Соотнесите со схемой полученные теоретические знания.

Схема 1

Орфоэпические нормы

Императивные Диспозитивные
- обязательные для использования всеми членами языкового коллектива - имеющие варианты
1. Собственно фонетические (языковые) для гласных 1. нейтральные - стили­стические упругий - доп. уст. упруг\ой\ сон\э\т и сонет во\жж\и и во\жжы\
а) редукция (ослабление звучания гласных в потоке речи) к\а\ров\ъ\ с\ъ\м\а\пет  
б) переход И в Ы перед твердым согласным: с\ы\грой пед\ы\нститут  
в) отсутствие О в безударном положении: г\ъ\в\а\рить смысловые истекший (год) - ист\о\кший кровью
для согласных г) смягчение согласных в опреде­ленных позициях: камен\ь\щик в\ь\езд  
д) оглушение и озвончение со­гласных \з\бить про\зь\ба утю\к\  
е) выпадение согласных: стн, здн мес\?\ный, праз\?\ный  
ж) стяжение согласных: дт и тч = ц три\ ц \ать  
2. Традиционные \ш\то, \ш\тобы, красив\ава\  

Проверьте себя

1. Как складывался русский литературный язык?

2. Какие концепции происхождения русского язы­ка вы знаете?

3. Какие произносительные варианты долгое время сосуществуют вместе?

4. Связаны ли варианты произношения с орфогра­фией?

5. Какие императивные нормы вы можете назвать?

6. Что вы узнали о произношении сочетаний зву­ков ЧН, ЗЖ, ЖЖ, Г?

7. В чем источники отклонения от произноситель­ной нормы?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

1. Что означают слова шпатлевка и шпаклевка? За­висит ли их значение от произношения?

Образец размышления

Эти существительные имеют значение «замазка для заполнения неровностей какой-нибудь поверхности» и «процесс нанесения этой замазки при подготовке этой поверхности к покраске». Образованы они от разных глаголов: шпаклевка — от шпаклевать, а шпатлевка — от шпатлевать. В 19 веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант — шпадлевка (от глагола шпад-левать в том же значении). Все три русских глагола восходят к одному и тому же немецкому глаголу, зву­ковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи — шпатлевать (шпадлевать с озвончением Т) и шпаклевать (возможно, не без влия­ния слов пакля, паклевать). Если словарь В.Даля от­мечает троякое варьирование глагола, не отдавая предпочтения ни одному из них, то Академический сло­варь 1847 года закрепляет лишь один вариант — шпак­левка, шпаклевать. Эта общелитературная норма со­храняется и до нашего времени. А врианты шпатле­вать и шпатлевка — расцениваются как архаичные, устарелые. Правда, они по традиции могут сохранять­ся в профессиональной речи маляров, ремонтных рабо­чих. Более того, вариант с Т поддерживается словом шпатель — «инструмент для нанесения шпаклевки», пришедшим из немецкого языка. В старину слово мог­ло иметь и иной звуковой облик — шпахтель, который соответствовал немецкому слову шпаклевка.

(Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?»)

2. Определите, какое слово является лишним (по про­изношению):

1) Конечно, нарочно, игрушечный;

2) Что, чтобы, нечто;

3) Млечный, восточный, пустячный;

4) Безоблачный, беспечно, яичница;

5) Табачный, сказочный, скворечник.

Кто прав?

Один ученик говорит «Софья Ильини\шн\а», вто­рой — «Софья Ильини\чн\а»?

4. Объясните, на какие нормы произношения опира­ются рифмы в данных стихах.

Нам за суетность мала месть —

Мир, где так непривычно и тихо,

И не верится вовсе, что есть

Тот Арбат или, скажем, Плющиха.

Но чтоб вовсе забыть их не смог

И чтоб сам забывался не больно,

Отдаленный, но внятный шумок

К нам доносится бесперебойно.

(К. Ваншенкин)

...А мосту хоть бы что!

Висит в огнях красавец наш,

поджарый, молодой,

как будто высший пилотаж

свершает над водой.

(С. Васильев)

Огней московских перехлест

до моего доходит зренья,

как до иных мерцанье звезд

над крайней улицей селенья.

(И. Волин)

И купцы,

просветленные службой воскресною,

И студент,

что ночной пробирается Преснею...

И склоняются головы

под абажурами

Над комплектами «Нивы»,

такими громоздкими,

И витают, витают

над нами — подростками —

Звуки грустного вальса

«На сопках Маньчжурии».

(В. Лившиц)

Мы вышли

Из блокадных дней

Суровей, строже, суше.

Сердца ж

Не стали холодней,

Черствей

Не стали души.

(Ю. Воронов)

В глубинах мирозданья слышу слово,

Его никто еще не смел найти.

С невыносимой маетой немого

Я вслух его хочу произнести.

(В. Лазарев)

Пройдя сквозь огонь грозовых канонад,

Сквозь беды, тревоги и боли,

Разъезд Дубосеково, словно солдат,

Глядит на зеленое поле.

(С. Баренц)

5. Объясните, какое орфоэпическое правило регули­рует произношение сочетаний согласных в выде­ленных словах. Назовите причины отступления от правила.

Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. (А. Куприн)

Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжа­ние рессоры. (К. Паустовский)

Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покры­ваясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой экипажей, телег, ломовых полков и водовоз­ных бочек. (В. Гиляровский)

Столб насекомых над ней колыхается, жалит, ще­кочет, жужжит. (Н.А. Некрасов)

Есть зимний дуб. Он зацветает позже. (А. Возне­сенский)

Роман Данилевского «Сожженная Москва» посвя­щен событиям Отечественной войны 1812 года.

Это пахнет уже не романом,

так бывает пожар и дождь —

на ночь смывши глаза и румяна,

побледневшая, подойдешь.

(А. Вознесенский)

По летней Москве раскаленной,

Свистя, и звеня, и гудя,

Сверкающей грозной колонной

Шла светлая сила дождя.

(П. Семынин)

Словно цоканье далекой лошади,

Бьет по крышам теплый летний дождь

И лениво хлопает по площади

Тысячами маленьких ладош.

(К. Симонов)

Сколько елочных игрушек

Получали мы потом.

Тьму наборов и хлопушек,

Все с серебряным дождем.

(В. Соколов)

А мне светло и молодо

Когда идут дожди,

И капает из желоба:

Найди. Найди. Найди.

(М. Танич)

Прямит окрыленность рощ.

Синичий твой голос слышу,

как будто сквозь солнце дождь.

(Т. Сырыщева)

6. Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]?

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!..

(Ф. Глинка)

Кипит, как океан безбрежный...

Найду ли я утес надежный,

Где твердой обопрусь ногой?

(Д.В. Веневитинов)

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

(Ф.И. Тютчев)

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

(Ф.И. Тютч ев)

Земли, полуднем раскаленной,

Не освежила ночи мгла.

Заснул Тифлис многобалконный;

Гора темна, луна тепла...

(Я.П. Полонский)

7. Сгруппируйте слова с твердым согласным перед /Е/ в одну группу, с мягким — в другую, с вариатив­ным — в третью:

Абрек, альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния, велотрек, водевиль, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, гантели, гейзер, гротеск, дебют, демагог, депрессия, декан, дебаркадер, дегуста­ция, декольте, деликатес, депо, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, интервал, кларнет, консервы, кофе, крепдешин, кайзер, кинескоп, конфе­рансье, модель, музей, нейрохирург, нейтрон, неофит, одеколон, панель, пантеон, партер, полонез, протез, протекция, презент, потенция, пудель, рандеву, рег­ресс, резерв, рейд, рельс, сарделька, сателлит, свитер, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, тент, терапевт, термос, террор, турнепс, фильмотека, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, хорей, хормейстер, цитадель, шатен, шедевр, шинель, шоссе, штемпель, штепсель, шпатель, шпиндель, штемпель, экземпляр, экспресс, энергия, эстет.

8. Распределите слова по группам: а) слова, в кото­рых произнесение безударных гласных соответ­ствует орфоэпическим нормам; б) слова, в которых произнесение безударных гласных отклоняется от орфоэпических норм; в) слова, в которых возмож­ны произносительные варианты безударных.глас­ных. Пользуйтесь «Орфоэпическим словарем рус­ского языка» под ред. Р.И. Аванесова (М., 2000) .

Адвокат, аромат, барокко, бокал, боливар, бордо­вый, булавка, горизонт, доставка, жара, жасмин, зоо­техник, зоотехнический, инженер, инженю, коалиция, комильфо, концерт, корнет, мажордом, мотив, мохо­вик (гриб), ноктюрн, номенклатура, оазис, отель, порт­шез, поэт, радио, рояль, сожаление, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, хаос, шапокляк, шедевр, шез­лонг, шоссе, эволюция, ягуар, яхонт.

9. Укажите, в каких из перечисленных ниже слов под ударением произносится {о], а в каких — [э]:

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, голо­вешка, гренадер, грубошерстный, дверка, двоеженец, единоплеменный, желчь, жердочка, забредший, зац­ветший, зев, изрекший, изреченный, иноплеменник, исчеркивать, маневры, местоименный, нареченный, недоуменный, обзаведшийся, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, переведший, пла­теж, подшлемник, подшерсток, произведший, смятен­ность, современный, старьевщик, хребет, шлем, щел­ка, ярем.

10. Установите, в каких словах произносится мягкий согласный в результате смягчения:

Авансировать, адъютант, актер, арбитр, ассистент, астероид, безверие, безделье, боязнь, бренчать, введение, ветвистый, гвоздь, грязь, затмение, злить, змея, навзничь, наездник, наследник, резкий, рытвина, свек­ла, съемка, твердый.

Наши рекомендации