографиями детей различных возрастов. «Куда я попал! — подумал Агент. — Наверное, произошли кадровые изменения, и мне об этом не сообщили. А где же бензин, куда делся нефтепровод? »
Но эти мысли не облегчили его состояние, а лишь напугали - Договор был нарушен. Вероятно, подвел компас.
Савенко Анна,
студентка Донского
педагогического колледжа
2. Не менее эффективен способ запоминания с помощью так называемых учебных стихов мнемонического характера (мнемоника — наука об укреплении памяти), в которых сложные для запоминания слова рифмуются с хорошо известными и не проблемными. Предлагаем некоторые из возможных вариантов текстов.
Мой любимый цвет — зеленый.
Мой любимый торт — слоеный,
Я пиджак ношу кроеный.
Запах не люблю паленый.
Утащил багдадский вор
Очень важный договор.
А ведет свой разговор
О любви багдадский вор.
Очень любит среди строф
Появляться апостроф.
Заменяет твердый знак.
Не читается никак.
Где цыплята —
Там и квочка.
Очень легкая цепочка.
Ну какая тут работа?!
То зевота, то дремота,
То покушать мне охота,
То находит вдруг ломота.
Быстро не влезает в шорты
Тот, кто очень любит торты.
Не надеть тогда ботфортов
Всем любительницам тортов.
Любоваться только кортами ,
Наслаждаться только тортами.
Жил балованный ребенок,
Он капризничал с пеленок.
Плакал, злился и сердился
И остался без силенок.
Самойлова Анна,
студентка Донского
педагогического колледжа
Попробуйте использовать эти рекомендации, и тогда
акцентологическая норма станет вашим другом.
Лекция 9
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Наш русский язык... способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А. Добролюбов
План
1. Словообразовательная система русского языка. Основные терминологические понятия.
2. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке.
3.Понятие окказиональной нормы в словообразовании.
Словарный состав русского языка постоянно изменяется. Одна из важных черт, характеризующих словарную систему, — это пополнение словаря новыми единицами, возникающими в языковой системе путем видоизменения слов, издавна существующих в языке. Словообразование — особый раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов, а также собственно процесс образования новых слов. В атом разделе языка изучается роль значимых частей слова (морфем) в создании новых слов и исследуются процессы словообразования.
Еще не так давно сведения о словообразовании включались в описание грамматического строя языка. И лишь в начале 20 века благодаря усилиям, прежде всего, Ф.Ф. Фортунатова, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова словообразование оформилось в самостоятельную научную дисциплину.
Вопрос о важности словообразовательных знаний и их влиянии на речевую культуру личности широко не рассматривался в научной литературе, и, видимо, назрела необходимость определения места словообразовательной нормы в общей системе языковых норм. В связи с этим следует выяснить сущность ряда словообразовательных понятий — словообразовательный тип, словообразовательное значение, словообразовательный способ, словообразовательная модель, производная основа, производящая основа, что поможет не только уяснить значение собственно терминов, существующих в словообразовании, но и объяснит многие процессы, происходящие в языке и влияющие на культуру создания слов и, следовательно, на культуру употребления этих слов в речи.
Словообразовательным типом называют схему построения слов определенной части речи, независимо от значения единицы. В словообразовательном типе все единицы относятся к одной части речи и имеют одинаковый элемент, служащий для образования нового слова. Так, слова учитель, воспитатель, основатель, строитель относят к одному словообразовательному типу, потому что все они образованы от глаголов при помощи суффикса -тель, вносящего в слова общее значение «тот, кто производит действие, указанное в слове, от которого образовано новое слово», а слова укрывший, разбивший, застывший относятся к другому словообразовательному типу, имеющему значение «тот, который совершил действие, указанное в глаголе, от которого слово образовано», и это значение вносит суффикс -вш-. Словообразовательные типы могут быть продуктивными, то есть активно использующимися в языке при построении новых слов (стекольщик, строение, заботливый), и непродуктивными, то есть мало или редко используемыми носителями языка для образования новых единиц, например, приставка су- в слове сугроб, супруг, суглинок; суффикс -арь: рыбарь, пахарь.
Словообразовательное значение — это то общее значение, которое отличает все вновь образованные слова (мотивированные) от тех, которые послужили им основой для их образования (мотивирующие). Так, суффикс -тель, как мы могли видеть в предыдущем примере, имеет значение представителя какой-либо профессии, а суффикс -вш----показатель причастия со значением «тот, кто осуществлял данное действие».
Схема построения единиц, которая характеризуется их формальной общностью, называется словообразовательной моделью. Таким образом, мы строим слова всегда по определенной модели. Например, мудрость, сухость, активность, ловкость, верность и т.п. образованы от имен прилагательных при помощи суффикса -ость со значением свойства, обозначенного в том слове, от которого они образованы.
Образование нового слова на основе уже имеющегося в языке возможно лишь при условии, если не нарушены законы словообразования. Первый закон гласит: слова образуются только на основе семантической выводимости. Это означает, что все вновь созданные слова связаны по смыслу с тем словом, которое стало первым, исходным для остальных единиц. Так, слово старый стало исходным для слов старец и старик, стареть и старить, старость, старина, старомодный и старорежимный, старуха и старье. Словообразовательная структура вновь созданного слова состоит как бы из двух блоков — фундамента слова и строительного материала в виде словообразовательных элементов. Для обозначения блока фундамента традиционно принят термин производящая основа, то есть основа того слова, от которого образовано производное.
Второй закон словообразования — слова образуются от производящих слов или их основ. Основа может быть непроизводной, состоящей только из корня (дом, вода, белый), либо производной, состоящей из корня и еще как минимум одного словообразовательного элемента (домик, подводный, пароход). В непроизводной основе содержатся части слова, которые не важны для словообразовательной структуры данного слова. Новая же единица образуется при помощи одного словообразовательного компонента. Так, непроизводная основа учу является производящей основой для слова уч-и-(тъ), учи----производящая основа для слова учитель, учитель — производящая основа для слова учительство.
Рассмотрим основные способы словообразования, традиционно использующиеся в языке для образования новых слов. Способом образования называют возможность создания слова в языке по определенной модели с теми или иными элементами (приставками, суффиксами, постфиксами, путем сложения или сокращения основ, путем перехода одной части речи в другую или путем слияния компонентов). В связи с этим в лингвистике выделяют морфологический (аффиксация — суффиксация, префиксация, смешанная аффиксация и сложение основ) и неморфологический (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический) способы образования слов.
При этом ведущим способом является морфологический. Префиксацией называют образование слов при помощи приставок: неудача, аморальный, побелеть. Суффиксацией называют образование слов при помощи суффиксов и постфиксов, как выраженных материально, так и невыраженных: увлечь, внучок, синь, заплыв и др. Суффиксы образуют слова двух видов: с тем же значением, но с новым оттенком (оценочные суффиксы): сапожище, полюшко и с новым значением (смысловые суффиксы): мужество, испытатель, ударник. Смешанная аффиксация — это способ образования, при котором используются различные элементы: приземлиться, безголовый, вдуматься, перелесок. Образовываются слова в языке и путем сложения основ, полных или сокращенных: ПК (буквенное сложение), ГУМ (звуковое сложение), ООО (звуко-буквенное сложение), КАМаз (смешанное сложение), самолет (сложение основ), диван-кровать (сложение полных слов).
Неморфологические способы позволяют образовать новое слово, соединяя два воедино: впередсмотрящий, сегодня — это лексико-синтаксический способ, расширив или изменив значение слова: молния (явление природы) и молния (застежка), мышь (животное) и мышь (компьютерная) — это лексико-семантический способ, переведя слово из одной части речи в другую: столовая, отдыхающие, воннослужащий — это морфолого-синтаксический.
Знание основ теории словообразования поможет выяснить, что же представляет собой словообразовательная норма. Существует ли такое понятие в лингвистике? Нужна ли она? Ведь богатство и красота речи заключаются и в словообразовательных возможностях, которые служат для четкости и полноты выражения задуманной мысли. Следовательно, без осознания сущности словообразовательной нормы нам не обойтись.
Словообразовательная норма — правила построения слов по словообразовательным моделям в полном соответствии со словообразовательным значением языковых единиц. Словообразовательная норма регулирует употребление таких слов в языке, которые известны всем носителям языка. Вспомним хотя бы некоторые слова с суффиксом -лив-, существующие в языковой системе, и обнаружим совершенно неожиданно для себя системно проявляющиеся закономерности. У слов со значением признака с суффиксом -лив----дождливый, талантливый, смешливый, говорливый — словообразовательное значение определено как «характеризующийся отношением к тому, что названо в слове, от которого образовалось прилагательное» , или «имеющий свойства того, о чем говорится в данном слове, склонный к тому или иному действию». Сама словообразовательная система открыта, то есть дает возможность носителям языка создавать неограниченное количество новых слов по уже существующим языковым моделям. И те, и другие демонстрируют возможности, заложенные в системе языка. Только в одном случае это возможности, которые уже пробили себе дорогу, а в другом — это не нормированные, а скорее глубинные, с трудом выбивающиеся на поверхность возможности. И в этом случае главным регулятором, ограничивающим отбор слов, является норма. Таким образом, словообразовательная норма — это не только правила создания слов в языке, но и правила их употребления в речи.
Императивная словообразовательная норма ограничивает возможность создания в языке слов по произвольно выбранным словообразовательным моделям без учета производящей основы и не позволяет использовать в речи слова, не принятые в данном языковом коллективе. Например, слова разговаривателъ, спа-телъ (из детской речи) нарушают общеязыковую норму (правильно собеседник, спящий) — они образованы не по традиционной словообразовательной модели, как и слова толстец (ср.: толстяк), скупяк (ср.: скупец). Таким образом, словообразовательная норма определяет, какие слова можно использовать в речи как литературные, обязательные для всех говорящих, а какие нельзя употреблять, несмотря на то, что теоретически они возможны в языке. Норма определяет выбор слова в соответствии со словообразовательной моделью, общеупотребительной на данном этапе развития общества.
Но норма, как видим, не исключает использования подобных слов в случае их функциональной необходимости. В.А. Звягинцев утверждал, что человек на уровне системы оперирует не словами, а понятиями, из состава которых он и подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль: «В процессе подыскивания нужного слова человек мысленно бродит по закоулкам имеющегося в его распоряжении семантического поля (смыслового), испытывая многократно описываемые «муки слова», стремясь поймать за хвост ускользающее из памяти самое точное, самое подходящее». Всем понятны, слова нервотрепатель, горовсходителъ, не правда ли? А вызывают ли недоумение и непонимание такие прилагательные, к&кжур-чливый, склерозливый, будоражливый? Они прозрачны по словообразовательной структуре и значению. Они созданы по общим языковым моделям. Но они не приняты системой языка, их употребление ограничено разговорным (индивидуальным) стилем речи, и, следовательно, они нарушают словообразовательную норму. Такие слова получили в языке название «окказионализмы» («родившиеся по случаю»), или «индивидуально-авторские образования». Окказионализмы можно считать вариантами литературных слов с пометой — «стилистические».
Важно понять, что в языке нет ничего случайного, и даже случайно, казалось бы, появившиеся слова лишь заполняют пустующие места в огромной словообразовательной системе. Их появление реализует потенциальные возможности языковой системы. Так, число слов, обозначающих цвет (колоративных), может быть существенно пополнено словами красненъ, голубень, беленъ, желтенъ, синенъ и т.п. «На выцветшей голубени неба — нещадное солнце, бестучье да коричневые полудужья распростертых крыльев коршуна». «Раньше времени высветлила седина лисью рыжевень коршуновской бороды» (М. Шолохов). Заметьте, у окказиональных образований снимается яркость цвета в значении слова. Расширение объема значения слова тоже возможно при таком потециальном словообразовании: непроглядъ, непролазъ, невидь — «дорога манила людей шагать туда, за изумрудную, неясную, как сон, нитку горизонта, в неизведанное пространство, текла в невидъ» (М. Шолохов). Словообразовательная норма отделяет общеупотребительные единицы от индивидуально употребительных: седина (от седой) — норма, седость — нарушение; славный (от слава) — норма, славнецкий — нарушение; крик — норма, кричня — нарушение. Как видим, нарушение возникает при условии невыполнения хотя бы одного из требований словообразовательной языковой модели: смелость, мудрость — постоянные качества, седость (ср.: седина — непостоянное); глубина, ширина, толщина — выражается значение признака, проявляющегося в различной степени (ср.: устаревшие слова тонина, сутулина, пестрина). Значение пренебрежительности — ласкательности, придаваемое слову суффиксом -ИШК-, дает широкие возможности в словотворчестве и уступает место норме стилистической: ад-вокатишко, конишко, ружьишко, катеришко. «Возникновению новообразований внутри продуктивного словообразовательного типа препятствует формальная и семантическая невозможность присоединения определенного форманта (элемента, образующего слова, — уточнение наше) к основе слова. Это означает, что норма накладывает ограничения на возможности образования слов по тому или иному типу, если слово с подобным значением уже есть в системе языка в другом словообразовательном типе. Вспомним: седина - седость - седота - седение; враг - вражина - враженок. Во всех новых словах реализуется нереализованная часть системы.
Диспозитивные нормы в словообразовании, представляющие равноправные единицы, отмечены в словарях незначительно: полнехонький и полнешенький, легохонький и легошенький, радехонек и радешенек, здоровехонький и здоровешенький, лебедь и лебедушка, воробушек и воробышек. Эти слова взаимозаменяемы, то есть не обладают стилистическими отличиями. Есть единицы, отличающиеся по стилю или времени употребления, но существующие параллельно в системе: акушер и уст. акуш\о\р, въедливый и доп. въедчивый, летчик и уст. летун.
Важно помнить, что все функции языка взаимно обусловлены, следовательно, языковая система должна служить выполнению одной функции — быть непосредственным отражением мысли. Таким образом, следование словообразовательной норме в речи связано, прежде всего, с глубоким знанием законов, существующих в языке, а умение тонко чувствовать нюансы, возникающие при образовании слов, — это талант, который необходимо воспитывать в себе.
Словообразовательная норма не столь жестко регламентирует словоупотребление, как акцентология и орфоэпия, но обязательно учитывает уместность использования той или иной языковой единицы. Когда хочется уйти от шаблона и условностей, проявить свой творческий дар, создать в речи тонкую игру красок, следует подумать, целесообразно ли это. И если да, то можно попробовать — словообразовательная система языка вам поможет. Русский язык совершенствуется по законам соответствия мира слов миру мыслей, поэтому нужно проникать в суть вещей, а не скользить по поверхности. Только тогда языковая система откроет нам свои тайны, законы и возможности.
Соотнесите полученные знания со схемой, отражающей основные положения лекции.
Схема 1
Словообразовательные нормы
ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ | ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ |
языковые учитель воспитатель поскользнуться насмехаться охранник обольщение чёрствость владелец | языковые легонький и легенький летчик и (доп. уст.) летун воробушек и воробышек |
речевые (индивидуально-авторские) Охранитель Забыватель реализователь бояка обольщаемость плохиш черствятина дрыхач владетель |
Схема 2
Общая схема способов словообразования
Проверьте себя
- Что такое словообразование?
- Какие понятия в лингвистике существуют для обозначения словообразовательных явлений?
- Что представляет собой словообразовательная норма?
- Какие способы словообразования вам известны?
- Что такое функциональная необходимость при создании новых слов?
- Как представлены в системе языка диспозитивные нормы?
- Для чего служит словообразовательная окказиональность?
- Жестко ли регламентирует словообразовательная норма свои правила?
УПРАЖНЕНИЯ
Поразмышляем вместе