Изменяя силу голоса и тембр, используя элемент звукоподражания, исполните колыбельную от лица лошади, свиньи, наседки, щуки, кошки.
И-го-го! — поет лошадка, —
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Стала петь мышонку щука
— Не услышал он ни звука:
Открывает щука рот,
А не слышно, что поет.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю, баюшки — хрю-хрю,
Успокойся, говорю.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка,
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло,
Там и тихо, и тепло.
(С. Маршак)
Дикция — это следующий компонент техники речи, требующий специального рассмотрения. В отличие от бытовой, речь профессионала должна отличаться дик-ционной чистотой, четкостью, разборчивостью. «Лет 20 назад... при поступлении на работу, связанную с выходом в эфир, претенденты обязательно сдавали экзамен, состоящий из чтения новостей, художественной прозы и стихов, импровизаций. У них отмечались дефекты произношения, общий интеллектуальный уровень», — пишет М. Гоголева в «Литературной газете» и с иронией добавляет: «А сейчас... даже непрофессионалу нетрудно заметить, что некоторые ведущие увлекаются скороговоркой (вероятно, с целью экономии дорогостоящего эфира), забывая, что она хороша только при отличной дикции. И тогда мы слышим, как предприятие из «эффективно работающего» превращается в «фиктивно работающее», «дедушка» — в «деушку» (читай «девушку»), «сфинкса» — в «свинкса»... Мурашки бегут по коже, когда слышишь, что куда-то «трупы прибыли» (трубы прибыли?) и удивляешься, что «молодежь просит наркотиков» (молодежь против наркотиков?). После прослушивания таких сообщений уже легко проглатываются и «с наилучшими пожевания-ми», и «прощай, любимый голод».
Возникает вопрос, почему в некоторых случаях мысль так уродуется при ее воплощении в речи. Прежде всего, потому, что человек не владеет техникой речи и, в частности, дикционной четкостью. Нечеткость произношения порождается небрежным отношением к произносительной стороне речи, дикционной неряшливостью, не имеющей отношения к дефектам речи, над исправлением которых работают специалисты-логопеды. Дикция имеет эстетическую ценность, это один из самых ярких показателей культуры звучащей речи.
Дикция — четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме языка. Четкое, разборчивое артикулирование звуков напрямую связано с тренированностью артикуляционного аппарата — губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Поэтому артикуляционная гимнастика — необходимое условие тренировки органов речи, их энергичной работы, следовательно, — выработки дикционной четкости. В процессе упражнений приобретаются стереотипы движения органов речи, необходимые для произношения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают устранить неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность, растянутость и некоторые другие недостатки речи. После того как они будут устранены, следует отрабатывать правильные фонетические позиции при произнесении гласных и согласных звуков. Работая над дикцией, нужно помнить о важности отработки окончаний слов, чтобы они звучали отчетливо (-ей, -ов, -ым), удвоенных согласных, чтобы звук произносился как долгий, словосочетаний, образующих так называемые «смысловые сдвиги»: «Слыхали ль вы?» — «Слыхали львы», «под арку» — «подарку» и др.
Для развития дикционной четкости эффективна работа с чистоговорками, в которых повторяется нужный нам звук, и со скороговорками, способствующими быстрой смене артикуляционных позиций. С этой же целью используются различные дикционные упражнения.
Упражнения на дикцию
Упражнения № 1
Упражнение для губ:
1. Движение замкнутых губ вперед, вправо, влево (при сжатых челюстях).
2. Движение сжатых губ вперед и в стороны (на улыбку) при сжатых челюстях.
3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх (челюсти сжаты).
4. Движение сомкнутых губ вперед и затем круговое движение ими (сначала медленно, постепенно все убыстряя), сначала в правую сторону, затем в левую.
5. Верхняя губа поднимается вверх (не слишком высоко, чтобы не обнажать десен).
6. Нижняя губа опускается вниз (при неподвижной нижней челюсти).
Все эти упражнения тренируют губы, делают их легкоподвижными, упругими, что способствует четкому произнесению звуков.
Упражнение № 2
Упражнение для челюсти:
1. Раскрыть рот (расстояние между губами примерно 3 см). Язык должен лежать плашмя, кончик — у концов нижних резцов (передних зубов). Спинка языка слегка углублена, корень языка, как при зевке. Упражнение проделать 5—6 раз.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед.
3. Круговое движение нижней челюсти — вправо и влево.
Эти упражнения отрабатывают четкость движений и подвижности нижней челюсти, что способствует четкости артикуляции.
Упражнение № 3
Упражнение для языка:
1. Язык высунуть и опустить вниз, выдвинуть вперед, поднять вверх, убрать за зубы.
2. Движение кончика языка у углов приоткрытого рта — вправо и влево.
3. Поднять язык вверх и повернуть назад к маленькому язычку, вернуть в исходное положение.
Упражнение № 4
Энергично произнесите П-В, П-Г. Эти звуки укрепляют мышцы губ.
Для укрепления мышц языка энергично произнесите Т-Д, Т-Д, Т-Д.
Для укрепления мышц глотки энергично произнесите К-Г, К-Г, К-Г.
Упражнение № 5
Читайте слоги быстро.
ро ра рэ ру ря ре рю ри рё
мо ма му мы мэ мя ме мю ми ме
мо ло дец ты мы мо лод цы
ла ло лу лы лэ ля ле лю ли ле
на но ну ны нэ ня не ню ни не
ца цо цу цы цэ ша шо шу ши ше
би бэ ба бо бу бы ки кэ ка ко ку кы
по ббо пу ббу пы ббм ик эк ак ок оу ык
пе пя пе пю бе бя бе ги гэ га го гу гы
иг эг аг ог уг ыг
Упражнение № 6
Произнесите звуки четко, ритмично:
ви-вэ-ва-ву-во-вы
фи-фэ-фа-фо-фу-фы
фиви-фэвэ-фава-фофо-фуву-фывы
фифи-вэфэ-вафа-вофо-вуфу-выфы
ти-тэ-та-ту-ты
ит-эт-ат-от-ут-ыт
ди-дэ-да-до-ду-ды
ид-эд-ад-од-уд-ыд
до-ду-да — гудят провода
та-та-та — открывай ворота
день — дед — дом — дуб — душ
дверь — двор — дрозд — друг — дрожь
зуб — зуд — звук — звон — зонт
жар — жарь — жадь — жук
ли-ле-ля-ле-ло-лы
лил-лэлл-лалл-лолл-лулл-лылл
ни-нэ-на-но-ну-ны
ми-ма-мо-му-мы-ма
ло-ло-ло — как на улице тепло
за-за-за-за — здесь привязана коза
зы-зы-зы-зы — мало травки у козы
зу-зу-зу-зу — отвязали мы козу
зи-зи-зи-зи-зи — обезьянку привези
зя-зя-зя-зя-зя — обезьянкам здесь нельзя
зи-зи-зи-зи-зи — раз нельзя — не привози
Скороговорки
Скороговорки могут служить материалом для упражнений по технике речи и выразительному чтению.
В работе со скороговоркой нужно, прежде всего, добиваться чистоты и ясности их звучания. С этой целью каждую скороговорку рекомендуется произносить сначала только артикуляционною (беззвучно), затем тихо, громче и, наконец, совсем громко. Не следует стремиться сразу быстро говорить скороговорку. Сначала нужно произнести ее медленно, старательно выговаривая каждый звук, затем постепенно переходить к произнесению скороговорки в темпе обычной речи, а затем убыстрять темп, доходя до очень быстрого.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тугогуб, тугогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
На дворе трава, на траве дрова, не коли дрова на траве двора.
Два дровосека, два дровокола, два дворуба.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпачить, пе-ревыколпаковать, надо колокол переколоколовать, пе-ревыколоколовать.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палке, палка ударила галку.
У Фени фуфайка, у Фай туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Палкой Саша шишки сшиб.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Столько у молодца золотца, что пуговка оловца.
Полчетверти четверика чечевица без червоточины.
Мылась Мила мылом.
Полили ли лилию, видали вы Лидию?
Маланья — болтунья, молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Все бобры добры до своих бобрят.
Добыл бобыль бобров.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
У нас на дворе-подворье погода размокропогоди-лась.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель на щи.
Летели три вороны — черные, пестроголовы.
Орел на горе, перо на орле.
На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
У боярина-бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра — лучше всякого добра.
Не перчи, Петр, поросенка перцем, а то переперчишь поросенка перцем.
Возле леса на пригорке тридцать три стоят Егорки. Из-за леса, из-за гор едет к ним еще Егор.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Интонация — еще один важный компонент техники речи. Случается, что человека, имеющего хорошие речевые данные: правильное дыхание, благозвучный голос, четкую дикцию, — слушать затруднительно. Его речь может быть содержательной, но удерживать к ней внимание долго не удается. Даже интересная, оригинальная мысль, озвученная монотонно, невыразительно, перестает интересовать слушателей. Чаще всего затрудненное восприятие устного высказывания объясняется неумением говорящего правильно, грамотно интонировать свою речь. По утверждению специалистов, 17— 20% информации слушателю дает интонация. А детские психологи утверждают, что психологически ребенок обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова.
Таким образом, правильная интонация звучащей речи — одно из главных условий успешности работы человека, чья профессиональная деятельность связана с говорением. Интонация — сложное явление. Под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Так как каждый из компонентов интонации взаимодействует с другими, это понятие трудно расчленить. Но все же для выяснения всех сторон интонационной выразительности речи следует это сделать. Интонация — выразительное средство устной речи.
Основные компоненты интонации следующие:
— тон голоса, определяющий характер звучания, эмоциональную окраску речи;
— интенсивность, или сила звучания, определяющая динамику речи, и выражаемую в ударениях;
— темп, определяющий ритм речи и выражаемый в длительности звучания и остановках (паузах);
— тембр, заключающийся в дополнительной артикуляционно-акустической окраске голоса, ее колорит.
Термин «тон», используемый в разных сферах (физике, медицине, живописи, музыке и др.), при всем различии его толкований все же имеет нечто общее — он обозначает оттенок звука, цвета, ритма. В процессе речи движение голоса осуществляется по звукам разной высоты. С помощью тона создается мелодический рисунок речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических фигур. Полная включает в себя повышение — кульминационный пункт — и последующее понижение: В наш город пришла зима. Нисходящая — с понижением голоса к концу: Зима пришла! Восходящая — с повышением голоса к концу: Зима пришла? Монотонная — с незначительными повышениями и понижениями голоса (как правило, на низком регистре): Снегом занесло улицы.
Благозвучие речи складывается из разнообразия мелодических фигур. Поэтому каждый, кто пытается воздействовать на собеседника голосом, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие. Интонационно-мелодический рисунок читателю нередко подсказывают знаки препинания:
— точке присуща полная интонационная фигура звукового понижения;
— вопросительный знак требует резкого и быстрого подъема на вопросительном слове;
— восклицательный знак определяет нисходящую фигуру с резким понижением к концу предложения;
— запятая характеризуется небольшим повышением звука, как бы предупреждающим, что продолжение фразы следует;
— на двоеточии, тире — большее повышение звука (своего рода звуковой толчок) с более длительной паузой, чем на запятой.
В речевой практике мелодика многих синтаксических построений принята как нормативная: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная, противительная, аффективная (эмоциональная). Именно они и создают те яркие мелодические оттенки, которые делают звучащую речь благозвучной, приятной для восприятия.
Недостатком речи считается монотонность, которая возникает тогда, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи. Такая речь утомительна для слуха. Правда, в определенных высказываниях монотон обусловлен речевой ситуацией, например, когда речь идет о чем-то однообразном, повторяющемся.
Высота тона может определяться эмоциональным состоянием говорящего. Бодрое, жизнеутверждающее или же взволнованное состояние, как правило, выражается в словах, которые произносятся высоким тоном, как говорят специалисты, «в плоскости верха». Наоборот, грустное, подавленное настроение проявляется в приглушенных низких тонах — «в плоскости низа». Задача профессионала — определить диапазон своего голоса и уметь переводить его на разные регистровые уровни. Делать это надо легко и непринужденно.
Другой компонент интонации: сила голоса — это его звучность, громкость. Она различается на слух по степени интенсивности звучания. Уровень интенсивности может быть низким, средним и высоким. Случается, что меняется не уровень силы звучания, а направление и характер интенсивности. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.
Ударение является элементом интенсивности звучания. Оно отличается большей длительностью и высотой произношения гласной в ударном слоге, который звучит и с большей силой сравнительно с безударным. Логическое ударение — это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Если в предложении, взятом вне контекста, логическое ударение можно ставить почти на каждом слове, то в контексте оно ставится с учетом смысла высказывания. Так, например, поочередно перемещая логическое ударение в предложении В воскресенье дети ездили на экскурсию мы получаем в нем новые смысловые оттенки.
Но не всегда логическое ударение подсказывается смыслом высказывания. Установлены логические правила устной речи, которые важно знать говорящему. Вот некоторые из них:
1. Логическое ударение подает на слова, которые противопоставляются: Не пойман — не вор.
2. Чтобы привлечь внимание к новому понятию, его выделяет логическим ударением: Зима пришла в наш город.
3. Прилагательное, как правило, не принимает на себя логического ударения.
4. Частицы «НЕ» и «НИ», сливаясь со словом, к которому относятся, интонационно не выделяются.
5. Инверсивный член принимает на себя логическое ударение. Сравните: Синее небо и небо синее.
6. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Ее уста, как розы, рдеют (А. С. Пушкин).
7. В предложении с однородными членами каждый из них принимает на себя логическое ударение: Идет, гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум (А. Некрасов)/
8. При сочетании двух существительных, отвечающих на вопрос чей? чего?, ударение падает на существительное в родительном падеже: Чьи это слова? — Это слова учителя литературы.
9. Нельзя ставить логическое ударение на местоимениях, например, в таких сочетаниях: благодарю вас: извините меня.
10. На слова сам, сама, совсем, совершенно, тоже, еще падает ударение. Это слова особого значения. Их называют выделительными: Вы это совсем не поняли. Я сделаю это сама (сам).
Правила эти применяются не механически, а с учетом ситуации речи, содержания текста.
Однако в звучащей речи важно выделять не только отдельные слова, но и смысловые блоки, называемые речевыми тактами. В их центре как раз и находится слово, на которое падает логическое ударение. Паузы, которые отделяют один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Они не только объединяют слова в речевые такты, но и отделяют их друг от друга. Пауза может стать одним из приемов логического выделения слова. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность и в то же время осуществляют переход от одной части высказывания к следующей. В зависимости от места постановки паузы — между речевыми тактами, предложениями, абзацами, главами — их длительность-различна. Соответственно бывают паузы короткие, средние и длинные. Однако паузы различаются не только по длительности, но и по значению. Психологические паузы используются в эмоциональной речи для выражения чувства — волнения, негодования, радости, страха и т.д.: Да как ты (П) пошел? Вас ждет (П) приятный сюрприз.
В поэтической речи (в стихах) используются короткие ритмические (стиховые) паузы после каждой строки.
В обыденной речи нередки физиологические паузы, вызванные утомлением, физической слабостью, сонливостью и т.д.
Человеку, выступающему перед аудиторией, следует помнить о начальной паузе (ее задача — привлечь слушателей) и финальной, завершающей выступление.
Как уже отмечалось, все компоненты интонации взаимосвязаны. Тон, интенсивность звучания, наличие пауз определяют такой компонент интонации, как темп. Темп — это скорость произнесения речевых элементов. Нормальный ритм — 120 слов в минуту. Темп может замедляться или ускоряться в зависимости от содержания высказывания, эмоционального настроя, ситуации речи. Строчки из стихотворения С. Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы нашей столицы» мы будем произносить в ускоренном темпе. Другие, из этого же стихотворения, — медленнее: «Шаг. Остановка. Другой. Остановка». И в первом, и во втором случае темп определяется содержанием фраз, частотой пауз и длительностью звучания. Эмоциональность высказывания: волнение, тревога, радость — также ведут к ускорению темпа и соответственно — к повышению тона. Инертность, подавленные чувства, раздумье выражаются медленнее и соответственно — пониженным тоном.
Если человек собирается выступать публично (с докладом, сообщением, речью), ему следует предварительно в тексте разметить речевые такты, расставить логические ударения, паузы, выстроить так называемую логическую перспективу речи, то есть выявить главные логические акценты и второстепенные. Стоит подумать о силе голоса: громкость речи должна соотноситься с величиной помещения и количеством присутствующих в нем людей. Важно также помнить о темпе высказывания. Быстрая речь может вызвать у слушателей утомление и желание отключиться от ее восприятия. Замедленная речь ослабляет внимание и тоже утомляет. Поэтому с учетом излагаемого материала темп нужно то замедлять (выделяя самые значительные места), то ускорять (в местах не столь значительных). Следует знать также, что торжественная речь в официальной обстановке перед большой аудиторией должна быть неторопливой, четкой, разборчивой. Такой стиль произношения называется полным. В бытовой ситуации чаще всего используется неполный, разговорный стиль речи.
Последний компонент интонации — тембр. Это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Индивидуальность тембра связана с особенностями устройства гортани, ротовой и носовой полости человека. Помимо основного тона, в результате большего или меньшего напряжения органов речи образуются добавочные звуки (обертона), которые и придают ему особую окраску. Вот почему тембр еще называют цветом голоса. Тип голоса может быть общим (бас, баритон, тенор), но тембр неповторим. Несмотря на индивидуальную голосовую окраску, человек умеет в известном пределе менять тембральные оттенки, отчего его голос может звучать то глуше, то звучнее, то резче, то мягче, то ярче, то тусклее. В художественном чтении тембр используется для создания речевых характеристик персонажей.
Правильное интонирование делает речь выразительной. Выразительность речи имеет свою шкалу: от минимума, обеспечивающего понимание, до многоцветного, артистического исполнения, раскрывающего перед собеседником всю глубину мысли и чувства.