Соотнесите со схемой полученные теоретические знания.
Схема 1
Орфоэпические нормы
Императивные | Диспозитивные |
- обязательные для использования всеми членами языкового коллектива | - имеющие варианты |
1. Собственно фонетические (языковые) для гласных | 1. нейтральные - стилистические упругий - доп. уст. упруг\ой\ сон\э\т и сонет во\жж\и и во\жжы\ |
а) редукция (ослабление звучания гласных в потоке речи) к\а\ров\ъ\ с\ъ\м\а\пет | |
б) переход И в Ы перед твердым согласным: с\ы\грой пед\ы\нститут | |
в) отсутствие О в безударном положении: г\ъ\в\а\рить | смысловые истекший (год) - ист\о\кший кровью |
для согласных г) смягчение согласных в определенных позициях: камен\ь\щик в\ь\езд | |
д) оглушение и озвончение согласных \з\бить про\зь\ба утю\к\ | |
е) выпадение согласных: стн, здн мес\?\ный, праз\?\ный | |
ж) стяжение согласных: дт и тч = ц три\ ц \ать | |
2. Традиционные \ш\то, \ш\тобы, красив\ава\ |
Проверьте себя
1. Как складывался русский литературный язык?
2. Какие концепции происхождения русского языка вы знаете?
3. Какие произносительные варианты долгое время сосуществуют вместе?
4. Связаны ли варианты произношения с орфографией?
5. Какие императивные нормы вы можете назвать?
6. Что вы узнали о произношении сочетаний звуков ЧН, ЗЖ, ЖЖ, Г?
7. В чем источники отклонения от произносительной нормы?
УПРАЖНЕНИЯ
Поразмышляем вместе
1. Что означают слова шпатлевка и шпаклевка? Зависит ли их значение от произношения?
Образец размышления
Эти существительные имеют значение «замазка для заполнения неровностей какой-нибудь поверхности» и «процесс нанесения этой замазки при подготовке этой поверхности к покраске». Образованы они от разных глаголов: шпаклевка — от шпаклевать, а шпатлевка — от шпатлевать. В 19 веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант — шпадлевка (от глагола шпад-левать в том же значении). Все три русских глагола восходят к одному и тому же немецкому глаголу, звуковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи — шпатлевать (шпадлевать с озвончением Т) и шпаклевать (возможно, не без влияния слов пакля, паклевать). Если словарь В.Даля отмечает троякое варьирование глагола, не отдавая предпочтения ни одному из них, то Академический словарь 1847 года закрепляет лишь один вариант — шпаклевка, шпаклевать. Эта общелитературная норма сохраняется и до нашего времени. А врианты шпатлевать и шпатлевка — расцениваются как архаичные, устарелые. Правда, они по традиции могут сохраняться в профессиональной речи маляров, ремонтных рабочих. Более того, вариант с Т поддерживается словом шпатель — «инструмент для нанесения шпаклевки», пришедшим из немецкого языка. В старину слово могло иметь и иной звуковой облик — шпахтель, который соответствовал немецкому слову шпаклевка.
(Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?»)
2. Определите, какое слово является лишним (по произношению):
1) Конечно, нарочно, игрушечный;
2) Что, чтобы, нечто;
3) Млечный, восточный, пустячный;
4) Безоблачный, беспечно, яичница;
5) Табачный, сказочный, скворечник.
Кто прав?
Один ученик говорит «Софья Ильини\шн\а», второй — «Софья Ильини\чн\а»?
4. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах.
Нам за суетность мала месть —
Мир, где так непривычно и тихо,
И не верится вовсе, что есть
Тот Арбат или, скажем, Плющиха.
Но чтоб вовсе забыть их не смог
И чтоб сам забывался не больно,
Отдаленный, но внятный шумок
К нам доносится бесперебойно.
(К. Ваншенкин)
...А мосту хоть бы что!
Висит в огнях красавец наш,
поджарый, молодой,
как будто высший пилотаж
свершает над водой.
(С. Васильев)
Огней московских перехлест
до моего доходит зренья,
как до иных мерцанье звезд
над крайней улицей селенья.
(И. Волин)
И купцы,
просветленные службой воскресною,
И студент,
что ночной пробирается Преснею...
И склоняются головы
под абажурами
Над комплектами «Нивы»,
такими громоздкими,
И витают, витают
над нами — подростками —
Звуки грустного вальса
«На сопках Маньчжурии».
(В. Лившиц)
Мы вышли
Из блокадных дней
Суровей, строже, суше.
Сердца ж
Не стали холодней,
Черствей
Не стали души.
(Ю. Воронов)
В глубинах мирозданья слышу слово,
Его никто еще не смел найти.
С невыносимой маетой немого
Я вслух его хочу произнести.
(В. Лазарев)
Пройдя сквозь огонь грозовых канонад,
Сквозь беды, тревоги и боли,
Разъезд Дубосеково, словно солдат,
Глядит на зеленое поле.
(С. Баренц)
5. Объясните, какое орфоэпическое правило регулирует произношение сочетаний согласных в выделенных словах. Назовите причины отступления от правила.
Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. (А. Куприн)
Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры. (К. Паустовский)
Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек. (В. Гиляровский)
Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит. (Н.А. Некрасов)
Есть зимний дуб. Он зацветает позже. (А. Вознесенский)
Роман Данилевского «Сожженная Москва» посвящен событиям Отечественной войны 1812 года.
Это пахнет уже не романом,
так бывает пожар и дождь —
на ночь смывши глаза и румяна,
побледневшая, подойдешь.
(А. Вознесенский)
По летней Москве раскаленной,
Свистя, и звеня, и гудя,
Сверкающей грозной колонной
Шла светлая сила дождя.
(П. Семынин)
Словно цоканье далекой лошади,
Бьет по крышам теплый летний дождь
И лениво хлопает по площади
Тысячами маленьких ладош.
(К. Симонов)
Сколько елочных игрушек
Получали мы потом.
Тьму наборов и хлопушек,
Все с серебряным дождем.
(В. Соколов)
А мне светло и молодо
Когда идут дожди,
И капает из желоба:
Найди. Найди. Найди.
(М. Танич)
Прямит окрыленность рощ.
Синичий твой голос слышу,
как будто сквозь солнце дождь.
(Т. Сырыщева)
6. Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]?
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
(Ф. Глинка)
Кипит, как океан безбрежный...
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
(Д.В. Веневитинов)
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
(Ф.И. Тютчев)
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
(Ф.И. Тютч ев)
Земли, полуднем раскаленной,
Не освежила ночи мгла.
Заснул Тифлис многобалконный;
Гора темна, луна тепла...
(Я.П. Полонский)
7. Сгруппируйте слова с твердым согласным перед /Е/ в одну группу, с мягким — в другую, с вариативным — в третью:
Абрек, альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния, велотрек, водевиль, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, гантели, гейзер, гротеск, дебют, демагог, депрессия, декан, дебаркадер, дегустация, декольте, деликатес, депо, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, интервал, кларнет, консервы, кофе, крепдешин, кайзер, кинескоп, конферансье, модель, музей, нейрохирург, нейтрон, неофит, одеколон, панель, пантеон, партер, полонез, протез, протекция, презент, потенция, пудель, рандеву, регресс, резерв, рейд, рельс, сарделька, сателлит, свитер, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, тент, терапевт, термос, террор, турнепс, фильмотека, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, хорей, хормейстер, цитадель, шатен, шедевр, шинель, шоссе, штемпель, штепсель, шпатель, шпиндель, штемпель, экземпляр, экспресс, энергия, эстет.
8. Распределите слова по группам: а) слова, в которых произнесение безударных гласных соответствует орфоэпическим нормам; б) слова, в которых произнесение безударных гласных отклоняется от орфоэпических норм; в) слова, в которых возможны произносительные варианты безударных.гласных. Пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова (М., 2000) .
Адвокат, аромат, барокко, бокал, боливар, бордовый, булавка, горизонт, доставка, жара, жасмин, зоотехник, зоотехнический, инженер, инженю, коалиция, комильфо, концерт, корнет, мажордом, мотив, моховик (гриб), ноктюрн, номенклатура, оазис, отель, портшез, поэт, радио, рояль, сожаление, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, хаос, шапокляк, шедевр, шезлонг, шоссе, эволюция, ягуар, яхонт.
9. Укажите, в каких из перечисленных ниже слов под ударением произносится {о], а в каких — [э]:
Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, головешка, гренадер, грубошерстный, дверка, двоеженец, единоплеменный, желчь, жердочка, забредший, зацветший, зев, изрекший, изреченный, иноплеменник, исчеркивать, маневры, местоименный, нареченный, недоуменный, обзаведшийся, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, переведший, платеж, подшлемник, подшерсток, произведший, смятенность, современный, старьевщик, хребет, шлем, щелка, ярем.
10. Установите, в каких словах произносится мягкий согласный в результате смягчения:
Авансировать, адъютант, актер, арбитр, ассистент, астероид, безверие, безделье, боязнь, бренчать, введение, ветвистый, гвоздь, грязь, затмение, злить, змея, навзничь, наездник, наследник, резкий, рытвина, свекла, съемка, твердый.